Теоретическая модель школьной адаптации
Таблица 1.
Типы школьной адаптации | ||
академическая | социальная | личностная |
Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни. | Успешность вхождения ребенка в новую социальную группу зависит от социальной адаптации. | Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком своего нового социального статуса (Я — школьник). |
На уровне академической адаптации наблюдается снижение успеваемости и учебной мотивации, негативное отношение к школьным требованиям. | На уровне социальной адаптации наряду с нарушением конструктивности поведения в школе происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников. | На уровне личностной адаптации искажается соотношение «самооценка—уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности. |
Преобладание у ребенка одного из стилей приспособления ведет к нарушениям во всех сферах школьной адаптации |
Тест прогрессивных матриц Равена
Прогрессивные матрицы Равена(Raven Progressiv Matrices) – тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития.
Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
Всерии А – использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В– построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому, построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С– построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D– построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Еоснована на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Методические указания к проведению теста
Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» – испытуемый не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Закрыть таблицы».
После этого взять таблицу и открыть для показа 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры.
По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть таблицы!
БЛАНК
ФИО (№)
№ задания | А | В | С | D | Е |
Интерпретация
Серия А.Линейное визуальное мышление
Линейное визуальное мышление характеризует начальный этап в развитии визуального интеллекта. Оно позволяет проводить в уме (но с опорой на непосредственное зрительное восприятие) операции сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам. Таким образом, линейное визуальное мышление позволяет проводить операции, которые нельзя реализовать, оставаясь только в рамках зрительного восприятия.
Зона 1. Уровень патологии.Можно предположить, что в основе нарушений зрительного мышления имеются органические дефекты или функциональные отклонения в работе мозга или периферических отделов зрительного анализатора. Следует привлечь данные тестов Тулуз-Пьерона и Бендер.
Зона 2. Слабый уровень развития линейного визуального мышления.Попытки использовать рисунки, схемы и другие графические вспомогательные материалы при объяснении уроков успеха иметь не будут, так как они сами по себе непонятны ребенку (непонимание не распространяется на предметные и сюжетные изображения, несущие образно воспринимаемое содержание). Ребенка надо учить разбираться в чертежах и схематических рисунках с помощью речевых рассуждений, находить «эталонные» фигуры (прямоугольники, треугольники, параллельные и перпендикулярные линии, углы и пр.) в различных положениях на плоскости и в пространстве, в условиях «помех». Таким способом можно в некоторой степени сформировать навыки, необходимые для решения задач по физике и математике, заданных графически, но полноценное линейное визуальное мышление в средней школе уже не развить. Ребенок будет испытывать трудности при анализе простейших схематических рисунков, где визуальная информация не будет явно систематизирована. Ему будет трудно выделить какие-то части, соотнести их, проследить зависимости, восстановить частично нарушенное изображение, мысленно дополнить скрытые детали, самостоятельно представить и изобразить информацию в виде чертежа или схематического рисунка.
Зона 3. Средний уровень развития визуального линейного мышления.Ребенок может понять смысл схематического рисунка, поясняющего условия задачи или изложение текстового материала, но затрудняется с переводом вербальной информации в визуально-графическую. Именно этим ему нужно как можно больше заниматься, помогая себе рассуждениями, иначе затруднения с простейшими видами графического анализа будут сопровождаться задержкой формирования визуального интеллекта в целом.
Зоны 4 и 5. Хороший и высокий уровни развития визуального линейного мышления.Ребенок без затруднений пользуется вспомогательным графическим материалом, может сознательно прибегать к рисункам, чтобы лучше разобраться в информации. Если он испытывает затруднения при анализе каких-либо схематичных изображений, то причина не в слабости визуального мышления, а в незнании самого материала.
Серия Б. Структурное визуальное мышление
Структурное визуальное мышление позволяет видеть простейшие закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной структуры, то есть мыслить по аналогии. Отличие заданий этой серии от предыдущей заключается в том, что требуется «продублировать» принцип связи между элементами, а не сами элементы.
Зона 1. Уровень патологии.Можно предположить, что в основе нарушений зрительного мышления имеются органические дефекты или функциональные нарушения в работе мозга или периферических отделов зрительного анализатора. Следует привлечь данные тестов Тулуз-Пьерона и Бендер. Разработку психокоррекционной программы обязательно должно предварять медицинское и дефектологическое обследование.
Зона 2. Слабый уровень развития структурного визуального мышления.Ребенок не может отвлечься от графического изображения как такового и видит не закономерности, для объяснения которых используется рисунок, а сам рисунок. Если изображение точно, хотя и схематично передает содержание текста, то ребенку оно может быть понятно. Если графически выделены связи, отношения, то рисунок становится непонятным. Взрослые не всегда сами осознают «уровень отвлеченности» графического изображения и поэтому недоумевают, почему ребенок перестает понимать. В этом случае использование рисунков следует предварять рассуждениями. Ребенок должен с помощью речевого анализа сначала представить то, что будет изображено графически. Его надо научить изображать алгоритмы с помощью блок-схем, то есть выделять и акцентировать сам принцип действия, последовательность связей; при анализе чертежей к задачам учить искать сначала графическое выражение правила или теоремы, на которых основывается решение. Уделять больше внимания построению чертежей к задачам. Любая графическая работа должна предваряться и сопровождаться речевыми рассуждениями.
