Сатипаттхана как путь самопомощи
В начале этой вводной части провозвестие Будды, особенно его ядро, т.е. учение о развитии правильной внимательности, было названо «путем помощи». На основании завершенного здесь изложения этого учения теперь можно было бы более точно назвать его путем самопомощи, которая, по существу, и является подлинно действенной помощью. Помощь, получаемая нами от других людей, пожалуй, может иметь решающее значение, как это бывает в случаях воспитания и обучения, человеческого участия, материальной и практической поддержки. Однако и здесь неизбежно наличествует значительная часть самопомощи: мы должны охотно принять и правильно использовать эту помощь. В еще более значительной степени сказанное относится к помощи на пути воспитания ума и освобождения от страдания, где прежде всего необходима самопомощь: только благодаря ей указанная Буддой возможность помощи находит свое фактическое выражение.
«Ибо сам человек совершает зло и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам и сам очищает себя. Чистота и скверна связаны с самим собой. Одному другого не очистить.
Вы сами должны сделать усилие. Татхагаты — единственные учителя».
/ «Дхаммапада» 165, 276/
Правда, утверждение о возможности помощи едва ли можно оценить достаточно высоко. Не говоря уже о самом важном - о ясном указании пути к спасению, — одно лишь убедительное указание на то, что этот путь вообще дает помощь, должно считаться подлинно радостным провозвестием в том мире, который вконец запутался в созданных им самим сетях и дошел до чувства крайней беспомощности. Человечество имеет настоящие основания сомневаться и отчаиваться в какой бы то ни было помощи, ибо слишком уж часто попытки разбить его оковы совершались неискусными руками. Подобные попытки имели лишь те последствия, что, хотя оковы в том или другом месте частично ослабевали, на другой стороне страдающего тела они оказывались еще теснее стянутыми, еще глубже врезались в него, - и это происходило именно вследствие такого несведущего вмешательства.
Однако на самом деле подлинная помощь существует: она была найдена и испытана Буддой и его святыми учениками и их последователями. Те из людей, существовавшие во все времена, «чьи глаза не совсем покрыты пылью », признали авторитет этих просветленных; они не смешивали их с теми учителями частичной и потому обманчивой помощи, о которой мы говорили выше. Истинных помощников узнают по единственной в своем роде гармонии и жизненной силе, последовательности и естественности, простоте и глубине, которые проявляются как в их учении, так и в самой жизни. Этих подлинных помощников мы узнаем по улыбке глубокого понимания, сострадательной доброты и отрадной бодрости, которая лежит на их устах и точно так же пронизывает всю их жизнь и все учение. В восприимчивом человеке эта улыбка пробуждает уверенность, которая будет расти, пока не станет непоколебимой; это произойдет, когда такой человек твердо вступит на путь освобождения.
Улыбка на лице просветленного говорит: «И ты также можешь достигнуть цели! Двери к бессмертию открыты!» Вскоре после того, как Будда прошел через дверь просветления, он провозгласил:
«И будет мне равным тот победитель,
Который достигнетугашения страстей».
/«Среднее собрание» 26/.
Поистине, перед нами - провозвестие глубочайшей веры в возможности человеческого ума! Оно сообщает тяжелому труду самопомощи столь необходимую для него уверенность в себе.
. Однако открытие пути, эта единственная помощь, которую может оказать сам Будда, не является лишь жестом равнодушия, мимолетным кивком пальца в сторону пути и его безопасного направления; это открытие пути нельзя сравнить с «листом бумаги», вложенным в руки путника, ни даже со сложной картой или заманчивой картиной цели. Путники не были предоставлены сами себе со своим истощенным телом и умом, которому наверняка не по плечу трудности путешествия. «Открытие пути» содержало также и указания на необходимые для далекого странствия припасы, которые сами странники несут с собой, хотя лишь немногие из них из-за своего отупения и «отсутствия ума» вообще их замечают. Со всей энергией Будда снова и снова подчеркивает, что человек вполне располагает силами, необходимыми для самопомощи, нужными способностями и средствами - и уже получил возможность их приобрести только в силу своего рождения человеком. Простейший и наиболее всеобъемлющий способ, которым пользовался Будда, говоря о таких «средствах помочь человеку», - это как раз Поучение об «основаниях внимательности». Его смысл можно кратко передать двумя словами: «Будь внимателен! » Иначе говоря, это требование внимательности к собственному уму. Зачем же? Ум охватывает собой всё - и целый мир страданий, и их происхождение, и прекращение страданий, и ведущий к этому путь. Все это зависит от нашего ума, от направления, которое принимает его поток в каждый данный момент умственной деятельности.
