Цель и задачи бизнес-исследования. Использование логических законов и правил в исследовании

БИЗНЕС - ИССЛЕДОВАНИЕ

Адресный поиск

Процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе.
Для осуществления нужны следующие условия:

1. Наличие у документа точного адреса

2. Обеспечение строгого порядка расположения документов в запоминающем устройстве или в хранилище системы.

Адресами документов могут выступать адреса веб-серверов и веб-страниц и элементы библиографической записи, и адреса хранения документов в хранилище.

Семантический поиск

Процесс поиска документов по их содержанию.

Условия:

· Перевод содержания документов и запросов с естественного языка на информационно-поисковый язык и составление поисковых образов документа и запроса.

· Составление поискового описания, в котором указывается дополнительное условие поиска.

Принципиальная разница между адресным и семантическим поисками состоит в том, что при адресном поиске документ рассматривается как объект с точки зрения формы, а при семантическом поиске — с точки зрения содержания.

При семантическом поиске находится множество документов без указания адресов.

В этом принципиальное отличие каталогов и картотек.

Библиотека — собрание библиографических записей без указания адресов.

Документальный поиск

Процесс поиска в хранилище информационно-поисковой системы первичных документов или в базе данных вторичных документов, соответствующих запросу пользователя.

Два вида документального поиска:

1. Библиотечный, направленный на нахождение первичных документов.

2. Библиографический, направленный на нахождение сведений о документах, представленных в виде библиографических записей.

Фактографический поиск

Процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу.
К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так и вторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.

Различают два вида:

1. Документально-фактографический, заключается в поиске в документах фрагментов текста, содержащих факты.

2. Фактологический (описание фактов), предполагающий создание новых фактографических описаний в процессе поиска путём логической переработки найденной фактографической информации.

Классификация методов анализа информации
Применяемые в ходе аналитических исследований методы анализа информации делятся на три группы: 1. общенаучные (качественные) методы; 2. количественные методы; 3. частнонаучные методы. Основные методы анализа, относящиеся к первой группе, включают метод выдвижения гипотез, метод интуиции, метод наблюдения, метод сравнения, метод эксперимента. Из количественных методов наиболее распространен метод статистических исследований. К третьей группе относятся методы письменного и устного опроса, метод индивидуальной беседы и метод экспертной оценки. Метод выдвижения гипотез состоит в процедуре отделения известного от неизвестного и вычленения в неизвестном отдельных, наиболее важных элементов и фактов (событий). Метод интуиции заключается в использовании аналитиком своей способности к непосредственному постижению истины (достижению требуемого результата) без предварительного логического рассуждения. Во многом этот метод основывается наличном опыте аналитика. Метод наблюдения заключается в непосредственном исследовании (обследовании) конкретного объекта (источника информации, события, действия, факта), в самостоятельном описании аналитиком каких-либо фактов (событий, процессов), а также их логических связей в течение определенного времени. При использовании метода сравнения в обязательном порядке соблюдаются следующие основные условия: сравниваемые объекты (действия, явления, события) должны быть сопоставимы по своим качественным особенностям; сравнение должно определить не только элементы сходства, но и элементы различия между исследуемыми объектами. Метод эксперимента используется для проверки результатов деятельности по конкретному направлению защиты информации или для поиска новых решений, совершенствования системы ее защиты. Методы письменного и устного опроса заключаются в получении путем анкетирования (или иным способом) необходимой информации от сотрудников предприятия, руководителей подразделений, а также лиц, допускающих нарушения установленного режима секретности (конфиденциальности информации). При этом в анкете указываются несколько возможных вариантов ответов на каждый поставленный вопрос. Метод индивидуальной беседы отличает от метода письменного и устного опроса необходимость личного общения с сотрудником предприятия. Использование этого метода позволяет в динамично развивающейся беседе получить конкретную информацию в зависимости от целей аналитического исследования. Метод экспертной оценки включает учет и анализ различных мнений по определенному кругу вопросов, излагаемых специалистами в той или иной области деятельности предприятия, связанной с конфиденциальной информацией.




3. Особенности бизнес-исследования. Актуальность темы исследования

Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.

Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

· восполнение каких-либо пробелов в науке;

· дальнейшее её развитие проблемы в современных условиях;

· своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

· обобщение накопленного опыта;

· суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

· постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

4. Цель и содержание прикладных и фундаментальных исследований

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений.

Все различия, однако, относятся к окружению, в котором работает исследователь, в то время как собственноисследовательский процесс — получение нового знания как основа научной

профессии — в обоих типах исследований протекает одинаково.

Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путемполучения нового знания и его использования в общем образовании иподготовке специалистов практическивсех современных профессии. Ни одна форма организации человеческого опыта не может заменить в этойфункции науку, выступающую как существенная составляющая культуры. Прикладные исследованиянаправлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.).

Обоснование темы

Обоснование состоит из описания объекта исследования, изложения и доказательства актуальности темы, ожидаемой практико-теоретической значимости, раскрытия предмета исследования, научной новизны, базы апробации, объяснение структуры работы.

Основополагающий этап обоснования – формулировка темы работы. Очень важно чтобы тема диссертации выражала собой цели и задачи работы, на ее уникальность, и ссылалась на область и объекты исследований. Базой знаний для выбора тематики служит паспорт специальности, где детально представлены как объект, так и предмет исследования.

Далее осуществляется переход к обоснованию, насколько актуальны выполняемые научные исследования. Этот раздел должен содержать в себе не только сведения о востребованности задач практического плана, но и важность детальной проработки корректно сформулированной тематики исследования. В разделе перечисляются исследовательские работы других авторов схожей тематики, написанных за последние годы, дается их краткий анализ критического характера, на основе которого и определяются вопросы дальнейших исследований. Обоснование актуальности тематики должно относиться только к изучаемой теме исследования, а не давать полное описание проблематики выбранного научного направления.

Очередной этап обоснования темы диссертационной работы – формулировка целей и задач исследования. Этот этап должен ссылаться на предыдущий раздел – раздел актуальность, где был определен вектор направления исследований, и быть логическим его продолжением.

На очередном этапе обоснования темы диссертации указываются и уточняются ожидаемые результаты работы.

Обоснование темы так же включает в себя ожидаемые практические результаты. Здесь происходит описание возможность реализации результатов деятельности научных исследований, в какой-либо практической деятельности предприятий.

Заключительным этапом обоснования темы является ссылка на уже имеющий наработанный научный материал по текущей тематике, такой как дипломная работа, научные статья, или же выступление на тематической научной конференции.

К обоснованию добавляется перечень опубликованных научных работ, если таковые имеются в наличии.

Требования по формированию гипотезы исследований

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Требования, которые могут быть предъявлены к принимаемым при

исследовании СУ гипотезам, могут быть следующими:

- целенаправленность, обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему;

- релевантность (англ. relevant — относящийся к делу, уместный), т.е. опирающаяся на факты и обеспечивающая допустимость признания ее как в науке, так и в практике. Если гипотеза не использует факты, то ее называют иррелевантной;

- прогностичность, обеспечивающая прогнозирование результатов исследования;

- проверяемость, позволяющая принципиальную возможность проверки гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдений или экспериментов. Это должно обеспечить ее опровержение (фальсифицируемость) или подтверждение (верифицируемость). Однако нельзя утверждать, что все гипотезы могут оказываться проверяемыми. К таковым относятся: во-первых, те, которые невозможно проверить в настоящий период времени из-за несовершенства технических средств, не открытых еще до сих пор законов и закономерностей и т.п.; во-вторых, принципиально непроверяемые на основе фактов гипотезы; в-третьих, универсальные математические гипотезы, относящиеся к абстрактным объектам исследования и не допускающие эмпирического подтверждения;

- непротиворечивость, достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы;

- совместимость, обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научными теоретическими и практическими знаниями. В случае наличия несовместимости и противоречий выдвинутой гипотезы с имеющимися знаниями необходимо проверить законы и факты, на которые опирается рассматриваемая гипотеза и прежнее знание;

- потенциальность, включающая возможности использования гипотезы по вытекающим из нее количеству и качеству дедуктивных выводов и следствий, их силе и влиянию на развитие системного управления;

- простота, основывающаяся на системности и меньшем числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий; а также на достаточно большом числе объясняемых ею фактов. При этом гипотеза одновременно может носить более общий характер. Простота гипотезы, конечно, не может исключать использование для ее подтверждения сложного математического аппарата.

