Метод социометрических измерений (социометрия)

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии - известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменений, улучшения и совершенствования.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и другая неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициальной структуры группы.

Социометрическая процедура может иметь целью:

1. Измерение степени сплоченности-разобщенности;

2. Выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый».

3. Обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Проведение социометрии

1. Выбор критериев отношения членов группы, класса друг к другу. Например, в отношении учебной деятельности или дружеского общения. Это могут быть вопросы такого рода, как: У кого бы ты из класса попросил помощи, совета при выполнении трудного задания? Если ты выиграл три билета в кино, кого бы ты из учеников класса пригласил в кино?

2. Проведение опроса.

3. Построение социометрии. Результаты выборов разносятся по матрице. Пример дан в таблице:

Кто выбирает Кого выбирают Всего
 
1. Иванов   +   +     +  
2. Петров +   + +   +    
3. Сидоров +     +   +    
  Полученные выборы    

4. Построение социограммы. Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрические критерии. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости (щите) с помощью специальных знаков.

5. Анализ социограммы. Анализ начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.

6.2. «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»

(В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).

Возрастная категория: с 1 по 11 класс.

Время, затрачиваемое на проведение: 5 -10 минут.

Время на обработку одного класса: 10 - 15 минут.

Методика ориентирована на определение психологического климата по четырем уровням - высокий, средний (близкий к высокому), средний, низкий.

Инструкция: Учащимся предлагается три вопроса:

А) Всегда ли ребят вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга?

Б) Всегда ли ребята вашего класса помогают друг другу?

В) Все ли ребята вашего класса ответственно относятся к учебе?

По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой.

Всегда волнует – 5

Часто - 4

Иногда - 3

Редко - 2

Не волнует - 1

Обработка и интерпретация результатов.

Вычисляется средний балл группы:

(А+В+С)

Психологический климат класса = ------------- х 100 %

n (n - 1)

где, А, Б, В, - балльные оценки по вопросам;

n - число респондентов.

Критерии оценки.

Если:

А) свыше 45% - показатель психологического климата высокий

Б) от 35 - 44% - показатель психологического климата средний.

В) менее 34 % - психологический климат в классе низкий.

Ч А С Т Ь 2

МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ВЗРОСЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5 - 11 КЛАССОВ»

Наши рекомендации