Сатипаттхана занята именно этим решающим моментом настоящего времени и она с необходимостью должна быть учением о доверии к себе, потому что в это незаметное и короткое мгновенье настоящего времени, когда наше сознание проникает в самую глубину мира, мы непременно оказываемся в одиночестве. А истинное доверие к себе (в отличие от слепого самомнения) должно во многих отношениях развиваться лишь постепенно, потому что беспокойные люди, несведущие в пользовании своим главным «инструментом», умом, привыкли к тому, чтобы полагаться на других или следовать групповым привычкам. Таким образом инструмент ума вследствие пренебрежения к нему фактически стал ненадежным; он более не является подходящей основой для разумного доверия к себе. Поэтому сатипаттхана начинает с первых простых шагов, которые возможны также и в положении крайней ненадежности; она ведет практикующего через постепенный подъем к тому наивысшему господству над собственной жизнью и над собственным умом, которое выражено в следующих словах: «Полагайся на самого себя - вот устав мастера».
В своей простоте, приспособленной к учению, называемому «единственным путем», сатипаттхана начинает с чего-то такого, что кажется очень малым, с одной из элементарнейших функций ума, со внимательности, т.е. с первой регистрации впечатлений. Конечно, это нечто настолько повседневное и знакомое, что на самонаблюдении и на контроле над ним легко можно основывать первые шаги в области доверия к себе. Это доверие и означает подлинное развитие. Точно так же близкими нам оказываются и первые объекты этого наблюдения и внимания: перед нами -самые мелкие занятия повседневной жизни. И внимание прежде всего делает с ними вот что: оно как бы выводит их из отдаляющей от нас колеи привычки для внимательного рассмотрения, проверки и улучшения.
Видимые улучшения и прогресс в будничной работе в жизненных обстоятельствах, являющиеся результатами внимательности, основательности и осмотрительности, дадут дополнительные обнадеживающие стимулы для высокой цели самопомощи. Видимый прогресс проявится и в общем душевном самочувствии: успокаивающее влияние обдуманных поступков и мыслей породит чувство благополучия и внутренней безопасности в той сфере, где до того господствовали недовольство и дурное настроение. Если бремя будничной жизни окажется таким образом несколько облегченным, это будет видимым доказательством смягчающего действия метода сатипаттхана, которое укрепит уверенность в ее способности уничтожить страдание.
Возрастающая внимательность во время чистого наблюдения сделает человека восприимчивым к поучениям, поступающим от самих вещей. Затем учителями глубокой мудрости становятся мелочи повседневной жизни и простые, близкие нам процессы природы. Они постепенно раскроют всю мощь своих глубинных измерений и сообщат высшее знание просветленного. Если мы понемногу научимся понимать тихие голоса этих маленьких и простых вещей, тогда у нас возрастет также и доверие к самим себе, к собственному уму и его скрытым богатствам.
Овладевая подобными прямыми наставлениями, мы постепенно учимся отказываться от ненужных мысленных сложностей и нагромождений. Если мы увидим, как благодаря избирательному, упрощающему и направляющему влиянию чистого наблюдения жизнь приобретает ясность и легкость, тогда мы постепенно отбросим все ненужное в жизненных привычках и потребностях.
Сатипаттхана дает возможность вернуть простоту и естественность миру, тому миру, который становится всё более и более усложненным, проблематичным и вырождающимся. Эти добродетели простоты и естественности усваиваются прежде всего сами по себе, — но также и для того, чтобы с их помощью облегчить задачи самовоспитания.
Разумеется, мир многообразен в своей полноте, являя собой необозримое множество взаимоотношений, он обладает весьма сложной природой. Однако нет необходимости в том, чтобы его многообразие и усложненность безгранично росли и умножались вследствие незнания и неспособности людей, их необузданных страстей и возрастающих жизненных притязаний. Сатипаттхана дает возможность действенно подойти ко всем названным факторам, выражающим увеличивающуюся путаницу жизни.
