Если ребенок не поддается на уговоры
Поиграть в придуманную вами накануне игру
Начните с того, что будете озвучивать все действия крохи. Например, вы предложили ему игру, а он не хочет к ней присоединяться: плачет, машет руками. А вы давай повторять за ним... только еще и проговариваете действия.
Постепенно ребенок поймет, что игра уже началась: он делает — вы озвучиваете действие. «А ведь это весело», — подумает малыш. И контакт между вами будет налажен.
Двигайтесь в своем устремлении завладеть вниманием крохи постепенно. Главное, чтобы малыш вам доверял. Безграничное доверие — то, чем наделены дети по отношению к родителям с рождения. Однако, если с пеленок режим малыша не был отлажен, к моменту начала становления личности ребенка, проявлению его «самости» — наладить с ним контакт может быть непросто.
Контролируя внимание ребенка, следите за его взглядом. Помните: то, на чем он остановился, необходимо потрогать и назвать. Это упражнение тоже может превратиться в своеобразную игру. Позднее учите ребенка задерживать внимание, управлять им, используя ящички. Но для того чтобы ящички и схемы работали, необходим порядок. Элементарный порядок, в котором по схеме, например, можно найти любимую игрушку. Ища каждый день мишку перед сном, можно уже выполнять упражнение по ориентации в пространстве, тренировке логики и абстрактного мышления.
Поэтому соблюдайте режим и порядок, учите ребенка складывать вещи туда, где он их взял. И убирайте подальше все игрушки, которыми он не умеет играть по правилам, т. е. использовать по назначению. Пускай в свободное время малыш лучше поможет вам на кухне, нежели будет носиться с машинкой по комнате, бесцельно делая двадцать пятый крут.
С другой стороны, если все игрушки убраны, а малыш хочет поиграть машинкой (именно поиграть, а не завладеть предметом стереотипного движения), он должен будет попросить ее у вас, а значит, попытаться объясниться с вами. В этом случае принимайте в качестве объяснений попытки речи, а не голые жесты.
И ни в коем случае не оставляйте ребенка с горой игрушек в комнате одного. Внимание его быстро рассеется, а игра разладится. Кроме того, играя в одиночестве, малыш не должен будет пояснять кому-то свои действия, отдавать в них отчет самому себе. Это еще один аргумент в пользу совместной игры, в которой в целях концентрации внимания ребенка вы будете выдавать игрушки ребенку последовательно: в том порядке, который необходим для исполнения действия.
Если нужно нарисовать контур бабочки коричневым цветом — выдайте ребенку из первого ящичка сначала темный карандаш, убрав который на место выдайте из ящичка номер два — красный (или другого необходимого для тушевки бабочки цвета).
Кроме того, чтобы наладить контакт с замкнутым в себе ребенком, вы можете экспериментировать с дистанцией: то шептать малышу на ушко, а то и разговаривать по телефону. Неразговорчивые малыши с чертами раннего детского аутизма предпочитают виртуальные контакты (порой даже с близкими). Поэтому если ваш ребенок забрался в игрушечный домик и на все ваши попытки взаимодействия отвечает отказом, попробуйте позвонить ему в домик, приложив к уху руку (телефон - имитацию). Беседуя через стенку домика, аккуратно поинтересуйтесь, каково настроение ребенка, чем он занят и можно ли вам к нему присоединиться. Такие дети очень ранимы и крайне чувствительны. Если вы проявите понимание, сможете стать лучшим другом вашего малыша, а это уже половина успеха в адаптации.
Таким образом, организация игр и быта ребенка должны служить условию максимизации концентрации внимания и способствовать осознанности действу ребенка.
Как прочитать книгу,
Посмотреть мультфильм
Как правило, большинство детей с задержкой речи любят перелистывать книги, изучая в них картинки. Но вот понимают ли они последовательность действий, совершаемых героями этих книг?
Если мы все-таки предполагаем задержку речи на фоне снижения концентрации внимания, ответ становится очевиден — нет. Потому как, чтобы прочитать книгу даже по картинкам, нужно напрягать собственное внимание в течение всего времени чтения. Отсюда делаем вывод, что книги таких детей привлекают только благодаря наличию в них красочных иллюстраций. Кроме того, существуют дети, которых даже картинками к книге не завлечешь: это непоседы, которым усидеть на месте в принципе не представляется возможным.