Виды научных исследований

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний.

Виды научных исследований:

· Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.

· Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.

· Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.

· Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.

· Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

· Однофакторноеилианалитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

· Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.

· Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

· Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

· Воспроизводящее исследование.Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.

· Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

БИЗНЕС - ИССЛЕДОВАНИЕ

Цель и задачи бизнес-исследования. Использование логических законов и правил в исследовании

Маркетинговое исследования — форма бизнес-исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.

Под маркетинговыми (бизнес) исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ информации по разным аспектам маркетинговой деятельности.

Маркетинговые исследования – это функция, которая через информацию связывает предприятие с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга.

Цели и задачи маркетинговых исследований: определить проблему, изучить и описать объект, процесс или ситуацию, найти закономерности и дать прогнозы.

В зависимости от характера целей маркетинговых исследований выделяют три соответствующих направления маркетинговых исследований:

– разведочные исследования – исследования, направленные на сбор информации, необходимой для наилучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез);

– описательные исследования – исследования, направленные на описание проблем, ситуаций, объектов и процессов;

– казуальные исследования – исследования, проводимые для проверки гипотез, касающихся причинно-следственных связей.

Маркетинговые исследования можно разделить и по характеру получаемой и анализируемой информации: количественные исследования и качественные исследования; исследования на основе вторичной информации (кабинетные исследования) и первичной информации (полевые исследования).

Общая схема маркетингового исследования включает следующие этапы:

1. Определение проблемы, целей и методов исследования.

2. Разработка плана исследований.

3. Сбор и анализ данных.

4. Интерпретация полученных результатов и доведение их до руководства.

Базовую часть диссертации составляет описание процесса изучения объекта исследования. Здесь должны быть раскрыты методические и технические особенности работы в соответствии с логикой законов и правил, необходимых при проведении научного познания мира.
Соблюдение основных логических законов: закона тождества, закона противоречия, закона исключённого третьего и закона достаточного основания является необходимым условием при создании диссертационного исследования.

Согласно закону тождества, предмет мысли в границах рассуждения не должен изменяться. К суждениям и понятиям закон предъявляет требование однозначности, при которой недопустимы двусмысленность и неопределённость, в противном случае может происходить подмена понятий и суждений, а значит – подмена объекта описания.
Закон противоречия (непротиворечия) содержит в себе требования непротиворечивости мышления. В соответствии с ним только одно высказывание (которое что-либо утверждает или же отрицает то же самое) в пределах суждения о какой-то стороне исследуемого объекта может быть истинным. Противоречивые утверждения в диссертационном исследовании недопустимы, требования закона противоречия: определённость и относительная устойчивость объектов исследования – предметов, процессов и явлений. Следует помнить, что действие закона противоречия не распространяется на утверждения, сделанные в разное время относительно одного и того же предмета или явления, проявляющегося в разных жизненных ситуациях с различных сторон.

Из содержаниязакона исключённого третьегоследует, что, если два суждения противоречат друг другу, значит, одно из них является истинным, а другое – ложным, третьего вывода быть не может.

Разграничить истинное и ложное помогает закон достаточного основании.Этот закон требует доказательности научных выводов, аргументированности суждений. Закон гласит, что каждая истинная мысль имеет достаточное основания, то есть, существуют положения, аргументы и факты, которые могут в достаточной степени подтвердить истинность провозглашённой мысли, а значит, дают возможность исследователю понять в научной работе: где истина, а где - ложь. Благодаря такой идентификации исследователь приходит к необходимым объективным результатам работы, верным научным выводам.

2. Методы поиска информации. Методы обработки (анализа) информации

Адресный поиск

Процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе.
Для осуществления нужны следующие условия:

1. Наличие у документа точного адреса

2. Обеспечение строгого порядка расположения документов в запоминающем устройстве или в хранилище системы.

Адресами документов могут выступать адреса веб-серверов и веб-страниц и элементы библиографической записи, и адреса хранения документов в хранилище.

Семантический поиск

Процесс поиска документов по их содержанию.

Условия:

· Перевод содержания документов и запросов с естественного языка на информационно-поисковый язык и составление поисковых образов документа и запроса.

