Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Приложение 7 Уроки общения в начальной школе
Занятие № 1
Цель: ознакомить с основными способами общения: речь, мимика, жесты.
Упражнение I. «Давайте познакомимся и. Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его по имени. Упражнение можно повторять несколько раз и на нескольких уроках.
Первый «секрет» общения - называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
Упражнение 2. «Паровозик». Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место- это их «станция». Один из участников - «паровозик». Его задание -обойдя всех, собрать пассажиров под музыку или песню «Мы едем, едем, едем». Когда «паровозик» собрал всех, руководитель может спросить, кого он взял первым и почему. Это упражнение дает возможность определить выборы ребят.
Затем предлагается занять свои места на стульях. Руководитель знаком и I с правилами общения между собой.
Упражнение 3. «Лица». Руководитель рисует на доске или вывешивает картинки:
- веселое лицо; - хитрое лицо;
-плачущее лицо; -удивленное лицо;
- хмурое лицо; -испуганное лицо.
Предлагается определить, что выражают эти лица. Преподаватель объясняет, что выражение лица называется «мимика» (слово проговаривается хором, записывается на доске).
Упражнение 4. «Маски». Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление и т. д. Остальные должны определить, удалось ли изобразить «маску».
Упражнение 5. «Жесты». Преподаватель объясняет, что разговаривать можно и с помошью жестов. Предлагается вспомнить, какие жесты знают ребята, какие используют при общении (как жестом остановить машнт. попросить разрешения на уроке, поздороваться, попрощаться и т. д.)
Упражнение 6. «Иностранец», Вы попали в другую страну, не знаете языка, вас не понимают. Спросите дорогу: в зоопарк, в бассейн, на площадь, где стоит памятник, в кинотеатр, в кафе, на почту и т. д.
Упражнение 7. «Этиразные апова». Преподаватель говорит о значении слова в общении. С помощью слова можно приласкать, прогнать, огорчит ь, согреть, обидеть. Просит привести примеры, как словом можно приласкать человека, как ободрить, как прогнать и т.д.
Упражнение 8. «Тише, Танечка, не плачь», Девочка упала, разбила коленку, ей больно. Найди ласковые слова, чтобы успокоить ее. Девочка должна с помощью мимики и жестов показать боль. Остальные по очереди должны выразить ей свое сочувствие.
В конце урока еще раз повторите способы общения (мимика, жесты, речь). Закрепляется новое .понятие «мимика» и повторяется первый «секрет» общения.
Ритуал прощания будет повторяться в конце каждого урока. С помощью жестов сделай другу подарок. Преподаватель начинает первым. Передают цветы, книгу, солнце и т. д. и обязательно выясняют, понял ли ребенок, что ему подарили или передали.
Домашнее задание. Рисунок на тему «Подарок другу».
Занятие № 2
Цель: развивать внимание к окружающим людям.
Урок начинается с рассмотрения домашних рисунков. Выясняется, что хотел подарить ребенок и кому, почему именно этому ребенку.
Повторяется материал предыдущего урока и несколько упражнений по выбору преподавателя.
Второй «секрет» общения - будь внимателен к тем. кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
Упражнение !. «Опиши друга». Два человека стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду товарища; выясняется, кто оказался точнее при описании.
Упражнение 2. «Маленький художник». Один из участников - «художник». Он задумал нарисовать портрет друга. Он внимательно смотрит, выбирает «натуру», затем поворачивается спиной к ребятам и начинает «рисовать», т. е. дает словесный портрет. Остальные должны определить, кто был его моделью.
Упражнение 3. «Тропинка». Все встают вокруг и под музыку начинают движение. Дается команда «дождь» - все дети должны соединить руки над головой в центре круга. По команде «дождь» дети приседают, положив руки на голову. При команде «тропинка» - присоединяются по ходу движения, опустив голову и положив руки на плечи впереди стоящего. (Упражнение повторяется несколько раз.) Те, кто нарушил правила, садятся на свои места. В конце игры определяются самые внимательные.
Далее преподаватель просит вспомнить, что видели дети по дороге в школу, что необычного они заметили сегодня.
