Значение чистого наблюдения для познания ума
«Только в точности проверенные вниманием вещи познает мудрость, не те, которые пребывают в беспорядке».
/комментарий к Суттанипате/
Как предмет микроскопического исследования необходимо тщательно подготовить, очистить, изолировать и закрепить под объективом, точно так же и объект познания нуждается в строго соответствующей ему подготовке. Именно эту подготовительную работу совершает чистое наблюдение, приобретая чистый объект: чистое наблюдение как бы «очищает» предмет исследования от связанных с ним и искажающих его предрассудков чувств и мышления; оно «изолирует» его от не принадлежащих ему тем созерцания; оно «закрепляет» его, замедляя или задерживая переход от чистого воспринимающего наблюдения к активному определению, благодаря чему свет созерцающего познания получает возможность произвести точное исследование.
Однако мы сначала думаем не только об аналитической, т.е. расчленяющей и распознающей функции познания смысла, но также и о синтезе, т.е. о познании взаимосвязей и взаимозависимостей, многие из которых быстро ускользают от спутанного мышления еще во время фазы наблюдения. Но достаточно надежное познание возможно лишь в том случае, если перед тем отдельные члены взаимозависимости внутри некоторого целого будут одинаково тщательно рассмотрены во всех своих аспектах. Недостаточная аналитическая подготовка нередко оказывается источником ошибок во многих философских системах или научных теориях.
Чистое наблюдение в первую очередь дает возможность вещам говорить самим; оно позволяет им как бы высказаться, позволяет вести рассказ, не прерывая их преждевременными окончательными суждениями, когда у них есть еще много, о чем рассказать. Поскольку чистое наблюдение видит вещи всегда новыми, без нивелирующего действия привычных выводов, постольку и сами вещи будут чаще способны сообщать нечто новое. Терпеливое созерцание во время чистого наблюдения иногда почти без всякого усилия открывает глубокие прозрения и выводит на поверхность такие сокровенные отношения, которые отказываются открываться нетерпеливому разбору чересчур агрессивного интеллекта. Слишком поспешные или привычные оценки и суждения о вещах (в мыслях и в поступках) часто становятся препятствием для важных источников познания. Западное мышление должно также научиться от восточного уменью придерживаться чисто полученного материала, - и это не только в качестве средства достижения спокойствия, но и в качестве средства познания.
Здесь следует привести несколько примеров того, как чистое наблюдение может способствовать познанию структуры человеческого ума.
В свете чистого наблюдения кажущийся целостным процесс отдельного акта восприятия понемногу отчетливо представляется в виде быстро протекающей последовательности многих фаз, отличных одна от другой; каждая собственная функция этих фаз способствует полному акту познания. Если мы видим некоторый предмет, например, крупную красную розу, мы обычно полагаем, что это целостное и непосредственно данное нам зрительное впечатление. Однако то, что мы воспринимаем в первые секунды, есть всего лишь цветное пятно, которое выделяется из своего окружения цветом и очертаниями. К единству формы и структуры мы впервые приходим в результате последовательности дальнейших, быстро сменяющихся актов восприятия, которые равномерно ощупывают предмет со всех сторон. Если дело касается нового для наблюдателя или лишь редко воспринимаемого объекта, тогда этот процесс отбора для сознания отдельных отличительных признаков окажется значительно более отчетливым, нежели это бывает при восприятии какого-нибудь знакомого предмета. А название «роза», которое мы как будто одновременно даем этому зрительному восприятию, принадлежит к совершенно другому классу сознания, а именно, к умственному сознанию, не к зрительному; оно происходит из образов памяти, сходных со зрительными восприятиями, а также из привычной связи этих образов со словом «роза». С другой же стороны, оценочное суждение «красивая » и возможное желание обладания предметом представляют собой нечто совсем другое. Продолжающееся обострение и утончение наблюдения будет способствовать полноте выявления дальнейших отдельных фактов, которые могут помочь формированию ценного благоразумия по отношению не только к самому объекту, но также к акту познания. Нам, возможно, станет непосредственно видно, как важно и поучительно отличать стадии образования понятий и оценок от чистого акта восприятия. Благодаря методическим упражнениям в чистом наблюдении, у нас, по всей вероятности, возникнет первое сильное впечатление - прямое и постоянное соприкосновение с изменчивым характером всех явлений жизни, с их непрестанной текучестью. В учениях Будды аникка, непостоянство, есть первый из трех отличительных признаков структуры существования. Таким образом чистое наблюдение показывает нам на примере нас самих, как отдельные телесные и психические процессы непрерывно рождаются и умирают; и это будет стократ убедительной иллюстрацией непостоянства. Особенно впечатляющей окажется эта картина при наблюдении за собственными мыслями и чувствами, с которыми человек главным образом и привык отождествлять себя. Такое переживание текучего характера существования по мере продолжения упражнений в медитации будет приобретать все большую силу и убедительность. Постепенно фактами нашего собственного опыта станут и другие отличительные признаки существования - анатта, или отсутствие «я » и какой бы то ни было постоянной субстанции, а также дукка, страдание и отсутствие удовлетворенности; эти факты более не будут оставаться лишь отвлеченными понятиями. Подобное опытное познание преходящего характера существования является, однако, исходным пунктом медитации проникновения, випассана-бхавана, ступени познания которой начинаются с прозрения в удаяввайа нья-на, возникновение и исчезновение телесных и психических процессов.
