Работа с информационными источниками

Начало выполнения ВКР связано с процессом подбора литературы, который целесообразно начинать с изучения тех работ, которые близки к выбранной студентом тематике. Знакомиться с литературой рекомендуется в следующей последовательности:

1) руководящие документы – вначале законы, затем законодательные акты;

2) научные издания – сначала монографии, затем периодические издания;

3) статистические данные, данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета.

При этом вначале стоит изучить публикации за последние 5 лет, затем – более ранние. При подборе нормативно-правовых актов желательно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Данные справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов.

Со статистическим и аналитическим материалом, связанным с протекающими в экономике процессами, можно ознакомиться в Интернете. При этом очень важным является умение работать в поисковых системах.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертациях на соискание ученых степеней, отчетах по НИР и т.д.).

Значимость работ определяется известностью автора. В настоящее время для оценки работы, как отдельных ученых, так и научных коллективов используются индексы научного цитирования: международный –(SCI: Science Citation Index), интернет-версия (WOS: Web of Sciences) или российский – РИНЦ ((ELIBRARY.ru).

Индекс цитирования – это принятая в научном мире мера «значимости» трудов какого-либо ученого. Величина индекса определяется количеством ссылок на этот труд (или фамилию автора) в других источниках.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Список литературы по теме ВКР согласовывается с руководителем.

Изучение подобранной литературы – трудоемкая и ответственная часть работы над ВКР; она, как правило, сопровождается записями в той или иной форме.

В процессе работы с литературой необходимо показать способность понимать методологию изложения материала, уметь обрабатывать фактический материал, делать правильные выводы и обобщения, связывать воедино теорию и практику.

При написании работы, студент должен стремиться к его самостоятельному изложению. Допускается использование цитат из источников для подтверждения изложенных положений. Количество цитат должно быть ограничено,а не носить характер сплошного текста. При использовании цитат необходимо делать сноски на используемый источник.

Дословное переписывание текста из источников литературы категорически запрещено,т.к. это противоречит самому смыслу научной работы, не создает условий для получения знаний, выработке убеждений.

В науке существует множество точек зрения на одну и ту же проблему, поэтому студент должен изложить точки зрения разных авторов, проанализировать их и выразить свое отношение к рассматриваемому вопросу. Нужно стремиться к аргументированному изложению собственного понимания данного вопроса.

При изучении литературы задача студента заключается в том, чтобы разобраться в степени изученности темы. Стоит выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, попытаться высказать свое отношение к ним. Привести и аргументировать свою точку зрения или отметить, какой, из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблематике, придерживается автор.

Собранный фактический и цифровой материал надо систематизировать, т.е. свести его в таблицы, диаграммы, графики и схемы. Громоздкие таблицы (более 1 страницы), рекомендуется поместить в приложении.

6. Структура и содержание работы

Структура ВКР состоит из следующих элементов:

1. Титульный лист

2. Задание

3. Оглавление

4. Введение

5. Теоретическая часть

6. Практическая часть

7. Заключение

8. Список использованных источников

9. Приложения

Титульный лист является первой страницей ВКР и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

Задание на выполнение работы (Приложение Б[1]).

Оглавление -дается полный перечень основных частей работы, глав, пунктов и подпунктов с указанием страницы, с которой они начинаются. Пример оформления оглавления представлен в Приложении Е[1].

Введение является отдельным, самостоятельным блоком текста работы, который ни в оглавлении, ни в тексте не обозначается цифрами.

Во введении необходимо отразить:

·обоснование выбора темы, ее актуальность;

·основную цель и задачи работы;

·объект и предмет исследования;

·методы исследования;

·базы исследования (5-6 авторов из списка литературы) проблемы с указанием ученых, внесших весомый вклад в исследования в изучаемой области;

·структуру работы с указанием количества использованных источников.

«Введение» составляет 2 - 3 страницы. Каждый̆ из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия.

Актуальность должна раскрывать насущность, важность избранной темы в рамках решения определенной задачи (проблемы) в настоящее время. Как правило, в этой категории дается краткое описание результатов, полученных исследователями, в данном направлении их деятельности, а также акцентируется внимание на недостаточно изученных аспектах.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Актуальность темы должна быть сформулирована на 0,5 страницы, включать в себя научное и практическое значение работы и 3-4 фамилии авторов, изучающих данную проблему. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Цель работы должна быть сформулирована, исходя из названия работы. Чтобы ее грамотно представить, к теме работы необходимо добавить один из глаголов: «исследовать», «проанализировать», «изучить», и др.

Задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.).

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.