Чтобы человек смог выдержать это многообразие жизни, воспитание внимательности дает ему прежде всего более высокую приспособляемость, присутствие духа и «искусство в выборе правильного средства» (см. выше стр.59 «Прозрение в пригодность»).
Что же касается неизбежной степени жизненного многообразия, с ним в известной мере вполне можно справиться благодаря воспитанию внимательности. С этой целью сатипаттхана учит человека держать свои дела в порядке и ясности, а также «не отставать» в моральной области. Она учит пользоваться поводьями контроля и сдержанности среди насилия; разумно распределять бесчисленные отдельные факты в рамках действительной картины жизни и подчинять их прочной и благородной жизненной цели.
Принимая во внимание необходимость меньшей усложненности в области человеческой деятельности, сатипаттхана ведет к возрастающему упрощению жизненных потребностей. Это особенно важно ввиду устрашающего роста современной тенденции к беспрестанному искусственному со-здаванию и распространению новых потребностей. Здесь, несомненно, лежит и одна из косвенных причин войны, ибо корень этой тенденции, алчность, является главной причиной войн и социальных столкновений. Для материального и духовного благополучия человечества необходимо удерживать это стремление в разумных границах и под контролем. А по отношению к нашему специальному предмету, духовной самопомощи, важно одно: как может человеческий ум обладать той степенью самодостаточности, которая необходима для самопомощи, если ему приходится постоянно неутомимо трудиться ради новых потребностей, которые заключают в себе также и возрастающую зависимость от других? Следует культивировать простоту образа жизни ради того, чтобы обладать присущей ей красотой и свободой.
Обратимся теперь ко внутренним сложностям, которых можно избежать, - по крайней мере, к некоторым из них. В общем, сатипаттхана учит для упорядочения внутренней сферы правильно пользоваться умом, этим главным орудием человека, учит его утончению, показывает правильные цели для его использования.
Главным источником внутренних и внешних сложностей является ненужное и нежелательное вмешательство, захва-ченность. Порыв ко вмешательству успешно преодолевается привычкой к сохранению чистого наблюдения, которое создает прямую противоположность желанию вмешаться. Затем «осознание » как воспитание осмотрительности в поведении подвергнет тщательной проверке цель и пригодность возникшей захваченности - и в большинстве случаев посоветует от нее отказаться.
Далее, многие внутренние осложнения бывают следствием крайних взглядов и неразумных конфликтов с различными парами противоположностей, которые проявляются в жизни. Крайние взгляды ограничивают поведение и мыслительную деятельность, а также познавательные способности человека; они уменьшают его независимость и возможности самопомощи. Вследствие незнания закона, определяющего действие пар противоположностей, вследствие участия в их вечном столкновении, мы подвергаемся опасности оказаться беспомощной игрушкой их непрестанного, закономерного и повторяющегося движения. Сатипаттхана как выражение срединного пути представляет собой такой способ воспитания ума, который возвышается над крайностями и противоположностями. Она как бы компенсирует одностороннее развитие, дополняя недостающее и ограничивая излишнее. Она придает нам разум для правильной меры в жизни и мышлении; она стремится к достижению гармонии и равновесия, без которых невозможны никакие достижения в области постоянного доверия к себе и действенной самопомощи.
Здесь нам нужно только привести один пример: упомянуть о двух противоположных типах характера, как их определил и далее дифференцировал К.Г.Юнг. Это интроверт-ный и экстравертный типы, т.е. направленный во-внутрь и направленный вовне. Эти типы частично совпадают с противоположными понятиями созерцательного и активного характеров, замкнутого и общительного и т.п. Главная черта учения Будды как срединного пути имеет в системе сатипаттхана настолько глубокие внутренние корни, что ее метод способен непосредственно привлечь к себе оба типа, а также уравновесить их.
