Полимодальные слова и предикаты

B A K Полимодальные
Вижу Красивый Цвет Заметил Гляжу Взгляд Слышу Ритмичный Сказал Пересказ Фраза Чувствую Ощущаю Чистый Грязный Липкий Шероховатый Замечательный Классный Знаю Понимаю Интересно

Типы людей (Александр Любимов)

Несмотря на то, что каналов как бы только три, внутри себя человек воспроизводит (иногда еще говорят репрезентирует) и обрабатывает опыт 4-мя способами. Добавляется Внутренний Диалог или Дигитальный канал. Обозначается он Ад. Если В, А и К - аналоговые каналы, то есть объекты воспринимаются как некое целое, то Ад - дискретный, цифровой, он работает со словами и числами.

Обычно человек более ориентирован на один из каналов - он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

Паттерны Визуал Кинестетик Аудиал Дигитал
Предикаты кажется взгляд яркий перспектива фокус красочный чувствую схватывать касание прочный теплый спокойно Тон громкий отзвук послышалось звучит как... ритмичный разумный логичный знаю понимаю язык цифр функционально
Поза Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед. Голова набок, «телефонная поза», посадка прямая Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова.
Тип тела Как «тощий» так и «тучный» Пухлый, округлый, мягкий Четкой зависимости нет Мягкое, полное
Движения Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища. Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища. То зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища. Движения не гибкие, обычно застывшая поза.
Форма губ Тонкие, узкие Пухлые, мягкие. Различная. Узкие, стянутые.
Дыхание Высокое, грудное. Низкое, брюшное. В полном объеме. Ограниченное.
Голос Высокий, чистый, быстрый, громкий. Низкий, медленный, хриплый. Мелодичный, ритмичный, меняющийся. Монотонный. прерывистый, густой.
Направление взгляда Над окружающими Под окружающими Глаза опущены. Смотрит над толпой.
Правила общения «Посмотри, чтобы услышать». Скорее прикоснется, нежели посмотрит. «Чтобы услышать, не смотри». Никакого зрительного контакта.
Дистанция Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят. Очень близкая, чтобы коснутся Небольшая, но предохраняются от прикосновений. Отдаленная.
Характерная черта Не хотят быть ниже собеседника. Из стресса выходят, беря вину на себя. Очень многословны, нет риторических вопросов. При стрессе становятся сверхрациональны.
Главное слово КРАСИВО УДОБНО ТИХО ФУНКЦИОНАЛЬНО

Очень часто визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы. Привычная гримаса - слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий. визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.

Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения. Например, на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы б). Для визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде - не из соображений приличия, а по требованию эстетики.

Визуалы - хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам - красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы: Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно! Для визуалов зрение и слух - это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Если визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении. Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики.

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают кинестетики. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы - широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся. Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий.

Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид - не столь важно. Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ребенок постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть своего или вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это, скорее всего, кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет визуал.

Кинестетики - это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать). Это, правда, не означает, что кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия - тело, а способ - движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.

В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно кинестетики, кстати): «И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги - он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед...».

Кинестетики, обычно, весьма слабо планируют - в этой системе нет возможности что- то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что «разговоров много, а дела мало». Для них это действительно так. И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие.

Для них «просто рассказ» как бы лишен смысла - с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. Кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации - они же во все эти переживания погружаются. Именно поэтому им тяжело сказать «нет». Просто для пробы несколько раз проговорите про себя «нет» и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы.

Поза аудиала - нечто среднее между позами визуала и кинестетика - они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная «телефонная поза» - голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал. Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет. Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить - для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве. Как говорила одна героиня комедии Островского: «Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух?» аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) - они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим. Причем содержание особой роли не играет, главное - голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

Дигиталы.

У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно - интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы». Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только кинестетики). Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.

Дигиталы - это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный».

Дигиталы как бы оторваны от реального опыта - они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: - Я понимаю, что вы чувствуете, - он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале: дигиталы не сочувствуют, они понимают. Для дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова - это доступ к опыту, то для дигиталов весь опыт состоит из слов. А вот телом, кстати, дигиталы бывают похожи на кинестетиков - плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы... Они, в общем-то, и получаются из кинестетиков - если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них - уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.

Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде: «Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу... Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу...».

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал.

Отличия

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.

Кинестетик запоминает все телом, мышцами - у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.

Для того чтобы запомнить номер телефона, кинестетик должен написать его собственноручно, аудиал - произнести, визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист». Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит). Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а аудиал - рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья. На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно долго рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Каждая система восприятия имеет собственные тонкости и особенности. Например, самая скоростная - визуальная. Аудиальная несколько менее быстрая. А кинестетическая самая медленная. Какая буква в алфавите идет перед «Р»?

Кто сейчас начал проговаривать про себя алфавит? Так нас учили в школе - запоминать алфавит аудиально. А эта система вроде магнитофона - для того, чтобы добраться до какой-то информации, нужно прослушать в голове весь кусок, который находится до нее. Естественно, обычно люди умеют сокращать время прокрутки - увеличивают скорость прослушивания (правда, сильно ускорить не удается - может потеряться содержание), или разбивают на куски.

Так, скорее всего, большинство из вас начало проговаривать алфавит не с «А», а откуда-нибудь с середины - например с «И» или «Ж». Именно поэтому, когда ваш собеседник что-то вспоминает в аудиальном канале, нужно дать ему время прокрутить «пленку» в голове.

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Наши рекомендации