Ценность сосредоточения ума в практике прозрения

Разумеется, существует опасность того, что своеобразие этого метода будет оценено в чересчур односторонней пер­спективе, как крайнее отклонение маятника от того вида практики, центральным пунктом которого является сосре­доточение; можно даже считать, что преднамеренное со­средоточение на каком-то единственном объекте или даже любая методическая практика будет неправильной вследст­вие ее якобы принудительного характера, и было бы доста­точно направлять неразличающее внимание на то, что нам приносит каждый день. Такова, например, точка зрения Кришнамурти. Эта мысль находит поддержку и в питаемых влиянием психоанализа опасениях, что каждое формирую­щее, отбирающее и исключающее вмешательство в структу­ру психики может повести к подавлению, вытеснению и наконец неврозу. Во всем этом лежит рациональное зерно, и как раз метод сатипаттхана с его «ненасильственным», свободным от принуждения характером учитывает эти обстоятельства — и вместе с тем не впадает в крайности изложенных выше воззрений.

Будда, как «познавший Мир», лока-виду, и в особеннос­ти мир ума, учил «с распознаванием», парьяена. Он знал, что ум в своих столь многообразных настроениях и устрем­лениях иногда нуждается в поощрении и напряжении сил, а иногда ему необходимы освобождение от напряжения и спокойствие; иногда также для него требуются ясность и инициатива («Самьютт-никая» XIVI 51, 53; «Вишуддхи-магга» 155 и след.); он знал, что чрезвычайно ветреный ум зачастую нуждается в энергичном обуздании («Дхаммапа-да» 33-37), что при всей своей негибкости он благодаря ре­гулярным упражнениям приобретает пластичность.

Возвышенный обладал «двумя высочайшими вещами, ме­рой и серединой» (Ницше) - и Он учил им; важно в этой связи вспомнить его Срединное учение, учение о «соразмерности умственных способностей» («Ангуттара» VI, 55; «Вишуддхи-магга» 153 и след.) - о необходимости соразме­рять энергию и сосредоточенность (спокойствие) ума, равно как и о необходимости развития сильного и гармоничного сосредоточения в соответствии с мудростью. Уже в послед­ние месяцы жизни Будда упорно повторял о том, что «благо­даря сосредоточению приобретается вполне развитая мудрость, самадхи-парибхавита-панна, которая приносит богатый плод, обильное болагословение» («Длинное собрание» 16), ибо «обладающий сосредоточением ума познает вещи в соответствии с истиной» («Самьютта» XXII, 5).

Это последнее центральное положение получит для практикующего подтверждение и в развитии прозрения. Именно регулярное культивирование главного объекта, под­крепленное практикой со второстепенными объектами, спо­собно привести к созреванию трех важных результатов:

1. Ум получает необходимые для него твердость, спокой­ствие и устойчивость, благодаря которым воспринимает и удерживает «чистый объект» без примеси не принадлежа­щих ему или вымышленных элементов. И только тогда станут возможными также наблюдения за ходом отдельных телесных и психических процессов, из которых получается наглядное, паччакха-ньяна, а не только умозрительное познание, анумана-ньяна, трех свойств существования.

2. Из растущей близости с некоторым совсем простым телесным главным объектом вслед за познанием, свойствен­ным прозрению, постепенно достигают зрелости и те пер­воначальные наблюдения, о которых говорится в поучении, как о «скорой почте» («Средн. собрание» 24), о которых упоминается в «Вишуддхи-магга » и которые в конце-концов сливаются со святостью. Этого нельзя ожидать от какого-либо упражнения внимания, которое охватывает исключи­тельно ближайшие и быстро меняющиеся объекты повсед­невной жизни.

3. Методическая практика с главным и второстепенными объектами будет иметь и другие последствия: обострятся нормальные процессы внимания, направленного на повсед­невную жизнь; они в большей степени будут способствовать применимым в медитации результатам. Уже первые успехи с главным объектом, а также общее душевное настроение, возникшее во время строгих периодов упражнений в за­мкнутом кругу внимания, оставят после себя глубокое впе­чатление, создадут радость и уверенность, которые могут оказаться решающими для дальнейшего прогресса.

На основании всего сказанного видно, что на пути практики внимательности и познания благодаря прозрению важно также укреплять силу умственного сосредоточения при помощи методических упражнений и правильно сораз­меренных усилий.

Глава VI

Бирманский метод

сатипаттхана и практика

его упражнений

Наши рекомендации