И взросления младших школьников»
Психологические особенности детей
Младшего школьного возраста (от 6 - 7 лет до 9 - 10 лет)
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основная особенность этого периода -коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущая деятельность -учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Центральные личностные новообразования:
· качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
· рефлексия, анализ, внутренний план действий;
· развитие нового познавательного отношения к действительности;
· ориентация на группу сверстников.
Особенности возраста:
· дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
· совершенствование работы головного мозга и нервной системы;
· неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;
· нервно-психическая ранимость ребенка;
· неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;
· развитие познавательных потребностей;
· развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;
· изменение способности к произвольной регуляции поведения.
Основные задачи развития:
· формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;
· развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
· раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;
· развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
· становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
· усвоение социальных норм, нравственное развитие;
· развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
ТЕСТ ПАВЛОВА И.П.
(Определение функциональной асимметрии полушарий)
Источник: Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
Возрастная категория: с 1 по 4 класс.
Время, затрачиваемое на проведение: 5 - 7 минут.
Время на обработку одного класса: 10 минут.
Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П. Павлов ввел представления о трех типах: «мыслительном», «художественном» и среднем, промежуточном. По представлению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной, так и социальной, исключая слово, слышимое и видимое, это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию И.П. Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которые существует в их совместной деятельности
Инструкция: разложи карточки 3 на 3 группы так, чтобы в каждой было что-то общее.
Наглядный материал: 9 карточек, на каждой написано по одному слову:
«КАРАСЬ», «ОРЕЛ», «ОВЦА», «ПЕРЬЯ», «ЧЕШУЯ»,
«ШЕРСТЬ», «ЛЕТАТЬ», «ПЛАВАТЬ», «БЕГАТЬ»
Оценка результатов:
1 ВАРИАНТ
1-я группа карточек: «карась», «орел», «овца»
2-я группа карточек: «бегать», «плавать», «летать»
3-я группа карточек: «шерсть», «перья», «чешуя»
Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает 2-я сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.
2 ВАРИАНТ
1-я группа карточек: «карась», «плавать», «чешуя»
2-я группа карточек: «орел», «летать», «перья»
3-я группа карточек: «овца», «бегать», «шерсть»
Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает 1 сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.
3 ВАРИАНТ
Одновременное выполнение 1, 2 варианта теста. Смешанный тип.