Однако, чтение книг, особенно сказок, очень полезно для детей с задержкой речи, поскольку чтение в данном случае учит ребенка логике речи, правильному построению диалога. Также попутно у ребенка развиваются внимание, память, абстрактное внимание, воображение, логика.
В книге, по сути, есть все, что необходимо ребенку с задержкой речи (кроме практики). Символичное изображение на картинке вкупе с речевым пояснением «переводом») позволяет вычленять для ребенка ситуации, предметы и действия над ними и фокусировать на них внимание с целью запоминания информации о них.
Какие книги читать?
Во-первых, нужно выбрать правильную книгу, прочитать которую ребенку будет не сложно. Чтобы ребенок адекватно среагировал на предложение почитать, ваша книга должна быть понятна малышу:
§ по сюжету;
§ по содержащимся в ней картинкам;
§ по использованным в тексте словам, фразам, выражениям.
А это значит, вам следует остановить свой выбор на книге, сюжет которой максимально прост (например, герои выполняют те действия, которые ребенок выполняет ежедневно: едят, гуляют, собираются в детский сад) и лишен ненужных абстракций. Текст лучше выбирать нестихотворный. И вовсе не потому, что рифма вредна ребенку, а потому что из песни, как говорится, слов не выкинешь: а многие поэты часто используют незнакомые таким детям слова, прерывают сюжетную линию и вновь к ней возвращаются, что требует для понимания от ребенка особого сосредоточения (которым малыш с ЗР не обладает). Исключение составляют некоторые рифмованные произведения, которые либо максимально коротки и написаны так выпукло, таким образом, что рисуют образ буквально из пары фраз, или стихи, которые читаются в дополнение к совершаемому ребенком действию (утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика), специальные стихи-объяснял которые малышу можно читать, совершая совместно адекватное по содержанию действие.
Картинки также немаловажная часть книги. Они должны быть ясными, понятными и иллюстрировать каждый поворот сюжетной линии, лучше, если они будут сопровождать каждую страницу. Если картинки в книге вам не нравятся (использованы темные цвета, наблюдается нагромождение персонажей, «тяжелый» фон), от книги лучше отказаться. Нагромождение особенно опасно для ребенка с дефицитом внимания: оно не позволяет выделить главное, уловить суть. Поэтому останавливайте свой выбор на четких ясных образах, без лишних персонажей и насыщенного цветом и содержанием фона.
Запоминание должно быть сопряжено с пониманием. В противном случае малыш может воспроизводить речь не к месту, без понимания ее смысловой нагрузки. Поэтому всегда старайтесь сопрягать произнесенное слово с действием, понятным ребенку априори.
Еще несколько нехитрых правил помогут вам привить ребенку любовь к книгам.
Как прочитать ребенку книгу
1. Если ваш малыш, в принципе, не имеет предубеждения перед скучными статичными занятиями вам вполне под силу посадить его к себе на колени рассказать сказку:
§ тщательно выбирайте время для этого занятия и строго придерживайтесь режима чтения (например, каждый день 10 минут после обеда);
§ лучшее время для чтения то, когда ваш малыш максимально расслаблен, но не утомлен (это может быть время сразу после пробуждения, утреннего или послеобеденного, после принятия ванны и т. д.);
§ перед чтением придумайте приемлемый для восприятия ребенком новый текст сказки (упростите его в лексических выражениях, уберите из текста слова, которые ребенок не знает, ускорьте динамику развития событий так, чтобы внимания ребенка хватило на сказку целиком — в противном случае занятие многое теряет);
§ на каждой странице обязательно должна присутствовать иллюстрация к тому тексту, который вы будете озвучивать ребенку;
§ во время чтения активно работайте руками ребенка, двигая его пальчиком по картинке. При этом, чтобы привлечь внимание ребенка к значению произносимых слов, быстро перемещайте указательный пальчик малыша по картинке с тем, чтобы, всякий раз когда вы произносите новое слово, его палец показывал на то место в рисунке, которое как-то связано в произнесенным вами словом. То есть, если вы хотите произнести «идет медведь по лесу», вы должны четко проговорить «идет» — при этом палец малыша перемещается на ноги зверя; «медведь» — показываете на голову животного; «по лесу» — указательный палец кружит вокруг зверя, обращая внимание ребенка на обстановку. И так далее все время чтения;
