Теоретическая модель школьной адаптации

Таблица 1.

Типы школьной адаптации
академическая социальная личностная
Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни. Успешность вхождения ребенка в новую социальную группу зависит от социальной адаптации. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком своего нового социального статуса (Я — школьник).
На уровне академической адаптации наблюдается снижение успеваемости и учебной мотивации, негативное отношение к школьным требованиям. На уровне социальной адаптации наряду с нарушением конструктивности поведения в школе происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников. На уровне личностной адаптации искажается соотношение «самооценка—уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности.
Преобладание у ребенка одного из стилей приспособления ведет к нарушениям во всех сферах школьной адаптации

Тест прогрессивных матриц Равена

Прогрессивные матрицы Равена(Raven Progressiv Matrices) – тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития.

Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

Всерии А – использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В– построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому, построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С– построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D– построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Еоснована на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Методические указания к проведению теста

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» – испытуемый не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Закрыть таблицы».

После этого взять таблицу и открыть для показа 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры.

По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть таблицы!

БЛАНК

ФИО (№)

№ задания А В С D Е
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Интерпретация
Серия А.Линейное визуальное мышление

Линейное визуальное мышление характеризует начальный этап в развитии визуального интеллекта. Оно позволяет проводить в уме (но с опорой на непосредственное зрительное восприятие) операции сравнения различных изображений и их деталей, а так­же продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам. Таким образом, линейное визуальное мышление по­зволяет проводить операции, которые нельзя реализовать, оста­ваясь только в рамках зрительного восприятия.

Зона 1. Уровень патологии.Можно предположить, что в основе нарушений зрительного мышления имеются органичес­кие дефекты или функциональные отклонения в работе мозга или периферических отделов зрительного анализатора. Следует при­влечь данные тестов Тулуз-Пьерона и Бендер.

Зона 2. Слабый уровень развития линейного визуально­го мышления.Попытки использовать рисунки, схемы и другие графические вспомогательные материалы при объяснении уро­ков успеха иметь не будут, так как они сами по себе непонятны ребенку (непонимание не распространяется на предметные и сю­жетные изображения, несущие образно воспринимаемое содер­жание). Ребенка надо учить разбираться в чертежах и схематичес­ких рисунках с помощью речевых рассуждений, находить «эталон­ные» фигуры (прямоугольники, треугольники, параллельные и пер­пендикулярные линии, углы и пр.) в различных положениях на плос­кости и в пространстве, в условиях «помех». Таким способом можно в некоторой степени сформировать навыки, необходимые для ре­шения задач по физике и математике, заданных графически, но полноценное линейное визуальное мышление в средней школе уже не развить. Ребенок будет испытывать трудности при анализе про­стейших схематических рисунков, где визуальная информация не будет явно систематизирована. Ему будет трудно выделить какие-то части, соотнести их, проследить зависимости, восстановить частично нарушенное изображение, мысленно дополнить скрытые детали, самостоятельно представить и изобразить информацию в виде чертежа или схематического рисунка.

Зона 3. Средний уровень развития визуального линей­ного мышления.Ребенок может понять смысл схематического рисунка, поясняющего условия задачи или изложение текстово­го материала, но затрудняется с переводом вербальной инфор­мации в визуально-графическую. Именно этим ему нужно как можно больше заниматься, помогая себе рассуждениями, иначе затруд­нения с простейшими видами графического анализа будут со­провождаться задержкой формирования визуального интеллек­та в целом.

Зоны 4 и 5. Хороший и высокий уровни развития визу­ального линейного мышления.Ребенок без затруднений пользу­ется вспомогательным графическим материалом, может созна­тельно прибегать к рисункам, чтобы лучше разобраться в инфор­мации. Если он испытывает затруднения при анализе каких-либо схематичных изображений, то причина не в слабости визуально­го мышления, а в незнании самого материала.

Серия Б. Структурное визуальное мышление

Структурное визуальное мышление позволяет видеть про­стейшие закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими законо­мерностями, переносить их в рамках данной структуры, то есть мыслить по аналогии. Отличие заданий этой серии от предыду­щей заключается в том, что требуется «продублировать» прин­цип связи между элементами, а не сами элементы.

Зона 1. Уровень патологии.Можно предположить, что в основе нарушений зрительного мышления имеются органичес­кие дефекты или функциональные нарушения в работе мозга или периферических отделов зрительного анализатора. Следует при­влечь данные тестов Тулуз-Пьерона и Бендер. Разработку психокоррекционной программы обязательно должно предварять ме­дицинское и дефектологическое обследование.

Зона 2. Слабый уровень развития структурного визуаль­ного мышления.Ребенок не может отвлечься от графического изображения как такового и видит не закономерности, для объяс­нения которых используется рисунок, а сам рисунок. Если изоб­ражение точно, хотя и схематично передает содержание текста, то ребенку оно может быть понятно. Если графически выделены связи, отношения, то рисунок становится непонятным. Взрослые не всегда сами осознают «уровень отвлеченности» графического изображения и поэтому недоумевают, почему ребенок перестает понимать. В этом случае использование рисунков следует пред­варять рассуждениями. Ребенок должен с помощью речевого анализа сначала представить то, что будет изображено графи­чески. Его надо научить изображать алгоритмы с помощью блок-схем, то есть выделять и акцентировать сам принцип действия, последовательность связей; при анализе чертежей к задачам учить искать сначала графическое выражение правила или теоремы, на которых основывается решение. Уделять больше внимания по­строению чертежей к задачам. Любая графическая работа долж­на предваряться и сопровождаться речевыми рассуждениями.