· Составление поискового описания, в котором указывается дополнительное условие поиска.

Принципиальная разница между адресным и семантическим поисками состоит в том, что при адресном поиске документ рассматривается как объект с точки зрения формы, а при семантическом поиске — с точки зрения содержания.

При семантическом поиске находится множество документов без указания адресов.

В этом принципиальное отличие каталогов и картотек.

Библиотека — собрание библиографических записей без указания адресов.

Документальный поиск

Процесс поиска в хранилище информационно-поисковой системы первичных документов или в базе данных вторичных документов, соответствующих запросу пользователя.

Два вида документального поиска:

1. Библиотечный, направленный на нахождение первичных документов.

2. Библиографический, направленный на нахождение сведений о документах, представленных в виде библиографических записей.

Фактографический поиск

Процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу.
К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так и вторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.

Различают два вида:

1. Документально-фактографический, заключается в поиске в документах фрагментов текста, содержащих факты.

2. Фактологический (описание фактов), предполагающий создание новых фактографических описаний в процессе поиска путём логической переработки найденной фактографической информации.

Классификация методов анализа информации
Применяемые в ходе аналитических исследований методы анализа информации делятся на три группы: 1. общенаучные (качественные) методы; 2. количественные методы; 3. частнонаучные методы. Основные методы анализа, относящиеся к первой группе, включают метод выдвижения гипотез, метод интуиции, метод наблюдения, метод сравнения, метод эксперимента. Из количественных методов наиболее распространен метод статистических исследований. К третьей группе относятся методы письменного и устного опроса, метод индивидуальной беседы и метод экспертной оценки. Метод выдвижения гипотез состоит в процедуре отделения известного от неизвестного и вычленения в неизвестном отдельных, наиболее важных элементов и фактов (событий). Метод интуиции заключается в использовании аналитиком своей способности к непосредственному постижению истины (достижению требуемого результата) без предварительного логического рассуждения. Во многом этот метод основывается наличном опыте аналитика. Метод наблюдения заключается в непосредственном исследовании (обследовании) конкретного объекта (источника информации, события, действия, факта), в самостоятельном описании аналитиком каких-либо фактов (событий, процессов), а также их логических связей в течение определенного времени. При использовании метода сравнения в обязательном порядке соблюдаются следующие основные условия: сравниваемые объекты (действия, явления, события) должны быть сопоставимы по своим качественным особенностям; сравнение должно определить не только элементы сходства, но и элементы различия между исследуемыми объектами. Метод эксперимента используется для проверки результатов деятельности по конкретному направлению защиты информации или для поиска новых решений, совершенствования системы ее защиты. Методы письменного и устного опроса заключаются в получении путем анкетирования (или иным способом) необходимой информации от сотрудников предприятия, руководителей подразделений, а также лиц, допускающих нарушения установленного режима секретности (конфиденциальности информации). При этом в анкете указываются несколько возможных вариантов ответов на каждый поставленный вопрос. Метод индивидуальной беседы отличает от метода письменного и устного опроса необходимость личного общения с сотрудником предприятия. Использование этого метода позволяет в динамично развивающейся беседе получить конкретную информацию в зависимости от целей аналитического исследования. Метод экспертной оценки включает учет и анализ различных мнений по определенному кругу вопросов, излагаемых специалистами в той или иной области деятельности предприятия, связанной с конфиденциальной информацией.

3. Особенности бизнес-исследования. Актуальность темы исследования

Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.

Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

· восполнение каких-либо пробелов в науке;

· дальнейшее её развитие проблемы в современных условиях;

· своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

· обобщение накопленного опыта;

· суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

· постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

4. Цель и содержание прикладных и фундаментальных исследований

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений.

Все различия, однако, относятся к окружению, в котором работает исследователь, в то время как собственноисследовательский процесс — получение нового знания как основа научной

профессии — в обоих типах исследований протекает одинаково.

Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путемполучения нового знания и его использования в общем образовании иподготовке специалистов практическивсех современных профессии. Ни одна форма организации человеческого опыта не может заменить в этойфункции науку, выступающую как существенная составляющая культуры. Прикладные исследованиянаправлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.).

Наши рекомендации