Сатипаттхана добивается повышения уровня повседневной жизни и повседневного мышления и при этом устраняет главную трудность для медитации и самоуглубления, именно: слишком большую пропасть и напряжение между повседневной жизнью, зачастую неподвластной духовным целям и не затронутой ими, с одной стороны, и немногими часами искусственно повышенной сосредоточенности, самообладания и господства идеала, с другой. Практика внимательности приносит с собой их выравнивание, а это дает больший успех в медитации и большую гармоничность в жизни. Многие люди, обескураженные осознанием этой пропасти и безуспешными усилиями в области духовной практики, утратили путь доверия к себе и самопомощи и отошли к тем учениям, которые утверждают, что человек может быть освобожден только милостью какого-то Бога.
Еще одна причина внутренней путаницы - это сильное и непрерывное влияние подсознательного. Чистое наблюдение создает растущую близость к тончайшим вибрациям тела и ума и вместе с тем более тесный и «дружественный» контакт с подсознанием. Последнему еще более благоприятствует сохранение предусмотрительности, «ожидания и прислушивания», которое характерно для чистого наблюдения и удерживает нас от грубой и вредной вовлеченности в структуру подсознательного. В силу этого, как и благодаря постоянному расширению осознания, «верхние слои» глубин подсознательной сферы станут более «отчетливыми» в своем выражении, более доступными ограниченному порядку и сознательному контролю. В то время как внезапно появляющиеся из подсознания не поддающиеся учету, неуправляемые и недоступные для сознания элементы будут ограничены, доверие к себе и самопомощь получат глубоко обеспеченный базис.
Сатипаттхана не нуждается в какой-либо сложной «технике» или внешних вспомогательных средствах. Ее рабочий материал - это повседневная жизнь. Она не имеет ничего общего с каким-либо экзотическим культом или ритуалом; она не дает никаких «посвящений» или «эзотерических знаний», кроме тех посвящений и прозрений, которые являются результатами развития ума.
Сатипаттхана пользуется теми жизненными условиями, которые мы находим прямо перед собой. Поэтому она не связана с жизнью в келье и полным уединением, хотя у многих практикующих может возрасти потребность в таких условиях. Однако временное уединение во время периодов строгой практики окажется полезным.
Сатипаттхана - путь самоосвобождения. Стоя на непоколебимой основе закона кармы, она не признает ни «замещающего освобождения», ни освобождения силой Божьего милосердия, ни посредничества священнослужителей.
Сатипаттхана свободна от догм, от верований в какое-то божественное откровение или какой бы то ни было внешний авторитет, которые требуют «пожертвовать интеллектом».
Сатипаттхана основывается исключительно на познании из первых рук, т.е. на непосредственном виденье, полученном в личном переживании и размышлении. Это единственный источник познания жизнеформирующей, в конце концов преодолевающей жизнь силы. Сатипаттхана учит очищать этот источник познания, расширять и углублять его.
Первый толчок в сторону учения через Будду, конечно, необходим в этом нашем мире, где «отдельные просветленные», паччека-будда, т.е. «самостоятельно мыслящие » в высшем смысле, появляются лишь очень и очень редко. Однако это решающее обучение основам внимательности связывает свой дух со словами Будды лишь таким образом, что эти слова даются в качестве вводного описания и советов человека, который прошел путь на всем его протяжении и потому заслуживает доверия. Приобретаемое таким образом через посредника знание станет действенным средством для ученика лишь в той степени, в какой оно превратится в непосредственное переживание собственного подтверждающего опыта.
«Вот, провозглашено Возвышенным учение благое, видимое, непосредственно применимое; оно говорит: приди и увидишь! оно ведет к цели; оно понятно для разумного; оно выводится из самого себя».
Такой характер метода сатипаттхана как провозвестия доверия к себе и самопомощи выразительно подчеркнут самим Возвышенным в словах, которые он произнес в последние дни жизни, - и это обстоятельство придает им особую силу и проникновенность.
Поэтому, о Ананда, будьте сами себе островом, будьте сами себе убежищем; не пользуйтесь никаким другим убежищем!
Учение — вот ваш остров, учение — вот ваше убежище; не пользуйтесь никаким другим убежищем!
И как же, Ананда, бывает монах сам себе островом иубежи-щем, как это оннеимеетникакого другого убежища? Какимеет он учение, как остров, как убежище, и не имеет никакого другого убежища?
Когда, о Ананда, монах, находясь в теле, пребывает в созерцании тела, находясь в чувствах, пребываает в созерцании чувств, находясь в уме, пребывает в созерцании ума, находясь в объектах ума, пребывает в созерцании объектов ума, усердный, бдительный и прозорливый, стремящийся освободиться от вожделения и печали по отношению к миру.