Упражнение 4, «Белые медведи». Снежная Королева заморозила Кая. Чтобы его разморозить, надо попасть в царство Снежной Королевы. Вход туда стерегут белые медведи. Они загадывают" загадки и пропускают только тех, кто эти загадки отгадал.
Выбирают двух «белых медведей». Ребята по очереди подходят к ним и слушают загадки. Тот, кто не может отгадать, отправляется в «лес» - в конец комнаты, где разложены ответы на загадки. Это могут быть предметы, игрушки, вырезанные из бумаги фигурки или карточки с написанными отгадками. Преподаватель может взять на себя роль «Снежной Королевы» и помогать белым медведям загадывать загадки.
Попавшие в царство «Снежной Королевы» должны «разморозить» Кая -мальчика, который сидит на стуле в застывшей позе. Нельзя дотрагиваться до него руками, можно пользоваться только мимикой и жестами. Победил тот, кто «оттаял» замороженного. Тот заулыбался, заморгал, зашевелился.
Урок заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова).
Домашнее задание. Рисунок на тему «Что я видел по дороге в школу».
Занятие № 3
Цель: развитие умения слушать собеседника, тренировка наблюдательное! и.
Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.
Вспоминаются выученные «секреты» общения и делаются упражнения на их закрепление (по выбору преподавателя или детей).
Упражнение I. (С мячом в кругу) - «Назови по имени».
Упражнение 2. «Прикосновения». Один из участников садится в центре круга на стул, глаза его закрыты, трое ребят по очереди подходят к нему н дотрагиваются до рук сидящего. Тот должен определить, кто к нему прикоснулся (назвать по имени).
Упражнение 3. «Испорченный телефон». По кругу передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Выясняется, какое слово начали передавать, где «телефон» испортился.
Упражнение 4. «Слушаем тишину». Предлагается всем детям закрыть глаза и послушать тишину: в коридоре, в комнате, на улице. Затем выяснить, кто и что услышал.
Третий «секрет» обшення - умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового!
Упражнение 5. «Интонация». Детям предлагается повторить с разной интонацией предложение (радостно, зло, задумчиво, с обидой); «Я получил три!»
Упражнение 6. «Сочиняв.» сказку». Предлагается всем взять из коробки по одной картинке (вырезки из журналов, сюжетные картинки). Начинаем сочинять сказку. Каждый ребенок должен придумать одно-два предложения, используя свою картинку. Сказка должна иметь общий сюжет. Затем обсуждение: получилась или нет сказка, почему.
В конце занятия повторяется третий «секрет» общения.
Ритуал прощания.
Домашнее задание. Рисунок на тему «О чем я мечтаю».
Занятие № 4
Цель: развивать воображение.
Урок начинается с рассмотрения рисунков. Обсуждается, о чем мечтают дети, есть ли у них общие мечты, что нужно сделать, чтобы мечта сбылась.
Упражнение I. «Если бы я был волшебникам». Руководитель предлагает каждому ребенку придумать рассказ-миниатюру на заданную тему.
Упражнение 2. «Подарок». Друг уезжает в далекое путешествие. Он уже сел в поезд. Вам хочется на прощание сделать ему подарок. Но в вагон уже не пускают. Подарок надо преподнести перед окном (с помощью мимики и жестов).
Упражнение 3. «Встреча». Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече. Дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки.
Упражнение 4. «Царевна Несмеяна». Чтобы развеселить Царевн) Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая, (Дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах.) Эта игра позволяет проследить, как дети узнали друг друга.
Упражнение 5. «Маленькийхудожники. Преподаватель предлагает вспомнить второй «секрет» общения и повторяет игру «Маленький художник».
Упражнение 6. «Опиши друга».
Упражнение 7. «Сравнения». Преподаватель предлагает детям сравнить своих друзей и себя с каким-либо цветком, деревом, зверюшкой и т. д. Затем спрашивается, почему выбрано такое сравнение.
Упражнение 8. «Волшебные картинки». Преподаватель показывает картинки с изображением (или рисует на доске):
шары на веревочке;
два круга, вложенных один в другой;
четыре соединенных треугольника.
