Тема исследования «Утомляемость (истощаемость) нервной системы школьников»
Метод исследования: тепинг – тест (10 секунд)
Респондентов – 23
Среда, 1 смена ,2 урок.
Высокий | Средний | Низкий | |||
К | % | К | % | К | % |
Рекомендации: 1. Расписание уроков согласно СП 2.4.2.782-99; 2.9.9.СП 2.4.2.77782-99. 2. Определение утомляемости учащихся по внешним признакам. Использование различных способов предупреждения утомления – динамические паузы, разрядки, юмор и пр. 3. Включение динамических пауз на уроках. При обучении необходимо помнить, что изучаемая информация лучше закрепляется при помощи двигательной активности школьника. 4. Контроль за двигательной активностью и осанкой учащихся. 5. Контроль за функциональным состоянием органов зрения. 6. Контроль родителей за круглосуточным гигиеническим режимом школьника (Иванов В.) 7. Некоторые аспекты круглосуточного гигиенического режима: питание не реже 4 раз в день; ужин не позже 20.00; включение в рацион местные продукты питания (кедровые орехи, семечки, дикоросы (черемша, папоротник и пр.), ягоды, конина, рыба, все виды молочной продукции и пр.) сон не менее 8 часов в сутки; сон не позже 22-23 часов вечера; за час до сна исключить компьютер и психотравмирующую информацию; перед сном проветривание помещения; сон с открытыми форточками; дневной сон. прогулкина свежем воздухе (не менее 2 часов); работа на компьютере не более 2 часов в сутки; ограничение игр на компьютере («стрелялки», «гонки» и пр.) физическая культура; водные процедуры – без ограничения; звукотерапия; дозировка домашнего задания; выполнение домашнего задания не позже 19.00 Консультация психолога школьников с высоким уровнем утомляемости (истощаемости) нервной системы. |
3.2.Тема исследования «Индивидуальный латеральный профиль школьников»
Методы исследования: тест Павлова, тест «Определения стиля обучения и мышления»
Респондентов -22
Правополушарные | Левополушарные | ||
Кол-во | % | Кол-во. | % |
Рекомендации: 1. При дифференцированном обучении школьников необходимо учитывать особенности межполушарного взаимодействия и половой латерализации полушарий. 2. (По статистике в каждом классе самый большой процент приходится на правополушарных и односторонний латеральный профиль, а большинство школьных методик рассчитаны на левополушарные способности) 3. Для ПЛЛЛЛ; ППППЛ; ППЛПП; ПЛПП; ПЛЛЛП; ПЛЛПЛ; ПЛПЛП; ППЛЛП; ПППЛЛ; ПЛЛПП; ППЛЛП; ПЛППЛ; ПППЛПЛ; ПЛПЛП; ППППП – в процессе обучения необходим музыкальный или двигательный ритм. 4. Для ЛЛЛЛП; ЛЛЛПЛ; ЛЛПЛЛ; ЛПЛЛЛ; ЛПППЛ; ЛППЛП; ЛПЛПП; ЛЛППП; ЛППЛЛ; ЛЛЛПП; ЛПЛЛП; ЛЛППЛ; ЛПЛПЛ; ЛЛПЛП; ЛЛЛЛЛ – в процессе обучения необходимы структурированность и последовательность изложения информации. 5. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ситуацию успеха. 6. При любой асимметрии необходимым условием высокой интеллектуальной активности школьника и его успешного обучения является развитие межполушарного взаимодействия. 7. Обучая школьника грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки. 8. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите. 9. Обучение и воспитание с учетом стрессоустойчивости школьника. 10. Посадка учащихся по ведущему уху к источнику информации (особенно учащихся академической группы риска). 11. Выбор профиля обучения школьников с учетом индивидуального латерального профиля. 12. Профсамоопределение школьников с учетом индивидуального латерального профиля. |
Интеллектуальный компонент.