Так, Ананда, бывает монах сам себе островом и убежищем, так не имеет никакого другого убежища; так имеет он учение, как остров и убежище, так не имеет иного убежища.
И те, о Ананда, кто сейчас или после моего ухода будут сами себе островом и убежищем, и не воспользуются никаким иным убежищем; те, которые имеютучение, как островиубежище, и не имеют иного убежища, — эти монахи, Ананда, достигнут высочайшего, если пожелают его добиться».
/ «Маха-париниббана-сутта»/.
«Поучение об основаниях внимательности», или «Сати-паттхана-сутта », находится в двух местах палийского канона - в «Среднем собрании», Маджджхима-никая, как десятая речь, и в «Длинном собрании», Дигха-никая, как двадцать вторая речь, где она носит заглавие: «Великое (или высочайшее) поучение об основаниях внимательности», маха-сатипаттхана-сутта. Эта вторая версия отличается от первой лишь пояснительными замечаниями о четырех святых истинах, вставленными в отведенный для этого раздел, озаглавленный «О созерцании объектов ума». Вторая, более длинная версия избрана для воспроизведения в настоящей книге для того, чтобы в ее рамках представить читателю и основные истины учения Будды.
На 28-й странице нашей книги находится объяснение оригинального титула на пали. Никакое другое поучение Будды, даже и проповедь в Бенаресе, не пользуется в буддийских странах Юго-Восточной Азии, где распространен буддизм Тхеравады, таким глубоким уважением и почитанием, как это «Поучение об основаниях внимательности». Когда, например, на Шри-Ланка (остров Цейлон) благочестивые миряне во время полнолуния или в другие праздники принимают на себя восемь монашеских обетов из десяти и проводят в монастыре ночь и день, они чаще всего в таких случаях повторяют наизусть «Сатипаттхана-сутту» или пользуются ею для медитации. Почтенный сингалезский собрат по монашеству, достопочтенный Ньяналока, заботливый попечитель многих европейских монахов на Цейлоне, рассказывал автору, как в его родительском доме хранился текст Поучения, благоговейно обернутый в чистый платок. Нередко вечерами книгу вынимали из-под платка, и отец читал ее в семейном кругу; это был особый обычай, нигде более не существовавший. Заботились также о том, чтобы читать текст Поучения умирающим - в качестве своеобразной последней духовной пищи.
Хотя мы уже давно живем в эпоху книгопечатания, на Цейлоне все еще принято, чтобы благочестивые миряне переписывали текст этого Поучения от руки на пальмовых листьях и приносили манускрипты в дар местным монастырям. В одном старом монастыре близ Канди автор видел почти две сотни манускриптов на пальмовых листьях с текстом Поучения; часть из них была в дорогих переплетах из серебра или слоновой кости.
Однако при таком глубоком почитании Поучения не было предпринято никаких шагов для подлинного понимания преподанного там своеобразного способа практики. Если, несмотря ни на что, сохранилось такое высокое уважение к тексту - и поддерживалось людьми на протяжении веков, -это прежде всего можно приписать той энергии, с которой сам Будда говорил о сатипаттхана. Но вполне возможно, что влияние Поучения заключается в том, что когда-то должна была существовать древняя и прочная традиция успешной практики этого пути. За то, что ныне его можно вновь показать с полной отчетливостью, за его широкую доступность, конечно, следует благодарить тех бирманских мастеров медитации, о которых говорилось в другом месте книги.
Глава X
Великое Поучение об основах внимательности
«МАХА-САТИПАТТХАНА-СУТТА»
Двадцать второе поучение из «Длинного собрания», Дигха-никая
Почитание Ему, Возвышенному, Святому, полностью Пробужденному!
Так я слышал. Однажды Возвышенный пребывал среди народа Куру, в местности Куру, называемой Каммасадамма. И там Возвышенный обратился к монахам: «О монахи!» «Достопочтенный!» - ответили тогда эти монахи. И Возвышенный говорил так:
«Единственный путь1 существует, о монахи, к очищению сущности2, к преодолению горя и скорби, к прекращению страданий и печали, к обретению правильного метода3, к осуществлению ниббаны - это именно четыре основания внимательности4. Каковы же эти четыре?
