Особенности просодической стороны речи в онтогенезе

Ребенок осваивает речь постепенно. При этом усвоение родного языка происходит в строго определенной последовательности. Степень развития родного языка зависит от нервно-мышечного аппарата. В первые месяцы после рождения ребенка, он уже начинает проявлять черты разговорной речи. В первые месяцы жизни ребенка особенно интенсивно развивается слуховой, зрительный и двигательно-кинестетический аппарат.

Параллельно с речью происходит развитие движений ребенка, которые интенсивно подкрепляют речь. В первые месяцы жизни ребенка речь представляет собой лепет.

Лепет, подкрепленный двигательной активностью, постепенно переходит в первые звуки, крики. Крики представляют собой безусловно-рефлекторную реакцию на воздействие различных раздражителей.

В первые годы жизни ребенок начинает осваивать совокупность гласных. При этом изначально ребенку проще освоить звук [а]. Позже ребенок осваивает систему из трех гласных , [а, и, у].

Возраст 5-9 месяцев является периодом лепета. При этом происходит дальнейшее совершенствование моторики ребенка. Постепенно начинают формироваться другие двигательные навыки, такие как сидение, ползание, захват предметов. Ребенок начинает манипулировать действиями других.

В возрасте 5-6 лет ребенок начинает сочетать гласные и согласные звуки [9].

Многие исследователи утверждают, что в период 9-18 месяцев наблюдается начальный этап речевого развития ребенка. Как утверждает Винарская, этот период можно охарактеризовать как период лепетных псевдослов.

Доречевой период можно охарактеризовать как подготовительный по отношению к речевой деятельности. Постепенно количество произносимых звуков резко увеличивается.

Рассмотрим подробно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе [10]:

- к первому году формируются смычки органов артикуляции

- к полутора годам появляется возможность чередовать позиции

- после трех лет появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка

- к пяти годам в полной мере появляется возможность вибрации кончика языка.

После 5 лет звукопроизношение правильное, дети умеют составлять слова из звуков, предложения из слов, связный текст из предложений. После 5 лет формируется связная речь.

Связная речь – один из важнейших компонентов коммуникативной культуры, который активно развивается в дошкольном возрасте. Овладение связной речью – сложный и трудоемкий процесс, который требует постепенного освоения ряда навыков. Первым этапом является освоение монологической речи. На втором этапе приступают к расширению словарного запаса, построению связных, последовательных высказываний. Для этого целесообразно задать определенную тему, на которую необходимо развить высказывание. Более сложным этапом является создание рассказов. Часто, стремясь преподнести информацию, ребенок рассказывает эмоционально, теряя при этом последовательность высказываний, структуру предложений [6].

Роль логопеда заключается именно в том, чтобы помочь учащемуся определить основную информацию, которую он хочет донести до слушателя, урегулировать и тщательным образом спланировать ход высказывания. Речь должна быть урегулированной и тщательно спланированной. Информация должна быть доступной для понимания и усложняться только после полного усвоения и закрепления на практике. При работе необходимо учитывать психологические особенности человека, его национальные и культурные отличия. Обычно применяются не только педагогические, но и воспитательные меры [11].

Ребенку необходимо отрабатывать навыки устной речи. При отработке навыков устной речи самым затруднительным этапом обучения является формирование связной речи. Проблема состоит в первую очередь в необходимости структурирования ассоциаций, возникающих в процессе разговора. Излишняя эмоциональность и субъективный подход должен быть устранен еще на ранних этапах обучения. От последовательности изложения зависит то, насколько хорошо говорящий будет понят своим оппонентом. В дальнейшем связная речь будет необходимой базой для формирования более сложных видов деятельности.

К примеру, изложение, написание сочинений, эссе основано именно на применении конструкций связной речи. В основе связной речи лежит принцип систематического последовательного изложения. От формирования связной речи на ранних этапах обучения зависит глубина познания окружающего мира, полнота познания и освоения, как культуры и традиций страны, так и реалий окружающей жизни. В дальнейшем от качества полученного образования будет зависеть кругозор человека, степень развития личности, успешность общения [12].

Основными критериями, по которым устную речь считают не связной являются: искажение логики и последовательности высказывания, фрагментарность, отвлечение от темы. Отвлечение от темы следует устранять на ранних этапах подготовки. Именно отвлечение ведет к образованию побочных ассоциаций, в результате чего речь становится бессмысленной, неосознанной. Основными критериями оценки речи является лингвистический, психолингвистический анализ. На основании изучения многочисленных источников методической литературы, можно прийти к заключению, что связная речь является совокупностью отдельных фрагментов речи, которые объединены между собой на основании общности темы высказывания. Эти элементы непременно должны находиться в тесной взаимной связи между собой. Кроме того, они должны быть объединены в единую смысловую структуру [9].

На основе монологической речи может быть сформирована диалогическая речь. Диалогическая речь является следующим этапом формирования связной речи, к освоению которой необходимо приступать после успешного освоения и закрепления монологической речи. Однако эта форма является более естественной, приближенной к истокам происхождения речи. Характерные черты такой речи – ярко выраженная социальная направленность. Основная функция – удовлетворение потребностей общества в передаче информации, обеспечение коммуникации. Является живой и более эмоциональной по сравнению с монологической речью. Допускается применение большего количества приемов [13].