Объект исследования в изучаемой проблеме должен быть представлен какой-либо материальной или идеальной системой. Например, в области туризма объектом исследования могут быть: инфраструктура гостеприимства, виды туристской деятельности, туристские ресурсы, мировые и региональные туристские центры, эксклюзивные виды туризма, рекреационные климатические ресурсы, влияние окружающей среды (естественные и антропогенные факторы), транспортные системы, инвестиции в туристскую отрасль и др.

В области управления персоналом объектом исследования могут быть: структура управления организацией, организационная культура, система мотивации трудовой деятельности, персонал организации, обучение и повышение квалификации, информационные технологии в управлении персоналом, рынок труда, стратегический менеджмент на предприятии, процесс управления современной организацией, кадровый менеджмент, и т.д.

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться. Это исследовательский вопрос, который ставит студент в своей работе.

Практическая значимостьдолжна быть представлена выводами о полезности проведенного исследования и полученных в результате этого исследования данных, а также рекомендациями для их практического использования.

Основная часть ВКР бакалавра оформляется, как правило, в виде двух глав. Первая глава включает теоретическую часть исследования, вторая глава – практическую (аналитическую) часть работы. В каждой главе рекомендуется деление не менее чем на три подглавы, обозначаемые 1.1 , 1.2 , 1.3 , 2.1 , 2.2 , 2.3 . В виде исключения возможно увеличение числа подглав до 4–5, что определяется логикой изложения материалов, но при этом объем каждой подглавы должен быть не менее 5–6 листов компьютерного текста.

В теоретической части проявляется умение студента систематизировать существующие разработки и теории по данной проблеме, критически их осмысливать, выделять существенное, оценивать опыт других исследователей, определять главное в изученности темы с позиций современных подходов, аргументировать собственное мнение. Поскольку в бакалаврской работе изучается определенная тема, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к его работе.

При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным при наличии разных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновать свое мнение по спорному вопросу и выдвинуть соответствующие аргументы.

Теоретическая часть является обоснованием будущих разработок, так как позволяет выбрать методологию и методику всестороннего анализа проблемы.

Практическая (аналитическая) часть работы должна содержать, как правило: общее описание объекта исследования, анализ изучаемой проблемы, а также фактические данные, обработанные при помощи современных методик и представленные в виде аналитических выкладок. Кроме того, должны быть приведены расчеты отдельных показателей, используемых в качестве характеристик объекта.

Практическая часть, как правило, содержит три основных параграфа:

1. Постановку исследовательского вопроса. Выбор объекта наблюдения и обоснование методов исследования, источники сбора данных, в том числе обоснование объёма выборки.

2. Результаты исследования.

3. Обсуждение и выводы.

Если студент выполняет работу на базе конкретного предприятия, то методы исследования должны быть адекватны цели исследования, поставленному исследовательскому вопросу, возможности получения данных и, исследуемым в работе показателям.

Таким образом, аналитическая часть работы является анализом состояния исследуемых проблем в практике деятельности конкретного предприятия. В рамках работы студент должен инициировать исследование, направленное на решение проблемы предприятия. Алгоритм работы по второй части выглядит следующим образом: выявление проблемы в той или иной области деятельности предприятия → выдвижение гипотезы или гипотез возникновения проблемы→ разработка программы исследования, реализация которой позволит собрать необходимую информацию → проведение исследования → обработка полученной информации → принятие решений на основе полученной информации.

Гипотеза исследования должна быть сформулирована в предположительном виде и отображать возможную зависимость (или независимость) двух и более факторов. Она может быть выражена в следующих формах: «Можно предположить, что ... будет способствовать ...», «... повлияет на ...», «... позволит улучшить ...», «... не зависит от ...», «Если…, то…» и т.д.

Если студент выполняет работу на базе научной Лаборатории Школы экономики и менеджмента, то вторая часть и содержание работы определяются программой исследования.

Программа исследования детализирует методы получения информации, с помощью которых следует структурировать и решать проблему исследования. Программа исследования содержит следующие элементы:

Пример структуры и рекомендаций по реализации программ исследования.