Когда, о монахи, находясь в теле, монах пребывает в созерцании тела5, усердный, прозорливый, бдительный, старающийся преодолеть вожделение и печаль по отношению к миру6; находясь в чувствах, он пребывает в созерцании чувств, усердный, прозорливый, бдительный, старающийся преодолеть вожделение и печаль по отношению к миру; находясь в уме, он пребывает в созерцании ума, усердный, прозорливый, бдительный, старающийся преодолеть вожделение и печаль по отношению к миру; находясь в объектах ума, он пребывает в созерцании объектов ума, усердный, прозорливый, бдительный, старающийся преодолеть вожделение и печаль по отношению к миру».
СОЗЕРЦАНИЕ ТЕЛА
«Как же теперь, о монахи, находясь в теле, пребывает монах в созерцании тела?
Внимательность к дыханию: И вот, о монахи, удалился монах в лес; он живет у подножья дерева или в пустой хижине. Он садится со скрещенными ногами, с выпрямленной спиной. Сохраняя внимание прямо перед собой, он ровно и внимательно делает вдох, внимательно делает выдох.
Делая долгий вдох, знает он: я делаю долгий вдох; делая долгий выдох, знает он: я делаю долгий выдох. Делая короткий вдох, знает он: я делаю короткий вдох. Делая короткий выдох, знает он: я делаю короткий выдох. Ощущая все тело [дыхания], буду я вдыхать7; ощущая все тело [дыхания], буду я выдыхать, - так упражняется он. Успокаивая [дыхательную] функцию тела8, буду я вдыхать, - так упражняется он; успокаивая [дыхательную] функцию тела, буду я выдыхать, - так упражняется он.
И подобно тому, о монахи, как искусный токарь или подмастерье, если он долго точит дерево, знает: я долго точу дерево; если он быстро точит дерево, знает: я быстро точу дерево - точно так же, о монахи, знает тогда монах; если он делает долгий вдох, знает он: я делаю долгий вдох, если он делает долгий выдох, знает он: я делаю долгий выдох.
Практические советы: Так пребывает он внутри [собственного] тела [дыхания] в созерцании тела; или пребывает он снаружи в теле [другого человека]; или пребывает он внутри и снаружи [попеременно] в [своем и чужом] теле в созерцании тела9.
Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их исчезновении, пребывает он в теле; созерцая вещи [попеременно] в их возникновении и исчезновении, пребывает он в теле10.
«Вот тело!» - так его внимание устремлено к настоящему, только пока оно служит познанию, пока служит внимательности11'12. Независимым13 живет он и ни к чему в мире он не привязан.
Так, о монахи, находясь в теле, пребывает монах в созерцании тела.
Четыре положения тела: Идалее, о монахи, когда идет, знает монах: я иду; когда стоит, знает монах: я стою; когда сидит, знает монах: я сижу; когда лежит, знает монах: я лежу. И каково всегда положение его тела, это в точности знает он. Так пребывает он внутри собственного тела в созерцании тела; или пребывает он снаружи в теле [другого человека] в созерцании тела; или пребывает он внутри и снаружи в теле в созерцании тела. Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их исчезновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их возникновении и исчезновении, пребывает он в теле14. «Вот тело!» - так его внимание устремлено к настоящему, только пока оно служит познанию, служит внимательности. Независимым живет он и ни к чему в мире он не привязан.
Так, о монахи, находясь в теле, пребывает монах в созерцании тела.
Осознание. И далее, о монахи: вот монах идет и возвращается, ясно осознавая то, что делает; смотрит прямо и в сторону, ясно осознавая то, что делает; сгибается и вытягивается, ясно осознавая то, что делает; носит одежду и чашу, ясно осознавая то, что делает; если пьет, жует и пробует, ясно осознает то, что делает; освобождается от нечистот и мочи, ясно осознавая то, что делает; ходит, стоит, сидит, засыпает, пробуждается, читает и молчит, ясно осознавая то, что делает.
Так пребывает он внутри тела в созерцании тела; или пребывает он снаружи тела в созерцании тела; или пребывает он внутри и снаружи тела в созерцании тела. Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их исчезновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их возникновении и исчезновении, пребывает он в теле. «Вот тело!» - так его внимание устремлено к настоящему, только пока служит познанию, служит внимательности. Независимым живет он и ни к чему в мире он не привязан.