§ для первых попыток чтения выбирайте очень короткие сюжеты, но обязательно с яркой кульминацией, чтобы ребенок запомнил сказку, а не воспринимал ее как убаюкивающую колыбельную;
§ несмотря на то что читать вы будете медленно и с расстановкой, необходимо сохранять динамику чтения. Ваш голос должен звучать выразительно. Поэтому в вышеприведенном примере глагол «идет» должен быть произнесен тяжело, басом, как будто медведь тяжело ступает — чтобы действительно тренировать воображение ребенка, необходима выпуклая, эмоциональная речь, а не монотонное чтение;
§ используя позу для чтения «ребенок у мамы на руках», вам будет легко овладеть руками малыша и при необходимости выполнить ими то действие, которое совершает в тот или иной момент герой сказки (или указать на обсуждаемое место картинки);
§ постепенно переходите к позе «малыш напротив мамы», чтобы ребенок видел ваше лицо (губы, мимику) во время вашего чтения. При этом удлиняйте паузы во время чтения, задерживаясь на каждой странице подольше обычного (первое время страницы книг во время чтения должны будут летать одна за одной с интервалом в пару секунд, чтобы удержать внимание ребенка), включайте в текст одной и той же сказки дополнительные описания, новые предложения;
§ не меняйте сказочный репертуар слишком часто. Ребенок должен полюбить сказочных персонажей, чтобы заинтересоваться сюжетом, а на это ему нужно время. Поэтому чтение одних и тех же произведений необходимо практиковать до тех пор, пока ваш малыш не станет их с интересом слушать. Как только интерес стал пропадать, поменяйте сюжет, дополните его новыми подробностями или поворотами событий, но сохраните главного героя — то, что может привлечь внимание вашего слушателя к новой истории;
§ вы также можете рассказывать малышу сказки собственного сочинения. Для этого вам потребуются листы формата А4, где вы нарисуете иллюстрации, по которым будете вести рассказ. Малыши часто любят слушать сказки с собой в главной роли. В этом случае вы позволяете ребенку увидеть «себя здорового» со стороны, моделируя в сказке желательное для ребенка поведение. Девочка Маша в вашей повести может быть общительной, разговорчивой, бойкой. Пусть Маша — двойник вашей дочери воспринимает ту информацию, доступ к которой для нее закрыт, решает проблемы, является адаптированной к социуму. Что самое важное, «общаясь» с вашим ребенком через сказку, она будет учить этому вашего ребенка, который как правило, бессознательно проецирует ситуации, в которых оказался его двойник, на себя;
§ если ваш ребенок полюбит «себя сказочного», он даже может попросить вас поиграть с ним в сказку. Театральное представление в данном случае поможет закрепить понимание взаимосвязанного процесса, текста диалогов. Примеряя на себя различные роли, в которых участвует выдуманный персонаж-двойник, ребенок в форме игры, а значит, без опаски и негативизма, закрепит на практике ряд речевых штампов и моделей поведения;
§ также, листая знакомую книгу, предложите ребенку рассказать сказку, опираясь на картинки-иллюстрации. Конечно, не без вашей помощи. Посадите ребенка к себе на колени и активно помогайте ему его же руками. Например, вот Красная Шапочка получила от мамы корзинку с пирожками и горшочком масла — перед вами соответствующая картинка, как помочь ребенку ее описать? Возьмите в свою руку правую руку ребенка и, оперируя его указательным пальцем, укажите сначала на маму девочки (подсказка - мама), затем на ее руки, передающие корзину (передала), затем на содержимое корзины (пирожки и масло) и, наконец, на Красную Шапочку (дочке). Для начала следует активно проговаривать слова вместе с ребенком. Малыш должен видеть, что у него получается (неважно, с вашей помощью или нет), иначе ваша затея может показаться ему неинтересной. Кроме того, в процессе рассказа можно использовать ящички с подсказками;
§ следуя вышеописанной методике, вы можете «читать» с малышом различные картинки (преимущественно кратко, преследуя цель выяснить у ребенка знание обозначения предмета и действие, им совершаемое): рекламные плакаты в журналах (тетя сидит, тетя нюхает духи, дядя причесывается, ребенок кушает), афиши на магазинах (цветы растут,-собака ест корм), а также специально подготовленные картинки, которые вы можете рисовать ребенку сами, пытаясь сфокусировать его внимание на определенных предметах и совершаемых ими действиях (кошка прыгает, попугай поет, мальчик плавает и т. д.).