Зона 3. Средний уровень развития визуального струк­турного мышления.Ребенок может понимать смысл информа­ции, когда он передан графически, но самостоятельно не пользу­ется визуальными способами выделения логических связей или закономерностей, содержащихся в тексте. Обычно предпочита­ет прочесть пояснения к схемам и чертежам, чем разбираться самостоятельно. Если визуальное мышление не будет активно использоваться, то оно деградирует и развить его в старших клас­сах будет невозможно. Если визуальное мышление будет посто­янно задействовано, то оно может развиться и без каких-либо дополнительных усилий. Рекомендуется на первых порах все же сопровождать визуальный анализ рассуждениями.

Зоны 4 и 5. Визуальное структурное мышление развито хорошо (или высоко).Ребенок легко выделяет связи, законо­мерности, изображенные графически. Может быстро научиться «читать» схемы и чертежи. Самостоятельно применяет рисунки и схемы для лучшего понимания материала. Может использовать визуальные аналогии и тем самым частично компенсировать не­достатки в развитии понятийного логического мышления.

Серия С. Структурно-динамическое визуальное мышление

В заданиях серии С симультанно (одновременно и целост­но) представлены разнонаправленные, но взаимозависимые из­менения структуры изображения. Эти изменения происходят одновременно по нескольким параметрам (элементам, свойствам), но образуют в итоге некий единый результирующий вектор, кото­рый и надо «увидеть». Можно сказать, что в заданиях серии С моделируется (визуально упрощенно) процесс развития.

Для кинестетиков задания серии С представляются наиболее простыми, так как в них отражено движение, динамика. Кинестетики обычно посредственно справляются с серией А, совсем не справляются с серией В и хорошо выполняют задания серии С.

Зона патологии для структурно-динамического визуально­го мышления не выделяется.

Зона 2. Слабый уровень развития структурно-динами­ческого визуального мышления.Ребенок не умеет «читать» таб­лицы, не понимает смысл информации, представленной в таб­личном виде. Если таблицы содержатся в тексте, то он ограничи­вается чтением поясняющих их фраз. Может испытывать трудно­сти с систематизацией материала по истории, биологии и хи­мии. Мышление в целом может оставаться статичным, описа­тельным. Ребенок может пересказывать материал, но не пони­мать, например, законы исторического развития или биологи­ческой эволюции. Будут трудны для понимания те разделы мате­матики, где используются таблицы и графики. Развитие струк­турно-динамического мышления надо начинать с активизации визуально-двигательных схем. Ребенок должен учиться выклады­вать таблицы из материала, в котором одновременно и взаимо­связано изменяются два свойства (например, из кружочков, раз­личающихся по размеру и интенсивности окраски). Можно иг­рать в «Морской бой» и аналогичные игры. Следует помогать ребенку в использовании табличной формы для обобщения ма­териала по истории, биологии, географии, акцентируя внима­ние на последовательной изменчивости показателей, учить изоб­ражать в виде таблиц числовые массивы. Все игры и действия должны предваряться и сопровождаться рассуждениями.

Зона 3. Средний уровень развития структурно-динами­ческого визуального мышления.Ребенка можно научить пользо­ваться таблицами, чертить графики функций без дополнитель­ных развивающих игр. Он в принципе способен все это понять, но придется приложить много усилий, чтобы не только сформи­ровать эти конкретные визуальные навыки, но и развить мышле­ние в целом, «внедрить» в него динамический вектор.

Зона 4. Хороший уровень развития структурно-динами­ческого визуального мышления.Использование таблиц способ­ствует лучшему пониманию и усвоению материала. Простейшие функциональные зависимости ребенок легче понимает, когда они выражены графически. Однако структурно-динамическое мышле­ние может действовать только при условии визуально-графичес­кой представленности материала, и широкого переноса может не быть. Необходим опыт самостоятельного перевода вербальной информации в табличную форму. Этому ребенок может научиться при обобщении материала по истории, биологии, географии.

Зона 5. Высокий уровень развития структурно-динами­ческого визуального мышления.Операциональные механиз­мы структурно-динамического мышления могут быть перенесе­ны и использованы в других видах мышления (образном, вер­бальном, символическом). Ребенок легко идентифицирует объект, явление во всех фазах развития, быстро понимает принцип, со­гласно которому происходят преобразования, может прогнози­ровать характер изменения объекта еще до того, как они про­изойдут. Он не только легко воспринимает информацию, пред­33А33ем33ную в табличном виде, но и сам обычно старается преоб­разовать различные описания в таблицы для лучшего понимания и запоминания. Способен быстро понять принцип функциональ­ной зависимости, обучиться графически ее выражать, пользо­ваться координатными осями для нахождения возможных значе­ний изменяемого признака. За счет высокого уровня развития структурно-динамического визуального мышления может не только обеспечиваться компенсация недостатков понятийного логичес­кого мышления и операции категоризации, но и стимулировать­ся их развитие.

Наши рекомендации