Хотя тот факт, что все происходящее в мире имеет преходящую природу, настолько общеизвестен, что оказывается почти банальным, большинство людей тем не менее вспоминает о нем только тогда, когда соприкасается с ним чрезвычайно болезненным образом. Однако благодаря упражнениям в чистом наблюдении нами впервые весьма ощутимо осознается тот факт, что непостоянство является нашим неизменным спутником, что даже за какую-то долю секунды происходит такое изменение частоты психических процессов, которое не поддается учету нормальных способностей наблюдения и представления. Может быть, именно тогда до нашего сознания впервые дойдет во всей полноте истинное состояние мира, в котором мы живем, - а именно, его беспокойная, динамическая природа, внутри которой статические понятия могут иметь лишь значение практически-ориентировочного или научно-философского порядка. Теперь мы начинаем видеть вещи такими, каковы они действительно есть; и это касается в особенности «духовных предметов», т.е. мира психических явлений. Психический элемент внутри человека невозможно понять в каких-либо его внешних проявлениях без знания и постоянного осознавания того факта, что этот элемент в полной мере динамичен,иначе говоря - изменчив.
В то время как чистое наблюдение дает изучающему возможность непосредственно постигнуть факт непостоянства и его природу, оно также вносит важный вклад в процесс познания ума.
Факт непостоянства ума исключит всякую статическую его концепцию, т.е. верование в существование неизменной психической субстанции в монистической или плюралистической форме, равно как и в существование какого-то неизменного психического свойства. Прозрение в природу непостоянства принесет с собой множество деталей относительно динамической природы психических процессов, относительно различного характера телесных и психических явлений и их взаимодействия, а также относительно «взаимосвязи объектов сознания», которое согласно старому буддийскому определению, как раз и заключается в познании объектов. Станет явным то обстоятельство, что ум - это не что иное, как познающая функция, за которой не скрыто никакой постоянной духовной субстанции, никакой души. Таким образом человек, старательно практикующий чистое наблюдение, придет на основании собственного опыта к принципу учения Будды «нет я», к принципу анатта.
Этот столь простой метод чистого наблюдения даст нам также равно поражающее и помогающее прозрение в механизм наших чувств и страстей, в большую или меньшую достоверность нашей мысленной функции, в наши истинные или поверхностные мотивы, в наши предрассудки и т.д. Он пролъет яркий свет как на слабые стороны нашего характера, так и на его сильные стороны; такое самопознание сделает более успешными наши усилия в духовном самовоспитании и выработке характера.
Кратко изложенные здесь полезные стороны чистого наблюдения в познании собственного ума и мира вещей совпадают с отношением честных ученых и исследователей к своим исследованиям: ясное определение предмета и понятия, устранение субъективного фактора или хотя бы его уменьшение, бдительная восприимчивость к тому, чему нас учат сами вещи, способность отбросить собственное мнение до его тщательной и всесторонней проверки. Этот дух искреннего исследования, который проявляется в основном подходе чистого наблюдения, свяжет учение Будды с духом подлинной науки, хотя и не обязательно в каждом частном случае; совпадение всегда будет лишь частичным. Ибо цель учения Будды, как и цель чистого наблюдения, - это не та цель, которую преследует наука; цель учения Будды также не ограничивается чисто теоретическим познанием психики и ее содержания; она направлена скорее на формирование психики и самой жизни.