§ определение проблемы, требующей решения и преобразование ее в проблему, требующую исследования; § определение подходов к проведению исследований (методика исследования, аналитические модели, поисковые вопросы, цели исследования, гипотезы, факторы, влияющие на план исследования); § выбор вида (видов) исследовательского проекта; § изучение вторичных данных (кабинетных исследований) по изучаемой проблеме; § определение методов сбора первичных данных; § разработка форм для сбора данных (анкет, листов наблюдения); § проектирование выборки (выборок); § определение требований к проведению полевых работ; § план предварительного и углубленного анализа данных; § разработка плана-графика работ. Прежде чем приступать к сбору первичных данных (полевые исследования), необходимо тщательно изучить имеющиеся вторичные данные (кабинетные исследования). К сбору первичных данных можно переходить лишь в том случае, когда все источники вторичной информации исчерпаны. При сборе вторичной информации студент обязательно должен обращать внимание на достоверность собранной информации, статус источника информации. Рекомендуется изучить специализированные журналы по исследуемой проблеме, статистические сборники, специализированные сайты и порталы, данные операторов рынка (корпоративные журналы, сайты компаний, опубликованные балансы) и пр. Можно распределить вторичную информацию (в виде выводов) на три группы. В первой группе сделать выводы о состоянии; во второй – выводы о тенденциях развития рынка; в третьей – сделать акцент на проблемах относительно инфраструктуры рынка, операторов рынка и проч. Другим результатом кабинетных исследований может стать характеристика источников информации по исследуемому рынку, это поможет ускорить проведение подобного исследования в последующем. Следующим важнейшим этапом выполнения работы является сбор, анализ, обработка первичной информации. Результаты исследований во многом зависят от качества полевых работ. Тщательное планирование и организация исследований обеспечивает достаточно высокий уровень качества данных. Основными методами сбора первичной информации являются наблюдение, опрос, эксперимент. Приступая к анализу результатов наблюдения необходимо помнить, что наблюдение в исследованиях представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования. При использовании данного метода необходимо определить цели наблюдения. Наблюдение может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как информация для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. После проведения наблюдения рекомендуется провести опрос, который заключается в сборе первичной информации путем прямой постановки потребителям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опрос может носить структурированный и реструктуризированный характер. В первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором – интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов. Все данные, полученные в ходе изучения потребителей, должны быть обработаны в базе данных Excel или с использованием специальных пакетов, например, SPSS и проч. и в результате обработки должны быть построены графики и таблицы для наглядного отображения полученных результатов.

В целом, при проведении исследования возникает небольшое количество проблем, хорошая организованность и подготовленность позволяет получить всю необходимую информацию, которая требуется исходя из поставленных при составлении программы исследования целей и задач.

По каждой главе делаются выводы, на основе которых потом пишется заключение.

Обсуждения и выводы. Обсуждения включают в себя материал, показывающий насколько полно в результате исследования удалось ответить на контрольные вопросы. При написании данного параграфа можно использовать матрицу «результаты - выводы» (таблица 1), она поможет структурировать выявленные факты и сделать на их основании выводы. В этом разделе также могут содержаться рекомендации, которые зависят от цели исследования.

Таблица 1

Контрольный вопрос Результаты (какую информацию я собрал, чтобы ответить на этот контрольный вопрос?) Заключение (Какой вывод можно сделать, чтобы ответить на этот контрольный вопрос?)
В чём заключается различие между работой в дневную и вечернюю смену? Случаи нарушения трудовой дисциплины на вечерней смене наблюдаются в два раза чаще, чем на дневной. Проблемы нарушения трудовой дисциплины на вечерней смене могут быть следствием нежелание операторов работать в вечернее время.

Выводы - новые суждения, сделанные на основе анализа теоритического и эмпирического материала.

Выводы или Заключениедолжны четко соответствовать поставленным в работе задачам. Формулируются они в виде кратких и пронумерованных тезисов (положений), которые должны отражать результаты решения каждой сформулированной автором задачи. Должен соблюдаться принцип построения выводов: от частных - к более общим и важным положениям. Кроме конкретных выводов на поставленные задачи, допускается приведение одного - двух обобщающих выводов по теме работы.

В заключении работы студент отражает, что им было сделано, к каким выводам он пришел, какие проблемы выявил, какие результаты получил, что предлагает для решения проблем.

После заключения располагается Список использованных источников. На каждый источник из списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте. Список литературы должен состоять не менее чем из 40-45 наименований. В выпускной квалификационной работе бакалавра обязательно использование иностранных источников.

Приложения располагают после списка литературы. Их цель – избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не содержат основную информацию. Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет номер и заголовок.

Подготовка к защите выпускной квалификационной работы бакалавра

Студент обязан выполнить ВКР в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями на основании методических рекомендаций по подготовке и защите ВКР, а также с соблюдением графика выполнения ВКР, составленного совместно с научным руководителем. Студент обязан представить окончательный вариант ВКР научному руководителю не менее чем за две недели до назначенной даты защиты ВКР.

Научный руководитель проверяет ВКР и составляет о ней письменный отзыв в течение семи календарных дней после получения законченной работы студента.

В отзыве научный руководитель оценивает актуальность темы; степень самостоятельности, проявленную студентом в период написания ВКР, профессионализм выполнения (логику изложения, обоснованность теоретических положений, стиль работы), степень соответствия требованиям, предъявляемым к ВКР, приводит достоинства (недостатки) работы, допуск к защите, рекомендуемую оценку работы.

Непереплетенная работа вместе с письменным отзывом научного руководителя передается заведующему кафедрой на рассмотрение. Заведующий кафедрой принимает решение о допуске работы к защите и ставит соответствующую резолюцию на титульном листе работы.