2. Если ваш малыш настоящий «вечный двигатель» и усадить его к себе на колени перед книгой не представляется возможным, попробуйте начать свои попытки овладеть его вниманием с подвижной театрализованной игры. Против игры не устоит ни один ребенок, особенно если вы не предложите для ребенка вроде бы ничего нового. Движение — естественная стихия любого, малыша. А то, что двигаться ребенку будет предложено по сценарию, он вряд ли заметит, если вы чуть-чуть поработаете над его вниманием и мотивацией. Поэтому «поиграть в театр», думается, при правильном подходе вам удастся. Если у вас возник естественный вопрос, как ознакомить малыша в этом случае со сценарием, ниже вы найдете подсказку:
§ во-первых, вы можете показать ребенку мультипликационный фильм, снятый по мотивам сказки, которую вы выбрали для театральной постановки или для прочтения (как правильно посмотреть мультипликационный фильм, читайте ниже). В процессе просмотра акцентируйте внимание ребенка на устойчивых речевых штампах, легких к запоминанию (слова припева песни, реплика главного героя в кульминационный момент). Позднее вы сможете завлечь ребенка в мир книги и театра с помощью применения маленьких психологических уловок-«якорей »;
§ во-вторых, вы можете показать ребенку спектакль с участием мягких игрушек, а позднее даже членов вашей семьи, соорудив для них незатейливые костюмы из подручных материалов. Ваш малыш не сможет остаться в стороне, если вся семья тянет репку. Выбирайте для первых спектаклей короткие постановки, с небольшим количеством реплик, но активными двигательными упражнениями;
§ дети с ЗР любят движение, но не любят озвучивать свои действия. Для начала вы должны давать к им роли немногословные, но деятельные, используя их любовь к движению в качестве «приманки» к участию в вашей постановке. Первое время сопротивляясь, очень скоро ваш малыш войдет во вкус и будет с удовольствием выступать в привычном для себя амплуа. Подобные перемены дадут вам сигнал к тому, чтобы сменить роль вашему маленькому актеру на главную (более словоохотливую) или привлечь его к чтению книги с аналогичным названием;
§ между делом привлекайте выборочно внимание ребенка к вывескам и рекламным плакатам, действиям, совершаемым другими людьми, и кратко комментируйте их, заставляя ребенка повторять за вами: мальчик залезает, девочка копает, ромашка цветет и т. д. Делайте это неожиданно для ребенка, между делом, соблюдая паузы, чтобы внимание ребенка сосредотачивалось насколько это возможно интенсивно, а после имело возможность от напряжения «отдохнуть»;
§ старайтесь предлагать ребенку книгу в тех местах, где он привык соблюдать сидячее положение. Некоторые дети с удовольствием «читают» книги в транспорте, тогда как дома к этому занятию их не заманишь калачом. Другие малыши просматривают книги, готовясь к прогулке (пока одевается мама) или в ванной (когда можно снять напряжение и расслабиться). Причина таких странностей на самом деле легко объяснима. Подвижным малышам с неустойчивым вниманием в тягость выполнение статичных процедур, потому что у них велика потребность в движении. Однако, чтобы адаптироваться к требованиям процесса коллективного обучения, им необходимо постепенно осваивать способы взаимодействия с книгой, листком бумаги и красками и тому подобными атрибутами статических занятий. Помочь в этом может правильная мотивация ребенка. Предлагайте ему статичные занятия между делом, определяя их как «временные» процедуры. Как известно, нет ничего постояннее временного. Однако подвижного малыша наверняка устроит вариант, при котором каждый раз, собираясь на прогулку, вы будете усаживать его в прихожей себе на руки, попутно выдав в руки книгу. Пока вы будете старательно и долго шнуровать его ботинки, малыш между делом будет комментировать картинки книги, находить похожие предметы или даже (если вы позаботитесь об опоре) раскрасит платье кукле. Другой вариант - расслабление. В расслабленном состоянии бежать куда-либо хочется гораздо меньше. Погрузившись в ванну, полную воды, в отсутствие игрушек и других раздражителей, малыш будет гораздо более внимателен к вашим комментариям картинок;
§ а чтобы «перебить» страсть малыша к навязчивым стереотипным движениям (стуку, кружению и т. д.), задействуйте его руки. Пусть они активно участвуют в речи, одновременно усиливая запоминание и фокусируя внимание ребенка.