4.1. Тема исследования «Типы интеллекта школьников»
Метод: тест «Семь типов интеллекта»
Респондентов – 18
В таблице представлены средние - высокие показатели
Выраженность типов интеллекта | |||||||||||||
Лингвистический | Маатематический | Простаранственный | Моторно-кианестетический | Музыкальный | внутриличностный | Межличностный | |||||||
К | % | К | % | К | % | К | % | К | % | К | % | К | % |
Рекомендации: 1. Учебная работа в группе, в паре, в команеде с учетом типов и уровня интеллекта. Консультирование у психолога детей с проблемами в обучении – Иванов А, Петров В. Сидоров К. Коррекционные, развивающие занятия с учащимися академического риска 1-2 раза в неделю. Выбор профиля обучения с учетом типов интеллекта. Профсамоопределение с учетом типа интеллекта. |
Мотивационный компонент
5.1. Тема исследования «Учебная мотивация школьников»
Метод: тест «Структура учебной мотивации»
Респондентов – 18
В таблице указаны средние - высокие показатели
Структура учебной мотивации (мотивы) | |||||||||||||||
Познавательные | Коммуникативные | Эмоциональные | Саморазвития | Позиция школьника | Достижения | Внешние | |||||||||
К | % | К | % | К | % | К | % | К | % | к | % | К | % | ||
Рекомендации: 2. Обучение и воспитание с учетом выраженности мотивов. 3. Учебная работа в группе, паре, команде с учетом выраженности мотивов. 4. Выбор профиля обучения учащимися с учетом структуры учебной мотивации. 5. Профсамоопределение с учетом структуры учебной мотивации. | |||||||||||||||
5.2. Показатели успеваемости:
№ | Уровни успеваемости | на начало 1 четверти | на конец уч.года | ||||||
Отличники | |||||||||
Ударники | |||||||||
С одной «3» | |||||||||
Группа академического риска | |||||||||
№ | Ак. Риск | К | % | ФИО | |||||
«2-3» | |||||||||
«3-4» | |||||||||
«4-5» | |||||||||
Качество знаний учащихся
Четверть | |
1 четверть | 0,16 |
2 четверть | 0,15 |
3 четверть | 0,35 |
4 четверть | 0,19 |
Год | 0,31 |
Год с учетом экзаменов | 0,27 |
Эмоциональный компонент
6.1. Тема исследования: самооценка психических состояний
Метод исследования: тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк)
Респондентов – 22
6.1.1. Тревожность | 6.1.2. Регидность | ||||||||||
Высокая | Средняя | Низкая | Высокая | Средняя | Низкая | ||||||
К | % | К | % | К | % | К | % | К | % | к | % |
3 | 14 | 8 | 36 | 11 | 50 | 2 | 9 | 14 | 64 | 6 | 27 |
6.1.3. Фрустрация | 6.1.4. Агрессивность | ||||||||||
Высокая | Средняя | Низкая | Высокая | Средняя | Низкая | ||||||
К | % | К | % | К | % | К | % | К | % | К | % |
2 | 9 | 6 | 27 | 14 | 64 | 6 | 27 | 9 | 41 | 7 | 32 |
Рекомендации: 1. Консультирование у психолога учащихся с низкой и высокой тревожностью, высокой регидностью, фрустрацией, агрессивностью. 2. Тренинг «Сглаживания агрессии», тренинг «Мы дружный класс» 3. При работе с учащимся с высокой тревожностью, фрустрацией, регидностью следует: 4. придерживаться ровного тона, избегать категорических высказываний; 5. осторожно обращаться с критикой в их адрес, лучше высказывать ее наедине; 6. критика должна быть адекватной; 7. достижения, положительные качества необходимо поощрять, подчеркивать; 8. не предъявлять слишком жестких требований, ограничений; 9. не предлагать учащимся выполнение заданий, с которыми они могут не справиться; 10. стараться создать ситуацию, которая будет способствовать проявлению положительных качеств, умений учащихся (поручение соответствующих их способностям зданий); 11. к изменениям их необходимо подготовить, цели и задачи ставить осторожно; 12. следует предоставлять им самостоятельность. |
6.2. Тема исследования: самооценка
Метод исследования: тест «Самооценка»
Метод исследования: тест «Самооценка» (Г.Айзенк) Респондентов- 22 | Высокая | Средняя | Низкая | ||
К | % | к | % | К | % |
0 | 0 | 0 | 0 | 22 | 100 |
Рекомендации: 1. Тренинг «Коммуникативная функциональная грамотность» 2. Никогда не сравнивайте между собой школьников. Больше хвалите их за успехи и достижения. 3. Ругая мальчика, поманите о его эмоциональной чувствительности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать. 4. Ругая девочку, помните об ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки. 5. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого эмоционального полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно, происходит снижение активности левого рационально-логического полушария. |
Профсамоопределение