Зона 3. Средний уровень развития визуального структурного мышления.Ребенок может понимать смысл информации, когда он передан графически, но самостоятельно не пользуется визуальными способами выделения логических связей или закономерностей, содержащихся в тексте. Обычно предпочитает прочесть пояснения к схемам и чертежам, чем разбираться самостоятельно. Если визуальное мышление не будет активно использоваться, то оно деградирует и развить его в старших классах будет невозможно. Если визуальное мышление будет постоянно задействовано, то оно может развиться и без каких-либо дополнительных усилий. Рекомендуется на первых порах все же сопровождать визуальный анализ рассуждениями.
Зоны 4 и 5. Визуальное структурное мышление развито хорошо (или высоко).Ребенок легко выделяет связи, закономерности, изображенные графически. Может быстро научиться «читать» схемы и чертежи. Самостоятельно применяет рисунки и схемы для лучшего понимания материала. Может использовать визуальные аналогии и тем самым частично компенсировать недостатки в развитии понятийного логического мышления.
Серия С. Структурно-динамическое визуальное мышление
В заданиях серии С симультанно (одновременно и целостно) представлены разнонаправленные, но взаимозависимые изменения структуры изображения. Эти изменения происходят одновременно по нескольким параметрам (элементам, свойствам), но образуют в итоге некий единый результирующий вектор, который и надо «увидеть». Можно сказать, что в заданиях серии С моделируется (визуально упрощенно) процесс развития.
Для кинестетиков задания серии С представляются наиболее простыми, так как в них отражено движение, динамика. Кинестетики обычно посредственно справляются с серией А, совсем не справляются с серией В и хорошо выполняют задания серии С.
Зона патологии для структурно-динамического визуального мышления не выделяется.
Зона 2. Слабый уровень развития структурно-динамического визуального мышления.Ребенок не умеет «читать» таблицы, не понимает смысл информации, представленной в табличном виде. Если таблицы содержатся в тексте, то он ограничивается чтением поясняющих их фраз. Может испытывать трудности с систематизацией материала по истории, биологии и химии. Мышление в целом может оставаться статичным, описательным. Ребенок может пересказывать материал, но не понимать, например, законы исторического развития или биологической эволюции. Будут трудны для понимания те разделы математики, где используются таблицы и графики. Развитие структурно-динамического мышления надо начинать с активизации визуально-двигательных схем. Ребенок должен учиться выкладывать таблицы из материала, в котором одновременно и взаимосвязано изменяются два свойства (например, из кружочков, различающихся по размеру и интенсивности окраски). Можно играть в «Морской бой» и аналогичные игры. Следует помогать ребенку в использовании табличной формы для обобщения материала по истории, биологии, географии, акцентируя внимание на последовательной изменчивости показателей, учить изображать в виде таблиц числовые массивы. Все игры и действия должны предваряться и сопровождаться рассуждениями.
Зона 3. Средний уровень развития структурно-динамического визуального мышления.Ребенка можно научить пользоваться таблицами, чертить графики функций без дополнительных развивающих игр. Он в принципе способен все это понять, но придется приложить много усилий, чтобы не только сформировать эти конкретные визуальные навыки, но и развить мышление в целом, «внедрить» в него динамический вектор.
Зона 4. Хороший уровень развития структурно-динамического визуального мышления.Использование таблиц способствует лучшему пониманию и усвоению материала. Простейшие функциональные зависимости ребенок легче понимает, когда они выражены графически. Однако структурно-динамическое мышление может действовать только при условии визуально-графической представленности материала, и широкого переноса может не быть. Необходим опыт самостоятельного перевода вербальной информации в табличную форму. Этому ребенок может научиться при обобщении материала по истории, биологии, географии.
Зона 5. Высокий уровень развития структурно-динамического визуального мышления.Операциональные механизмы структурно-динамического мышления могут быть перенесены и использованы в других видах мышления (образном, вербальном, символическом). Ребенок легко идентифицирует объект, явление во всех фазах развития, быстро понимает принцип, согласно которому происходят преобразования, может прогнозировать характер изменения объекта еще до того, как они произойдут. Он не только легко воспринимает информацию, пред33А33ем33ную в табличном виде, но и сам обычно старается преобразовать различные описания в таблицы для лучшего понимания и запоминания. Способен быстро понять принцип функциональной зависимости, обучиться графически ее выражать, пользоваться координатными осями для нахождения возможных значений изменяемого признака. За счет высокого уровня развития структурно-динамического визуального мышления может не только обеспечиваться компенсация недостатков понятийного логического мышления и операции категоризации, но и стимулироваться их развитие.