Так, о монахи, находясь в теле, пребывает монах в созерцании тела.
Об отвращении к телу. И далее, о монахи, вот созерцает монах это тело от подошв вверх и от кончиков волос вниз; это тело, обтянутое кожей и наполненное всевозможными нечистотами. В этом теле есть волосы на голове, волосы на теле, зубы, кожа, мясо, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, кишки, мякоть, желудок, кал, желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слезы, тканевый сок, слюна, носовая слизь, суставная жидкость, моча15.
И вот, о монахи, подобно тому, как если бы открытая с двух сторон корзина была бы наполнена разными зернами, как стручковым рисом с гор и с равнины, бобами мугга и маса, зернами кунжута и зернами риса без стручков и тогда мог бы человек с хорошим зрением открыть ее и рассмотреть: «Вот это - стручковый рис с гор и с равнины, это бобы мугга и маса, это зерна кунжута, это рис без стручков», точно так же, о монахи, созерцает монах это самое тело от подошв вверх и от кончиков волос вниз, обтянутое кожей, наполненное всевозможными нечистотами: «В этом теле волосы на голове... моча.»
Так, находясь внутри тела, пребывает он в созерцании тела; или находясь снаружи тела, пребывает он в созерцании тела; или находясь внутри и снаружи тела, пребывает он в созерцании тела. Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их исчезновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их возникновении и исчезновении, пребывает он в теле. «Вот тело!» - так его внимание устремлено к настоящему, только пока оно служит познанию, служит внимательности. Независимым живет он и ни к чему в мире он не привязан.
Вот так, о монахи, находясь в теле, пребывает монах в созерцании тела.
Об элементах. И далее, о монахи, вот созерцает монах это тело в его соответствующем месте и положении по элементам: есть в этом теле [элемент] земля, [элемент] вода, [элемент] жар и [элемент] ветер16.
И подобно тому, о монахи, как искусный мясник или его подмастерье зарезал корову и разрубил ее на куски, а затем уселся на перекрестке четырех улиц, — точно так же, о монахи, созерцает монах это самое тело в его соответствующем месте и положении по элементам: в этом теле есть [элемент] земля, [элемент] вода, [элемент] жар и [элемент] ветер.
Так, находясь внутри тела, пребывает он в созерцании тела; находясь снаружи тела, пребывает он в созерцании тела; находясь внутри и снаружи тела, пребывает он в созерцании тела. Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их исчезновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их возникновении и исчезновении, пребывает он в теле. «Вот тело!» - так его внимание устремлено к настоящему, только пока оно служит познанию, служит внимательности. Независимым живет он и ни к чему в мире он не привязан.
Так, о монахи, находясь в теле, пребывает монах в созерцании тела.
Девять созерцаний на погребальном поле. [1] Идалее, о монахи, когда увидит монах тело, выброшенное на погребальное поле через день после смерти, через два дня после смерти или через три дня после смерти, раздувшееся, побледневшее и разлагающееся, - тогда прилагает он увиденное к этому [своему собственному] телу: и это тело таково, и оно так устроено, и оно не избегнет этой участи.
Так, находясь в теле, пребывает он внутри его в созерцании тела; или пребывает он снаружи тела в созерцании тела; или пребывает он внутри и снаружи тела в созерцании тела. Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их исчезновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их возникновении и исчезновении, пребывает он в теле. «Вот тело!» - так внимание его устремлено к настоящему, только пока оно служит познанию, служит внимательности. Независимым живет он и ни к чему в мире он не привязан.
Так, о монахи, находясь в теле, пребывает монах в созерцании тела.
[2] И далее, о монахи, когда увидит монах тело, выброшенное на погребальное поле, пожираемое воронами, пожираемое стервятниками, пожираемое коршунами, пожираемое собаками, пожираемое шакалами или пожираемое всевозможными червями, - тогда прилагает он увиденное к этому [своему собственному] телу: и это тело таково, и оно так устроено, и оно не избегнет этой участи!
