Методика «определение предпочитаемого типа профессий»
Эта методика, основанная на изучении самооценки школьниками интереса к различным профессиям, позволяет выявлять тот ее тип, которому данный конкретный ученик отдает свое личное предпочтение. В настоящее время в целях проведения профориентационной работы условно выделяют пять основных видов профессий (по признаку отношения человека к различным объектам окружающего мира):
1) человек-техника (токарь, водитель, слесарь,..);
2) человек-природа (агроном, садовник, биолог…);
3) человек-знаковая система (программист, чертежник, корректор…);
4) человек-художественный образ (художник, модельер, маляр, гравер..);
5) человек-человек (учитель, воспитатель, врач, продавец…).
Для диагностики доминирующего профессионального интереса учащимся предлагается таблица, разлинованная на 25 квадратов, в каждой из которых вписаны названия профессий, относящихся к одному из указанных пяти типов. Сначала дети выбирают наиболее предпочитаемую профессию в каждом квадратике и вписывают ее в соответствующий квадрат в бланке ответов. Затем учащимся предполагается оценить выбранные профессии в каждом вертикальном и горизонтальном столбцах по пятибалльной шкале: 5-наибоее привлекательная профессия, 4-менее привлекательная, 3- еще менее привлекательная и т.д.
При обработке данных все баллы (отдельно по каждому типу профессий) суммируются и на основе этого показателя определяется предпочитаемый учеником тип профессий.
Для того, чтобы определить сумму баллов по каждому типу профессий необходимо воспользоваться «ключом»: профессии типа человек-техника расположены в квадратах 1б, 2а, 3д, 4г, 5в; человек-природа в квадратах 1в, 2б, 3а, 4д, 5г; человек - знаковая система в квадратах 1г, 2в, 3б, 4а, 5д; человек -художественный образ в квадратах 1д, 2г, 3в, 4б, 5а;
человек-человек в квадратах 1а, 2д, 3г, 4в, 5б.
Бланк ответов к методике
«Определение предпочитаемого типа профессий»
А Б В Г Д
Продавец Учитель начальных классов Экскурсовод | Слесарь Радиомонтажник Крановщик | Садовник Зоотехник Охотовед | Чертежник Машинистка | Маляр Модельер обуви Гравер | |
Токарь Автослесарь Инженер-технолог | Ветеринарный Врач Животновод Микробиолог | Картограф Геодезист Радиооператор | Архитектор Фотограф Дизайнер | Пионервожатый Учитель старших классов Библиотекарь | |
Биолог Почвовед Генетик | Программист ЭВМ Телефонист Оператор почтовой связи | Актер Резчик по дереву Художник-реставратор | Воспитатель детского сада Медицинский работник Гид-переводчик | Швея Столяр Фрезеровщик | |
Оператор счетных машин Радист Разметчик по металлу | Художник Музыкант Ювелир | Преподаватель техникума Журналист Культмассовик | Шофер Газосварщик Машинист | Агроном Биолог Кулинар | |
Модельер одежды Краснодеревщик Чеканщик | Преподаватель ВУЗа Врач Корреспондент | Инженер-строитель Электромонтажник Слесарь-техник | Лесник Пчеловод Кроликовод | Статистик Наборщик типографии Экономист-математик |
Литература
Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учеб.пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Акадения», 2002. | |
Весна Е.Б., Киселева О.О. «Профессионально-педагогическая практика» //Учебно-методическое пособие// Москва-Воронеж, 1999. | |
Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 1. | |
Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 2. | |
Иванова В.Я Психологическая характеристика класса/пособие для классного руководителя. Ангарск, 2003. | |
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2003. | |
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ. Сфера, 2002. | |
Казначеев В.П. Введение в проблемы общей валеологии // Валеология, 1999. | |
Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск: Наука,1986. | |
Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. Иркутск. | |
Кудрина Г.Я. Методы изучения личности младшего школьника //Методическая разработка ИГПУ. Иркутск, 1999. | |
Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М. 1993. | |
Михайлова М.Ю., Муравьева М.И., Рерке В.И. Профилактика аддиктивных форм поведения среди детей и подростков//Методическое пособие. ИГПУ. Иркутск, 2006. | |
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. | |
Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника». Ярославль: «Академия развития»,1997. | |
Финогенко Е.И. Автореферат «Дизадаптивные состояния у студентов в зависимости от типа функциональной конституции». Иркутск.- 2004. | |
Энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000 | |
Хаснулин В.И., Собольников В.В., Хаснулина А.В. Психосоматические ограничения временного пребывания человека в условиях северного стресса // Бюлл. СО РАМН.-1997.-№1. | |
Психология профессиональной деятельности. 2-изд./ Н. Самоукина. – СПб.: Питер, 2003. |
Глоссарий
Абилитация - | система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться, быть полезным членом общества. |
Адаптация - | приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде. В психотерапии различают адаптацию психологическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды; социальную – приспособление человека к определенным формам социальной деятельности. |
Адаптивность- | способность к адаптации. |
Активность личности- | вид активности социальной и психической: интенсивность направленности личности на определенную деятельность. |
Возрастной подход - | учёт и использование закономерностей развития личности (физических, психологических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. |
Воспитательный подход - | выполнение социальным работником роли учителя, консультанта, эксперта: обучение умениям, моделированию и демонстрации правильного поведения, установление обратной связи. Предполагает применение ролевых игр как метода обучения. |
Дезадаптация - | психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребёнка новой социальной ситуации. |
Деловая игра - | метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры по заданным правилам. |
Индивидуализация обучения - | организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И.О. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. |
Индивидуальный подход - | Осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка как биосоциального существа (конституции, темперамента, эмоциональной и когнитивной сферы, характера, способностей и склонностей, мотивов, интересов, социальных и этнокультурных особенностей) |
Коррекция психологическая (психокоррекция) - | понимается как деятельность по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Сюда же можно отнести и психотерапию. |
Здоровье - | состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. |
Защита психологическая - | неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержание у человека высокой оценки и создание внутреннего психологического комфорта, на устранение или снижение чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. |
Обучаемость - | эмперическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности в т.ч. к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. |
Психопрофилатика - | область медицинской психологии, задача которой предоставление специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психосоматических реакций. |
Социализация - | процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. |
Тест - | система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. |
Мониторинг в образовании - | постоянное наблюдение за процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. |
Я-концепция - | относительно устойчивая, более или менее осознанная, система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе. |
Приложение 1
Бланк сводной таблицы