Каждый из участников должен придумать названия для этих рисунков.
Упражнение 9. «Дорисуй».
Преподаватель раздает каждому ребенку листы с нарисованными фигурами:
круг;
прямоугольник;
треугольник и круг;
треугольник и прямоугольник.
Предлагается превратить эти фигуры в любые картинки, дорисовав необходимые детали. Затем обсуждается, чьи рисунки лучше, кто придумал больше картинок.
Урок заканчивается ритуалом прощания.
Домашнее задание. Рисунок на тему «Я и мои друзья в группе».
Занятие № 5
Цель: развитие уважения, вежливого отношения к людям.
Урок начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.
Упражнение 1. «Что можно сделать для друга». Руководитель предлагает детям подумать и сказать, что можно сделать для друга:
утешить - повторяется упражнение «Царевна Несмеяна»;
сделать подарок -упражнение «Подарок»;
поиграть -упражнения: игра «Путаница», «Испорченный телефон» и тл.
Далее руководитель предлагает игру в вежливые слова.
Упражнение 2. «Вежливые слова». Игра проводится в кругу с мячом. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется. Преподаватель предлагает называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности).
В конце упражнения спрашивается о том, какие чувства вызывают вежливые слова.
Упражнение3. «Розовоеслово "привет"». Руководительчитаетрассказ Дж. Родари «Розовое слово "привет"». «Один мальчик растерял все хорошие слова. Остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору. Тот сказал: „Открой рот, высуни язык, посмотри вверх, посмотри на кончик сво-
его носа, надуй щеки". Потом велел мальчику пойти поискать хорошие слова. Сначала мальчик нашел слово "у-у-уф"- тоже нехорошее слово, затем слово "отстань", тоже плохое. Наконец, он обнаружил розовое слово "привет"'. Положил его в карман, отнес домой и после этого научился говорил, хорошие слова и стал хорошим, добрым мальчиком».
Дети получают роли: мамы, мальчика, доктора и с помощью мимики, жестов и слов играют эту сцену.
Упражнение. 4. «Ссора». Двое детей стоят спинами друг к другу и притоптывают ногами, руки на поясе или за спиной. Затем помирились! Берутсяза руки, улыбаются, обнимаются.
Упражнение 5. «Магазин вежливых слов». На полках в магазине стояли вежливые слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), приветствия {здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойном ночи). Но вдруг подул ветер, и все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам.
Преподаватель заранее пишет слова на карточках. Ребята берут по очереди карточки со словами ирасставляют их на полки.
Четвертый «секрет» общения - будь вежлив, и у тебя будет много друзей!
В конце урока на прощание ребята говорят друг другу вежливые слова.
Домашнее задание. Рисунок на тему «Мой хороший поступок»,
Занятие № 6
Цель: развитие сочувствия, внимания, взаимоуважения.
Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения рисунков. Что значит хороший поступок?
Упражнение I. «Хороший поступок». Руководитель читает рассказ В. Осеевой «Просто старушка» (см. с. 125). Затем задает вопросы:
- Кто совершил хороший поступок?
- Как мальчик помог старушке? Почему он поступил так?
- Как бы поступила девочка, если бы была одна на улице?
- Как бы ты повел себя на месте этих детей?
Руководитель предлагает вспомнить «секрет» общения: «Будь внимателен к тому, что тебя окружает, и перед тобой откроется целый мир!»
Можно провести несколько упражнений на внимание: «Тропинка», «Маленький художник», «Опиши друга» и т. д.
Затем предлагается вспомнить вежливые слова (с мячом в кругу) и секрет: «Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!» Повторяется упражнение «В магазине вежливых слов».
Упражнение 2. «Лужа». Прошел сильный дождь, маленькая девочка осталась одна посредине большой лужи. Сама она не может выбраться. Помоги ей!
Ребята, выполняя задание, предлагают перекинуть бревнышко, маленькие дошечки, подать ру ку ит.д.
Урок заканчивается пожеланием хорошего настроения.