Особенности диалогической речи состоят в том, что для ее существования необходим оппонент, поддерживающий разговор. В состав диалога входят реплики. Реплики объединены между собой посредством речевых реакций. Это могут быть обращения, высказывания, чередующиеся между собой. Также реплики могут выражаться в виде вопросов и ответов. Диалог подразумевает наличие определенной темы разговора, в рамках которой участники высказывают свои мнения. В диалогической речи также не должно быть отвлечений, должна соблюдаться структура, последовательность. Для успешного применения диалога необходимым условием является общность темы, общность восприятия участников, а также наличие определенных знаний или предположений по обсуждаемой теме.

Отличительная черта диалогической речи состоит в том, что в диалоге важное значение имеют не только языковые средства, но и невербальные речевые компоненты. При формировании диалога допускается грамматическая неполнота, также возможно опускание отдельных грамматических и лексических структур. Стиль диалога – разговорный, поэтому к диалогу предъявляется несколько меньше требований, чем к монологу. В смежных репликах допускается повтор лексических компонентов, часто применяются речевые штампы, стереотипные конструкции [14].

У ребенка в дошкольном возрасте особенно часто наблюдаются дизартрические нарушения речи.

Дошкольный возраст – период жизни ребенка, 3-4 года. На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции. Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности. С возрастом эмоциональность и впечатлительность изменяются [9].

При дальнейшем развитии внимания и тех изменениях, которые происходят в дошкольном возрасте происходит ряд изменений в психике ребенка. Неизменным при этом остается непроизвольное внимание, которое достаточно интенсивно развито в дошкольном возрасте. Для дошкольников характерной чертой является невозможность длительно сосредоточиться на одном предмете или действии. Эта черта не уходит даже в старшем дошкольном возрасте. Детям в таком возрасте трудно и практически невозможно сосредоточиться на однообразной и неинтересной работе. Также интересен тот факт, что в процессе интересной игры внимание ребенка очень сосредоточено и он непроизвольно способен запомнить большие объемы информации. Результатом соотношения между произвольной и непроизвольной формой внимания является воображение, которое также хорошо развито у дошкольников. Большой скачек в развитии воображения играет игра, которая является формой развития восприятия. В игровой форме деятельности используют замещающую деятельность, различные предметы – заместители. В процессе игры формируется творческое объединение детей. В ходе игры важно то, что ребенок выполняет определенные роли, подчиняется определенным правилам, устанавливает свои правила и отношения в пределах группы [15].

При помощи игры формируется также интерес к миру взрослых. Как правило, взрослые выступают для ребенка образцом для подражания, человеком, к которому следует стремиться, брать пример. В понимании ребенка, он должен учиться жизни именно у взрослого, близкого ему человека. Совместные игры детей и взрослых, особенно родителей крайне важны для полноценного развития ребенка, установления доверительных отношений. После частичного познания поведения взрослого у ребенка формируется мотивация к познанию и всего окружающего мира, установлению общих закономерностей. Таким образом появляется ряд возможностей, при помощи которых становится возможным дальнейшее воспитание ребенка, а также формирование у него доброжелательного отношения, любви к близким, друзьям, формируется понятие долга, чести, ответственности. Важным этапом является формирование эмоционального сопереживания, отзывчивости. Также знакомство ребенка с окружающей действительностью происходит посредством продуктивных видов деятельности, таких, как рисование, конструирование, лепка. В ходе таких видов деятельности развивается восприятие, мышление, воображение [16].

Ребенок в возрасте трех лет в состоянии учитывать и анализировать свойства отдельных предметов, а также осмысливает и оценивает информацию, полученную о предметах. Для ребенка важны сенсорные, тактильные ощущения, величина, цвет, форма предмета. Отдельные предметы, со свойствами которых ребенок был ознакомлен в первую очередь, в дальнейшем становятся для него эталонами и образцами, по которым он оценивает другие подобные предметы и окружающий мир. Формируется воображение, которое позволяет предоставить дальнейшую информацию и обеспечить ее переработку. Важную роль в формировании познавательных навыков играет речь ребенка. Речь является одним из средств взаимодействия человека с окружающей средой, окружающими людьми, между собой. Широкое и безграничное воображение дает ребенку намного больше возможностей для познания окружающего мира по сравнению со взрослым. Именно по этой причине основное развитие и познание окружающего мира, заложение основ понимания своего ближайшего окружения происходит в дошкольном возрасте. Развитие представления формирует мышление ребенка [12].

Широко известны работы Н.Н. Поддъякова, который экспериментальным путем доказал, что у ребенка в возрасте 4 года интенсивно формируются различные навыки и умения. Они способствуют дальнейшему развитию личности ребенка и основным психическим процессам. Ребенок пытается анализировать всю полученную информацию, тщательно сопоставляет имеющуюся информацию, изучает свойства, детали предметов, ищет особенности, отличия и общие свойства отдельных предметов. Часто ребенок пытается изменить предмет, воздействовать на него различными способами. Таким образом формируется наглядно – действенное мышление, ребенок переходит от наблюдения к экспериментальным методам познания действительности [13].

Наглядно – действенное мышление является новой формой, точнее новой ступенью развития личности ребенка. Это подготовительный уровень, на котором происходит интенсивное накопление фактов и сведений об окружающем мире. В это время формируется своеобразная модель восприятия, которая является основой для дальнейшего формирования представлений и понятий [14].

Таким образом, можем заключить, что [2]:

1. Стертая дизартрия - одно из самых распространенных речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике.

2.Вопросы диагностики и содержания коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией остаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом плане.

3. Сложная структура речевого нарушения при стертой дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий.

4. Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин. Вместе с тем вопрос терминологии данного нарушения в разных направлениях исследований трактуется по-разному.

5. Таким образом, в специальной литературе выбор термина, определяющего стертую дизартрию, остается дискуссионным.

Наши рекомендации