Как правильно посмотреть
Мультипликационный фильм
Вначале необходимо отметить, что все продукты, передаваемые через экран телевизора, небезопасны для детского здоровья, в том числе и для здоровья детской нервной системы. Поэтому подавать их ребенку нужно в ограниченных количествах и только со специальной заранее определенной целью.
Ребенку с ЗР просто смотреть телевизор в момент, когда на канале идет показ мультипликационного фильма, — непозволительная роскошь. Поскольку время как мы уже договорились — самый ценный ресурс, который есть у такого малыша, и терять его недопустимо.
Просмотр же телевизора в отсутствие взрослого для ребенка с ЗР всегда является именно потерей времени. Картинки мелькают, герои быстро и зачастую непонятно для ребенка говорят — в итоге, кроха зомбируется адской смесью ядовитых красок и мелькающих картинок и ничего ценного из просмотра для себя не выносит.
Привычка не напрягаться для того, чтобы «пообщаться» (с виртуальным миром), губит его инициативу (которую еще стоит развивать и развивать родителям), что называется на корню.
Казалось бы, все понятно: не включаем телевизор, зачем дальше по этому поводу разглагольствовать? Не совсем так... Есть от мультипликации и польза, как, впрочем, и от любого яда, если использовать его в гомеопатических дозах, т. е. по капелькам добавлять в «коктейль», предназначенный для развития речи малыша.
Как мы уже упоминали, телевизор для ребенка — всегда лестная приманка, искушение. Дети с ЗР особенно любят телевизор, который не требует для общения никаких действий с их стороны. Авторитет телевизора у детей всегда высок: нереальная яркость, веселость, красочность мира мультипликации заставляют подчиняться его законам. Вот это и следует использовать, в смысле авторитет.
Если ваши попытки завладеть вниманием ребенка упорно равняются нулю, стоит «обратиться» за помощью к телевизору. Выберите из программы развивающую передачу, соответствующую возрасту ребенка, или простой советский мультфильм (лучше отреставрированный, т. е. не блеклый и унылый, а бойкий, с песнями и дружными компаниями, многосерийный).
В отсутствие малыша просмотрите, репертуар хорошо зарекомендовавшего себя детского развивающего канала и определитесь, что вам подойдет для просмотра, какие заготовки вы должны для этого сделать (чтобы облегчить понимание информации ребенком), какие материалы разучить. Кроме того, чтобы заинтересовать ребенка, перед первым просмотром вы можете рассказать ему о своем знакомстве с чудесными зверятами (Хрюшей и Степашкой, например), зарисовать их и вместе ждать вечера, чтобы увидеться с новыми знакомыми.
Кстати, чтобы далеко не ходить, вы действительно можете взять за основу передачу «Спокойной ночи, малыши». Ее небольшая продолжительность, постоянные герои, повторяющийся сюжет, песни — как ничто другое подойдут ребенку с ЗР.
Иными словами, передача (мультфильм), выбранная вами для ребенка, должна соответствовать вышеперечисленным критериям для того, чтобы малыш из нее смог действительно что-то для себя вынести. Но при этом важно ваше постоянное присутствие при просмотре. Вы должны стать посредником между ребенком и телевизором, чтобы общение с последним из виртуального превратилось в реальное, видимое, ощутимое.
Поэтому так важно для вас перед совместным просмотром быть во всеоружии: знать тексты песен, героев передачи (многосерийного мультфильма) и т. д., тем чтобы подсказывать ребенку ответы на вопросы, текст песен, необходимые движения и тем самым способствовать взаимодействию ребенка с героями интерактивной сказки.
Основные правила просмотра передач, мультфильмов — кратко:
1. Выбирайте мультфильмы и передачи, соответствующие возрасту и уровню развития малыша.
2. Первое время, чтобы подготовить и использовать объясняющие задания подсказки для ребенка во время просмотра, вы можете записывать пер на видеомагнитофон и прокручивать ребенку обходимыми для подсказок остановками. Кроме того, такой подход поможет организовывать просмотр в удобное для ребенка время.
3. Организуйте только коллективный просмотр (с родителем), в одно и то же время.
4. Передача или мультфильм должны носить серийный характер, чтобы малыш привык к героям, а последние заслужили у него авторитет.
5. Передачи и мультфильмы не должны быть длинными по времени и занимать у вас и ребенка более 15—20 минут времени просмотра в день.
6. Используйте время, проведенное за телевизором, по максимуму. Комментируйте все, что происходит на экране. Разучивайте тексты песен, фразовые штампы, комментируйте и разбирайте последовательность действий героев, их поступки, сам сюжет мультфильмов.
