Методика «определение предпочитаемого типа профессий»

Эта методика, основанная на изучении самооценки школьниками интереса к различным профессиям, позволяет выявлять тот ее тип, которому данный конкретный ученик отдает свое личное предпочтение. В настоящее время в целях проведения профориентационной работы условно выделяют пять основных видов профессий (по признаку отношения человека к различным объектам окружающего мира):

1) человек-техника (токарь, водитель, слесарь,..);

2) человек-природа (агроном, садовник, биолог…);

3) человек-знаковая система (программист, чертежник, корректор…);

4) человек-художественный образ (художник, модельер, маляр, гравер..);

5) человек-человек (учитель, воспитатель, врач, продавец…).

Для диагностики доминирующего профессионального интереса учащимся предлагается таблица, разлинованная на 25 квадратов, в каждой из которых вписаны названия профессий, относящихся к одному из указанных пяти типов. Сначала дети выбирают наиболее предпочитаемую профессию в каждом квадратике и вписывают ее в соответствующий квадрат в бланке ответов. Затем учащимся предполагается оценить выбранные профессии в каждом вертикальном и горизонтальном столбцах по пятибалльной шкале: 5-наибоее привлекательная профессия, 4-менее привлекательная, 3- еще менее привлекательная и т.д.

При обработке данных все баллы (отдельно по каждому типу профессий) суммируются и на основе этого показателя определяется предпочитаемый учеником тип профессий.

Для того, чтобы определить сумму баллов по каждому типу профессий необходимо воспользоваться «ключом»: профессии типа человек-техника расположены в квадратах 1б, 2а, 3д, 4г, 5в; человек-природа в квадратах 1в, 2б, 3а, 4д, 5г; человек - знаковая система в квадратах 1г, 2в, 3б, 4а, 5д; человек -художественный образ в квадратах 1д, 2г, 3в, 4б, 5а;

человек-человек в квадратах 1а, 2д, 3г, 4в, 5б.

Бланк ответов к методике

«Определение предпочитаемого типа профессий»

А Б В Г Д

Продавец Учитель начальных классов Экскурсовод Слесарь Радиомонтажник Крановщик Садовник Зоотехник Охотовед Чертежник Машинистка Маляр Модельер обуви Гравер
Токарь Автослесарь Инженер-технолог Ветеринарный Врач Животновод Микробиолог Картограф Геодезист Радиооператор Архитектор Фотограф Дизайнер Пионервожатый Учитель старших классов Библиотекарь
Биолог Почвовед Генетик Программист ЭВМ Телефонист Оператор почтовой связи Актер Резчик по дереву Художник-реставратор Воспитатель детского сада Медицинский работник Гид-переводчик Швея Столяр Фрезеровщик
Оператор счетных машин Радист Разметчик по металлу Художник Музыкант Ювелир Преподаватель техникума Журналист Культмассовик Шофер Газосварщик Машинист Агроном Биолог Кулинар
Модельер одежды Краснодеревщик Чеканщик Преподаватель ВУЗа Врач Корреспондент Инженер-строитель Электромонтажник Слесарь-техник Лесник Пчеловод Кроликовод Статистик Наборщик типографии Экономист-математик



Литература

Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учеб.пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Акадения», 2002.
Весна Е.Б., Киселева О.О. «Профессионально-педагогическая практика» //Учебно-методическое пособие// Москва-Воронеж, 1999.
Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 1.
Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 2.
Иванова В.Я Психологическая характеристика класса/пособие для классного руководителя. Ангарск, 2003.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ. Сфера, 2002.
Казначеев В.П. Введение в проблемы общей валеологии // Валеология, 1999.
Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск: Наука,1986.
Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. Иркутск.
Кудрина Г.Я. Методы изучения личности младшего школьника //Методическая разработка ИГПУ. Иркутск, 1999.
Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М. 1993.
  Михайлова М.Ю., Муравьева М.И., Рерке В.И. Профилактика аддиктивных форм поведения среди детей и подростков//Методическое пособие. ИГПУ. Иркутск, 2006.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника». Ярославль: «Академия развития»,1997.
Финогенко Е.И. Автореферат «Дизадаптивные состояния у студентов в зависимости от типа функциональной конституции». Иркутск.- 2004.
Энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000
Хаснулин В.И., Собольников В.В., Хаснулина А.В. Психосоматические ограничения временного пребывания человека в условиях северного стресса // Бюлл. СО РАМН.-1997.-№1.
Психология профессиональной деятельности. 2-изд./ Н. Самоукина. – СПб.: Питер, 2003.

Глоссарий



Абилитация - система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться, быть полезным членом общества.
Адаптация - приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде. В психотерапии различают адаптацию психологическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды; социальную – приспособление человека к определенным формам социальной деятельности.
Адаптивность- способность к адаптации.
Активность личности- вид активности социальной и психической: интенсивность направленности личности на определенную деятельность.
Возрастной подход - учёт и использование закономерностей развития личности (физических, психологических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Воспитательный подход - выполнение социальным работником роли учителя, консультанта, эксперта: обучение умениям, моделированию и демонстрации правильного поведения, установление обратной связи. Предполагает применение ролевых игр как метода обучения.
Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребёнка новой социальной ситуации.
Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры по заданным правилам.
Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И.О. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.
Индивидуальный подход - Осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка как биосоциального существа (конституции, темперамента, эмоциональной и когнитивной сферы, характера, способностей и склонностей, мотивов, интересов, социальных и этнокультурных особенностей)
Коррекция психологическая (психокоррекция) - понимается как деятельность по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Сюда же можно отнести и психотерапию.
Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Защита психологическая - неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержание у человека высокой оценки и создание внутреннего психологического комфорта, на устранение или снижение чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Обучаемость - эмперическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности в т.ч. к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля.
Психопрофилатика - область медицинской психологии, задача которой предоставление специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психосоматических реакций.
Социализация - процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.
Мониторинг в образовании - постоянное наблюдение за процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Я-концепция - относительно устойчивая, более или менее осознанная, система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Приложение 1

Бланк сводной таблицы

Наши рекомендации