Основной этап написания выпускной квалификационной работы бакалавра

1. Составление плана (содержания) квалификационной работы (см. Приложение 2).

План (содержание) квалификационной работы представляет собой составленный в определенном порядке, наряду с введением и заключением, перечень глав и развернутый перечень (параграфов к каждой главе) вопросов.

Правильно составленный план служит основой в подготовке квалификационной работы студентом-выпускником, помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения.

Предварительный план квалификационной работы студент-выпускниксоставляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем.

Согласно традиционной структуре, квалификационная работа должна состоять из введения, трехглав, заключения, библиографического списка, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа.

План (содержание) квалификационной работы имеетдинамичный характер. В процессе работы план может уточняться,расширяться отдельные главы и параграфы,вводиться новые параграфы с учетом собранного материала, другие параграфы, наоборот, могут сокращаться.

Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем, окончательный вариант плана квалификационной работы утверждаетсянаучным руководителем.

2. Важно, чтобы студент-выпускник знал методологическую базу по теме исследования.

Необходимая литература по теме квалификационной работы подбирается студентом-выпускником при помощи предметных и электронных полнотекстовых баз. Для этихцелей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами, имеющиеся в различных библиотеках вуза и т.д.

При подготовке квалификационной работы используются монографии, учебники, учебные пособия, а также статьи,материалы информационной сети Интернет и др.

Современные системы поиска и хранения информации позволяют широко использовать национальные, отраслевые, региональные и международные справочно-поисковые системы. Интернет дает возможность обратиться практически к любой базе данных. Следует особое внимание обратить на сайты ведущих библиотек, научных и образовательных учреждении, ведомств.

Также должны быть использованысборники научных трудов,сборники научных статейи материалы научно-практических конференции вузов, статьи в журналах и газетах,преподавателей выпускающей кафедры.

Выдержки из первоисточников, авторские высказывания и др. цитируются дословно, либо излагаются своими словами.

После каждого цитирования обязательна ссылкана автора и источник, место издания, год издания, номер страницы.

3. Проведение сбора и анализа практического материала.Эффективность сбора практического материала для квалификационной работы в значительной степени зависит от того, насколько студент-выпускник понимает предмет своего исследования.

В процессеотбора материала у студента-выпускникапостепенно вырабатываются необходимые профессиональные и специальные компетентности и практико-ориентированный подход к изучаемой проблеме.

В процессе обработки полученных данных используются такие взаимосвязанные научные метода исследования, как анализ и синтез.

Анализ - логический прием разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым.

Синтез - объединение результатов для формирования (проектирования) целого. Методы анализа и синтеза взаимосвязаны.

При обработке практических материалов следует также использовать современные методы статистического и математического анализа (контент-анализ, динамические ряды групп, группировки, средние величины и показатель вариации, корреляционный анализ и другие критерии с целью подтверждения или опровержения гипотезы) с тем, чтобы выявить закономерности и сделать научно обоснованные выводы.

При использовании этих методов студент-выпускник выявляет как положительные, так и отрицательные тенденции, и моменты исследования.

4. Использование в квалификационной работе научных достижений.

Квалификационнуюработу, особенно ее теоретическую часть, следует наполнять современным научным материалом, а каждую проблему освещать с учетом отечественных и зарубежных научных достижении.

Студенту-выпускнику, приступающему к выполнению работы, надлежит овладеть не только основным содержанием, но и методологическими основами, которые позволят ему провести анализ фактического материала установить связи и закономерности, сделать теоретические и практически значимые выводы.

Наши рекомендации