7. Используйте для просмотра позу «ребенок на коленях у мамы», при этом во время просмотра активно задействуйте руки ребенка: указывайте ими на ключевые моменты, вновь появившихся на экране героев, непонятные ребенку объекты, разъясняйте действия и попутно комментируйте происходящее. Руки ребенка должны практически все время находиться в движении: описывать круги, треугольники и квадраты (чтобы передать форму), прикасаться к собственному телу (чтобы обозначить задействованную часть тела героя), имитировать действия героев (копание, одевание, умывание, рукопожатие и т. д.).
8. После просмотра передачи или мультфильма выясните симпатии ребенка и предложите устроить театрализованное представление с участием крохи в роли симпатичного для него героя (Красная Шапочка, Серый Волк, Маша-растеряша, Хрюша, Степашка).
9. Разучивайте речевые штампы любимых героев и начинайте их использовать в повседневной жизни. Причем разучивать придется не только и не столько ребенку, сколько вам, родителю, чтобы использовать яркие психологические «якорьки» в ваших дальнейших занятиях с ребенком. Например, герои любимой передачи, пытаясь выяснить правильный ответ на вопрос, часто задают зрителям один и тот же вопрос, сопровождаемый серией иллюстраций: «Это лес?», «А это лес?», «А вот это лес?» На манер главного героя знакомой ребенку передачи (копируя даже его интонацию голосом и указывая пальцами по сторонам), вы можете проводить опрос ребенка, например, находясь на прогулке. Услышав знакомую по любимому мультику интонацию, малыш непременно примкнет к вашей игре.
10.Выбирайте те передачи, которые требуют постоянного участия маленького зрителя. Например, герои постоянно просят помочь им принять решение, относительно правильности выбора, выполнить ряд действий по образцу и другое. Для облегчения понимания задания ребенком вы можете дублировать действия героев, использовать ящички или смастерить специальные карточки- подсказки (если соответствующие карточки героев мультипликации ребенок не способен воспринять ввиду ограниченности времени или сложности их конструкции).
11. Пролонгируйте положительный эффект просмотра телепередачи. Просите ребенка поиграть «в любимую передачу» после ее окончания: придумывайте аналогичные задания, подавая их ребенку в роли героя передачи (при этом следите за схожестью персоналий: имитируйте голос, поведение, манеры мультяшки, чтобы ребенок вам поверил и включился в статичную игру).
12. Если ребенок разучил песню из мультфильма, обязательно попросите ее инсценировать, чтобы проверить понимание ребенком текста (то же касается стихов, которые часто содержат не совсем понятные слова и фразы, которые ребенок может запоминать не осознанно, а механически). То есть попросите малыша, например, показать, как «кузнечик пиликает на скрипке» (песня «Улыбка»), пусть малыш изобразит движения кузнечика-скрипача и т.д.
13. Когда ваш малыш овладеет минимальным словарным запасом (в это время очень важно стимулировать ребенка к повторению речи взрослого), попробуйте организовать совместный просмотр любимой мультяшки, лишенной звуковой дорожки. Вы можете намеренно выключать звук, показывая ребенку известный мультфильм, или выбирать соответствующие произведения (например «Девочка и слон», снятый по мотивам рассказа А. Куприна). Серия мультфильма должна быть ребенку знакома, а действия сменять одно другое плавно — и вот почему. Малыш, сидя у вас на коленях, должен будет повторять за вами (а позднее — самостоятельно воспроизводить) текст, комментирующий происходящее на экране. Фразы, которые будет повторять за вами ребенок, должны быть короткими и первое время содержать преимущественно только существительные и глаголы-действия. Не забывайте помогать ребенку, описывая его же руками в воздухе фигуры-подсказки.
14. Используйте полюбившихся ребенку героев в качестве приманки для внимания ребенка при выборе сюжета для рисования, объекта лепки, раскрашивания и т. д. Покупайте пазлы с картинками из полюбившихся мультипликационных фильмов и, конечно, плавно переходите на книги, чтобы узнать о продолжении приключений любимых героев.
Кратко плюсы и минусы телепередач:
1. Мультфильм (любая телевизионная передача) облегчают восприятие материала, когда с этим у ребенка имеются проблемы.