Так пребывает он внутри тела в созерцании тела; или пребывает он снаружи тела в созерцании тела; или пребывает он внутри и снаружи в созерцании тела. Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их исчезновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их возникновении и исчезновении, пребывает он в теле. «Вот тело!» - так его внимание устремлено к настоящему, только пока оно служит познанию, служит внимательности. Независимым живет он и ни к чему в мире он не привязан.
Так, о монахи, находясь в теле, пребывает монах в созерцании тела.
[3] И далее, о монахи, когда увидит монах тело, выброшенное на погребальное поле, скелет, покрытый мясом, кровоточащее, скрепленное лишь сухожилиями;
[4] скелет с обрывками мяса, запятнанный кровью, скрепленный сухожилиями;
[5] скелет, лишенный мяса, лишенный крови, удерживаемый сухожилиями;
[6] кости, не скрепленные друг с другом, разбросанные во всех направлениях: здесь кость руки, там кость ступни, там кость бедра, там кость голени, там кость таза, там кости позвоночника, там череп;
[7] побелевшие кости цвета раковины;
[8] кучу костей, много лет [лежавшую];
[9] истлевшие кости, превратившиеся в пыль, - тогда прилагает он увиденное к этому [своему собственному] телу: и это тело таково, и оно так устроено, и оно не избегнет этой участи.
Так, о монахи, пребывает монах внутри тела в созерцании тела; или пребывает он снаружи тела в созерцании тела; или пребывает он внутри и снаружи тела в созерцании тела. Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их исчезновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их возникновении и исчезновении, пребывает он в теле. «Вот тело!» — так его внимание устремлено к настоящему, только пока оно служит познанию, служит внимательности. Независимым живет он и ни к чему в мире он не привязан.
Так, о монахи, находясь в теле, пребывает монах в созерцании тела».
СОЗЕРЦАНИЕ ЧУВСТВ
«Как же теперь, о монахи, находясь в чувствах, пребывает монах в созерцании чувств?
Если, о монахи, ощущает монах радостное чувство, тогда знает он: я ощущаю радостное чувство; если он ощущает чувство печали, тогда знает он: я ощущаю чувство печали; если он не ощущает ни радостного, ни печального чувства, тогда знает он: я не ощущаю ни радостного, ни печального чувства. Если ощущает он радостное чувство, связанное с умом17, тогда знает он: я ощущаю радостное чувство, связанное с умом; если ощущает он радостное чувство, не связанное с умом, знает он: я ощущаю радостное чувство, не связанное с умом; если ощущает он печальное чувство, связанное с умом, тогда знает он: я ощущаю печальное чувство, связанное с умом. Если ощущает он не радостное и не печальное чувство, связанное с умом, тогда знает он: я ощущаю не радостное и не печальное чувство, связанное с умом; если ощущает он не радостное и не печальное чувство, не связанное с умом, тогда знает он: я ощущаю не радостное и не печальное чувство, не связанное с умом.
Так пребывает он внутри чувств, созерцая чувства; или пребывает он снаружи чувств, созерцая чувства; или пребывает он внутри и снаружи чувств, созерцая чувства. Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он в чувствах; созерцая вещи в их исчезновении, пребывает он в чувствах; созерцая вещи в их возникновении и исчезновении, пребывает он в чувствах18. «Вот чувство!» - так его внимание устремлено к настоящему, только пока служит познанию, служит внимательности. Независимым живет он и ни к чему в мире он не привязан.
Так, о монахи, находясь в чувствах, пребывает монах в созерцании чувств».
СОЗЕРЦАНИЕ УМА
«Как же теперь, о монахи, находясь в уме, пребывает монах в созерцании ума?
Вот, знает монах об уме, отягощенном вожделением: отягощен вожделением ум; он знает об уме, свободном от вожделения: свободен от вожделения ум; он знает об уме, отягощенном ненавистью: отягощен ненавистью ум; он знает об уме, свободном от ненависти: свободен от ненависти ум; он знает об ослепленном уме: ослеплен ум; он знает о неослеп-ленном уме: не ослеплен ум; он знает о связанном уме: связан ум19; он знает о рассеянном20 уме: рассеян ум; он знает о развитом уме: развитой21 ум; он знает о неразвитом22 уме: неразвитой ум; он знает об уме, который можно превзойти: ум, который можно превзойти23; он знает