Домашнее задание. Рисунок на тему «Я и мое настроение».
Занятие № 7
Цель: развивать умение выражать свое настроение и чувствовать состояние другого.
Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.
Обсуждается вопрос: ((Что значит понимать настроение другого?»
Руководитель предлагает рассмотреть фотографин (вырезки из журналов) и определить наароение изображенных на них люден.
Упражнение 1. «Маски». Упражнение 2. «Интонации». Упражнение 3. «Цветопись настроения». Руководитель объясняет, что настроение может соответствовать определенному цвету. Вывешивает заранее приготовленную таблицу «Цветопись настроения», а на занятии объясняет:
красный цвет соответствует восторгу;
оранжевый-радости, веселью;
желтый - светлому, приятному настроению;
зеленый-состоянию покоя;
синий - грустному, неуверенному состоянию;
фиолетовый - тревожному, напряженному состоянию;
черный - упадку, унынию;
белый-страху.
Упражнение 4. «Цветик-многоцветик». Это упражнение помогает определять эмоциональное состояние детей и может быть использовано на уроках. В коробочках лежат вырезанные из цветной бумаги лепестки цветов. Руководитель предлагает каждому выбрать лепесток в соответствии с его настроением (или обозначить цветом настроение, с каким ребенок идет в школу, на урок, приходит домой и т. д.).
Из лепестков на доске или на специальной таблице составляется цветок.
Домашнее задание. Рисунок на тему «Я и мои шалости».
Занятие № 8
Цель: установление причин психологического дискомфорта, агрессин, формирование умения учитывать позицию другого. Урок начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.
Упражнение. 1. «Так будет справедливее». Руководитель читает рассказ: «Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться. Они то бегал и вокруг стол а, то кидались подушками. Вдруг щелкнул замок - это вернулась мама. Старший брат быстро сел на диван, а младший продолжал подбрасывать подушку и разбил люстру. Мама рассердилась и поставила его в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом. ((Почему ты так поступил?» - спросила мама. «Так будет справедливо», -ответил мальчик. Далее руководитель задает вопросы детям:
- Почему старший брат ответил так?
- Как ты думаешь, что сделает мама?
- Как бы ты повел себя на месте старшего брата?
Упражнение 2, «Ссора».
Упражнение 3, «Встреча», Пятый «секрет» общения: умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки. Упражнение 4. «Жмурки».
Упражнение 5. «Ключ». Руководитель зачитывает детям ситуацию и просит изобразить ее с помощью мимики и жестов. ]. Ребенок потерял ключ от квартиры. Он очень расстроен (выражение горя), но вот ключ нашелся (выражение радости). 2. Ребенок дома один. Ему скучно, грустно (выражение грусти). Но вот мама пришла с работы (выражение радости).
Упражнение 6. «Найди ведущего». Упражнение проводится в кругу. Выбирают ведущего и наблюдателя. Ведущий показывает движения, остальные участники за ним повторяют. Наблюдатель должен найти ведущего.
Упражнение 7. «Наузкой тропинке». Двое детей идут по «узкой тропинке» навстречу друг другу. (Она может быть нарисована мелом на полу.) С одной стороны гора, а с другой - пропасть. Как можно разойтись на этой узкой тропинке?
В конце урока повторяется пятый «секрет» общения. Ритуал прощания -в словесной форме, высказывая друг другу пожелания.
Домашнее задание. Рисунок на тему «Путешествие».
Занятие № 9
Цель: развитие умения задавать вопросы вежливого обращения, внимания. Урок начинается с рассмотрения домашних рисунков.
Упражнение I. «Иностранец».
Упражнение 2. «Науяице». Руководитель предлагает детям спросить с помощью вежливых слов, как пройти: к зоопарку; к бассейну; к метро; к музею ит. д.
Вспоминают четвертый «секрет» общения.
Упражнение 3. «Интервью». Руководитель предлагает детям ситуацию: «Вы прилетели из далекой страны, где были на экскурсии. В аэропорту вас встречает корреспондент газеты и просит вас ответить на его вопросы».