2. Помогают привлечь внимание, однако в отличие от чтения книг (или разглядывания картинок) мультфильм не содействует фокусированию внимания. При этом обозначенную проблему должно компенсировать присутствие взрослого, активно содействующего пониманию информации, показанной с помехами, кратко, выделению из показанного материала главного.
3. Мультфильм или передача, просмотренные Вместе с родителем и активно комментируемые последним, могут активно содействовать развитию речи ребенка особенно если кроха станет повторять текст за взрослым.
4. Телевизионные передачи и мультфильмы, просматриваемые ребенком в большом (более 20 минут в день) количестве, тормозят познавательный интерес ребенка, его способность пользоваться общением как инструментом взаимодействия с другими людьми.
Помимо мультипликационных фильмов, используйте и другие, нетривиальные, способы создать ребенку праздник: водите малыша на концерты, непродолжительные спектакли, в цирк. Все время представления комментируйте происходящее на сцене, в случае необходимости помогая восприятию информации ребенком, совершая движения его руками. Например, если на сцене цирка жираф пьет воду, вытяните руку малыша вперед (показывая жирафа с длинной шеей), а потом прислоните ладонь к губам ребенка (чтобы он почувствовал совершаемое животным действие, воспринял его верно). А если животное ловит кольца на шею, соорудите их рук ребенка круг (обруч), покажите действие «ловит» хлопком в ладоши и место, куда кольца приземляются (дотроньтесь до шеи ребенка).
Следите, чтобы представления были динамичными и не утомительными, иначе качество восприятия информации может существенно пострадать. Как правило, эффект праздника и новизны улучшает процесс усвоения и запоминания информации, но действует не более 20-30 минут.
Чтобы закрепить полученную «на эмоциях» информацию, необходимо проговорить ее постфактум. Когда ребенок отдохнул, выспался после посещения парка аттракционов или зоопарка, представления, попытайтесь выяснить у него, что он запомнил. Наводящими вопросами логически упорядочите полученные малышом впечатления. Или придумайте игру с ящичками, в которые поместите напоминающие о прошлых событиях объекты (например, кусочки иллюстрации к афише, программке спектакля). Вытаскивая очередную картинку, малыш будет стараться пояснить словами свое отношение к ней. Помогите ему грамотно выстроить свою речь, используйте для этого его руки (обрисовывающие глаголы-действия).
Однако не следует налетать на ребенка с расспросами уже в гардеробе: дайте информации улечься, a peбенку передохнуть. Например, если вы посещали кукольный театр утром, начинайте беседу с ребенком после дневного сна. Вы можете приласкать только что проснувшегося кроху сразу после пробуждения и, обнявшись, попытаться вдвоем вспомнить события текущего утра.
К слову сказать, утренние часы сразу после пробуждения ребенка и первые часы после дневного сна являются чуть ли не самыми продуктивными для обучения. Нервная система ребенка за время сна отдыхает, а мышечный тонус приходит в относительную норму, а значит, внимание ребенка способно к максимальной концентрации.
Особенно важно постоянно беседовать с ребенком в то время, когда он принимает назначенные неврологом препараты, стимулирующие речь. В это время создавайте для малыша оптимальные условия для получения разнообразных впечатлений: водите его на премьеры, спектакли, в цирк, зоопарк, в гости… Но не переутомляйте кроху сверх меры: череда впечатлений должна обязательно прерываться на послеобеденный сон…
...После которого начинайте беседу с ребенком постепенно: поглаживая его ручки, уточните, чем он занимался утром. Если малыш молчит или не может сформулировать мысль, помогите ему: восстановите события с момента пробуждения ребенка. Ведь для того чтобы пойти на спектакль, нужно было собраться, одеться, доехать до театра. Восстановите логическую цепочку, но кратко, только для того, чтобы упорядочить воспоминания ребенка. А сам спектакль разберите поподробнее: кто в нем играл (какие герои), что они делали, чем закончился спектакль, кто больше понравился, за кого ребенок переживал.
Вы также можете начать с выяснения последнего пункта (за кого ребенок переживал, кому сочувствовал), поскольку дети с ЗР часто не могут вот так сразу ответить на конкретные вопросы по сценарию, зато благодаря развитой эмоциональной сфере они часто болеют за героев, сопереживают им по тем или иным причинам. Именно эти причины симпатии/антипатии должны заинтересовать вас больше всего — это будет своеобразной зацепкой, моментом включения ребенка в диалог, который, заручившись интересом ребенка, вы продолжите в том или ином направлении...
Глава 2
Развитие диалоговой речи.