В случае, если студент не представил выпускную квалификационную работу с отзывом научного руководителя к указанному сроку (в соответствии с графиком), в течение трех дней выпускающая кафедра представляет акт, подписанный заведующим кафедрой, о непредоставлении работы. Защита данной работы проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации вместе с работами, получившими на защите неудовлетворительную оценку.

В рецензии должна быть дана оценка актуальности выбранной темы, наличия собственной точки зрения автора, умения пользоваться методами сбора и обработки информации, степени обоснованности выводов и рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизны и практической значимости. Наряду с положительными сторонами работы отмечаются недостатки, в частности указываются отступления от логичности и грамотности изложения материала, выявляются фактические ошибки. В заключение рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне ВКР бакалавра и оценивает данную работу. Рецензия на ВКР бакалавра оформляется в соответствии с Приложением 6. Подпись рецензента заверяется в отделе кадров организации, где он работает. Критерии оценки ВКР рецензентом приведены в данных методических рекомендациях (Раздел 9).

Получение отрицательных отзывов от научного руководителя и от рецензента не препятствует представлению выпускной квалификационной работы к защите.

Копия письменного отзыва рецензента должна быть вручена студенту не позднее чем за три календарных дня до защиты ВКР бакалавра.

Выпускная квалификационная работа проверяется руководителем или специально назначенным сотрудником кафедры в системе «Антиплагиат» и другими способами на предмет текстовых и графических заимствований. По результатам проверки доля оригинального текста ВКР бакалавра должна составлять не менее 60 %.

Электронный вариант выпускной работы бакалавраобязательно сдаётся на кафедру.

8. Процедура защиты выпускной квалификационной
работы бакалавра

Защита ВКР бакалавров проводится в установленное время на заседании ГЭК. Рекомендуется, чтобы на защите, кроме членов ГЭК, присутствовали руководитель ВКР и рецензент выпускной квалификационной работы.

Защита начинается с доклада студента по теме бакалаврской работы (не более 7 минут), которая сопровождается презентацией, подготовленной в программе PowerPoint, и раздаточным материалом при необходимости.

Доклад следует начинать с обоснования актуальности избранной темы, описания проблемы и формулировки цели работы, а затем по разделам раскрывать основное содержание работы, обращая особое внимание на результаты, новизну работы, критические сопоставления и оценки. Заключительная часть доклада строится по тексту заключения бакалаврской работы. Перечисляются общие выводы из ее текста без повторения частных обобщений, сделанных при характеристике разделов основной части.

Студент должен излагать основное содержание выпускной работы свободно, не читая письменного текста.

После завершения доклада члены ГЭК задают студенту вопросы, связанные с темой бакалаврской работы. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться своей работой.

После окончания дискуссии студенту предоставляется заключительное слово. В нём студент должен ответить на замечания руководителя ВКР и членов ГЭК. После этого процедура защиты выпускной квалификационной работы считается оконченной.

Результаты защиты ВКР определяются путем открытого голосования членов ГЭК на основе выставленных оценок:

·руководителя ВКР (за качество ВКР бакалавра, степень ее соответствия требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам);

·рецензента (за ВКР бакалавра в целом с учетом степени обоснованности выводов и рекомендаций, их новизны и практической значимости);

·членов ГЭК (за содержание ВКР бакалавра, ее защиту, в том числе доклада, ответов на вопросы членов комиссии и замечания рецензента).

В случае возникновения спорной ситуации Председатель ГЭК имеет дополнительный решающий голос.

Защита ВКР бакалавра оценивается по пятибалльной шкале. Оценки проставляются в протокол заседания комиссии и зачетную книжку студента, в которых расписываются председатель и члены ГЭК.

В случае получения неудовлетворительной оценки при защите ВКР бакалавра повторная защита проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, обучающихся по программам высшего профессионального образования ДВФУ.

При неявке студента на защиту по уважительной причине защита проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, обучающихся по программам высшего профессионального образования ДВФУ.

По результатам защиты ВКР бакалавра ГЭК принимает решение о присвоении выпускнику степени по направлению подготовки и выдаче документа о высшем образовании.

9. Критерии оценки выпускной квалификационной
работы бакалавра

9.1. Общие положения

Итоговая оценка бакалаврской работы складывается как средневзвешенная величина баллов за качество выполненной работы и характеристики ее защиты. Качество выполненной работы оценивается руководителем ВКР, официальным рецензентом и государственной экзаменационной комиссией. Характеристику защиты выпускной квалификационной работы проводит государственная экзаменационная комиссия.

Характеристика защиты выпускной квалификационной работы проводится государственной экзаменационной комиссией согласно следующему алгоритму.

Наши рекомендации