«Корреспондента» выбирают ребята или назначает руководитель. Он задает каждому из участников вопросы, связанные с путешествием, и выслушивает ответы.
Упражнение 4. «"Да" и "Нет" не говорите». Руководитель предлагает поиграть в игру, гае есть спешIальные условия - нельзя говорить «Да» и «Нет» и выбирать черный и белый цвета. «Вам король [Грислал пакет, а в пакете ] 00 монет. Что хотите, то возьмите, черный с белым не берите, «Да» и «Нет» не говорите».
Далее руководитель задает каждому ребенку вопросы. Если ребенок нарушает условия, он платит«фант». В конце игры выбирают «зеркало», которое определяет задание для каждого «фанта». (Задания должны включить элементы из пройденного материала: выразить с помощью мимики и жестов что-либо, отгадать загадку и т. д.) Вспоминают третий «секрет» общения. Урок заканчивается ритуалом прощания.
Домашнее задание. Нарисовать то, что особенно запомнилось на занятиях.
Занятие № 10
Цель: умение выразить свои чувства, симпатии, взаимопонимание. Это занятие заключительное- На нем предлагается повторить выученные секреты общения и наиболее понравившиеся упражнения.
Занятие начинается с рассмотрения домашних рисунков. В заключение предлагается упражнение «Пожелания». Ребята по очереди дарят друг другу (или высказывают) свои пожелания.
Приложение 8
Сюжетные картинки
для составления связного рассказа
МАЙ |
125
126
127
см
Список литературы
1. Авдеева НИ., Елагина М.Г., Мещерякова СЮ. Психологи
ческие основы формирования личности. - М., 1986.
2. Лдилоеа М.Ш. Особенности психомоторики детей с задерж
кой психического развития младшего школьного возраста //Дефек
тология. - 1988. - № 4.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического
развития. /Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.
4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в кол
лективе. -М., 1988.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991.
6. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов
учебной деятельности у детей с задержкой психического развития.—
М.,1972.
7. БурлачукЛ.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психо
логической диагностике. - Киев, 1989.
8. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной дея
тельности детьми с задержкой психического развития //Дефектоло
гия. - 1986. - №4.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в разви
тии. -М, 1973.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии //Собр. соч.: В 6 т. -
М., 1983.
И. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития //Дефектология. -1986.-№3.
12. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.Л. Вла
совой, В.И. Лубовского, НА. Цыниной. - М., 1984.
13. Егорова ТВ. Особенности памяти и мышления младших
школьников, отстающих в развитии. -М., 1973.
14. Ефимеикова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча
щихся начальных классов. - М., 1991.
/5. Жареикова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология. — 1975. —№ 4.
16. Карпона Г.А.. Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика
учащихся с задержкой психическою развития. - Екатеринбург, 1995.
17. КоломинскшЯМ. Психология детского коллектива. - Минск,
1984.
18. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной [-отовности де
тей с задержкой психического развития к школьному обучению: Ав-
тореф. дис. канд. псих. наук. - М., 1986.
Содержание
Предисловие ..................................................................................................... 3
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития............................................................................ 5
Особенности мышления................................................................................. 15
Особенности памяти и внимания................................................................ 20
Особенности речи............................................................................................ 24
Особенности моторики................................................................................... 34
Учебная мотивация......................................................................................... 38
Эмоциональная сфера.................................................................................... 47
Особенности поведения................................................................................. 58
П р ил о ж ения .......................................................................................... 63
Приложение 1. Программа изучения ребенка......................................... 63
Приложение 2. Психолого-педагогическая карта учащегося
с задержкой психического развития.................................................... 64
Приложение 3. Основные требования к анализу урока....................... 67
Приложение 4. Физкультурные минутки................................................. 69
Приложение 5. Занимательный материал............................................... 79
Приложение 6. Дидактический материал по отработке
навыков чтения и развития логического мышления....................... 109
Приложение 7. Уроки общения в начальной школе.............................. 117
Приложение 8. Сюжетные картинки для составления
связного рассказа..................................................................................... 125
Список литературы......................................................................................... 131