История зарубежной экспериментальной психологии.
Основателем американской эксп. психологии называют С. Холла, который в течении 3 лет учился в Лейпциге в лаборатории В. Вундта. Затем он стал первым президентом Американской психологической ассоциации. Из других исследователей следует назвать Джеймса Кеттэла, который также получил докторскую степень у В. Вундта (в 1886 г.). Он первым ввел понятие интеллектуального теста.
Итак, Г.Т. Фехнер выпустил в свет первый труд по экспериментальной психологии, но только Вильгельм Вундт (1832-1920) создал для новой дисциплины первый институт, основав в Лейпциге в 1879 г. первую лабораторию, преобразованную позже в институт экспериментальной психологии. Это сопровождалось изданием первого официального документа, оформляющего психологию как самостоятельную науку. Из стен Лейпцигской лаборатории вышли такие выдающиеся исследователи, как: Эмиль Крепелин, Освальд Кюльпе, Эрнст Мейман (Германия), Грэнилл Стэнли Холл, Джеймс Мак-Кин Кеттелл, Джеймс Ролланд Энджел, Эвальд Брэдфорд Титченер и др. (США), Чарльз Спирмен (Англия), Б. Бурдон (Франция).
В. Вундт, намечая перспективы построения психологии как самостоятельной науки, предполагал разработку в ней двух направлений: естественнонаучного и культурно-исторического. Его лаборатория называлась лабораторией физиологической психологии, хотя и зависела исторически от кафедры философии. Работы этой лаборатории были посвящены исследованиям зрения, слуха, осязания, вкуса, чувства времени, восприятия, скорости реакции, внимания. Это была именно лаборатория, поскольку ученые старались строго контролировать условия, в которых изучались ощущения, восприятие, внимание и т.д. Область высших психических функций (мышление, речь, воля) эксперименту не была доступна и исследовалась культурно-историческим методом (через изучение мифов, обычаев, языка). Главными методическими признаками научной психологии, по мнению В. Вундта, выступают: самонаблюдение и объективный контроль, так как без самонаблюдения психология превращается в физиологию, а без внешнего контроля данные самонаблюдения ненадежны.
Типы научного исследования.
Какие можно выделить типы научных исследований? Существуют различные типологии научных исследований. В рамках одной из них выделяют фундаментальные и прикладные исследования.
Миссия фундаментальных научных исследований заключается в научных открытиях, поэтому фундаментальные исследования проводятся с целью получения нового научного знания. Движущим мотивом этих исследований является получение новых научных фактов, создание новых понятий и научных теорий, разработка научных концепций.
Миссия прикладных научных исследований состоит в обслуживании практических интересов заказчиков. Прикладные исследования представляют собой применение специальных теорий, созданных фундаментальной наукой, к решению практических проблем. Движущим мотивом прикладных научных исследований является необходимость поиска решения практических проблем «заказчиков». Прикладные исследования ценятся прежде всего за эффективные решения этих проблем.
В рамках другой типологии различают: дисциплинарные, мультидисциплинарные, интердисциплинарные и трансдисциплинарные научные исследований.
Дисциплинарные научные исследования связаны с решением научно-исследовательских задач в рамках предметных областей определенных научных дисциплин, имеющих специфический понятийный аппарат, набор специальных научных теорий и особый методологический инструментарий. Мультидисциплинарные научные исследования связаны с решением научно-исследовательских задач в рамках предметного поля научной дисциплины, но с помощью методологических конструктов и методов других научных дисциплин.
Интердисциплинарные научные исследования – это постановка научно-исследовательских задач на стыке различных научных дисциплин и использование их методологического и теоретического потенциала в интерпретации научных фактов с целью преодоления дисциплинарной фрагментарности научных знаний.
Трансдисциплинарныенаучные исследования направлены на создание целостной картины социальной реальности путем преодоления гетерогенности дисциплинарных научных теоретических знаний в результате их холистского осмысления на концептуальном уровне, выходящем за пределы отдельных научных дисциплин.