VII. Исследование слухового гнозиса и слухомоторных координации
Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т. п.)
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |
Звуковысотные отношения оценка повторение | ||||
Мелодия узнавание повторение | ||||
Локализация звука в пространстве | ||||
Исследование дихотомического слуха | ||||
Оценка и воспроизведение ритмов оценка ритмов II II III III II III III III II II Выполнение ритмов по образцу II II II III III III II II II II II II II II II непосредственное воспроизведение отсроченное воспроизведение (после пустой паузы) после интерференции Выполнение ритмов после речевой инструкции «по 2» «по 3» «по 4» непосредственное воспроизведение отсроченное (после пустой паузы) после интерференции (оценивается характер затруднений: персеверации, распад ритмических структур) | ■ |
III. Исследование движений
Жалобы на движения (слабость в руке, ноге, изменения почерка и др.)
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | ||||||||||||
Выполнение простых инструкций (правой рукой, левой рукой) Сжимание руки Перебор пальцев | |||||||||||||||
Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой рукой) В горизонтальной плоскости В вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) Перенос позы с одной руки на другую | |||||||||||||||
Пространственный праксис Одноручные пробы (рука — подбородок) Двуручные (рука — рука) | |||||||||||||||
Пробы Хеда: односторонние; перекрестные | |||||||||||||||
Динамический праксис кулак — ребро — ладонь, ребро — ладонь — кулак 1—2—1—5—1—2—5 | |||||||||||||||
Реципрокная координация | |||||||||||||||
Асимметричное постукивание (2—1; 1—2) | |||||||||||||||
Выполнение серийных программ Рисование серий геометрических фигур Графические пробы | |||||||||||||||
Конструктивный праксис Копирование Перевертывание | |||||||||||||||
Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо) Самостоятельный Срисовывание Обведение Рисование: правой рукой, левой рукой Перенос рисунка: справа — налево, слева — направо | |||||||||||||||
Предметные действия Застегивание пуговиц Завязывание узла, банта Зажигание спички | |||||||||||||||
Символический праксис Погрозить, поманить, размешать чай и т. д. | |||||||||||||||
Движения взора Фиксация взора (устойчивая, неустойчивая) Спонтанные движения взора Перевод взора по инструкции Перевод взора за движущимся объектом Ограничение взора (вправо, влево, вверх, вниз) Нарушения плавности движений Локализация объекта в пространстве | |||||||||||||||
Оральный праксис По подражанию По инструкции Праксис губ (оскал, вытягивание) Праксис языка (поднять, убрать, повернуть, вправо, влево, вверх, вниз) Праксис щек (надуть, втянуть) Праксис лицевой мускулатуры (поднять брови, нахмурить брови) Условные оральные движения (пощелкать, поцокать, показать, как плюют, целуются и др.) | |||||||||||||||
Условные реакции, действия Простые условные реакции (на стук поднять руку) Условные реакции выбора (на стук поднять правую руку, на два стука — левую руку) С ломкой стереотипа (111222121211) Конфликтные условные реакции (в ответ на кулак (К) поднять палец, в ответ на палец (П) поднять кулак; в ответ на сильный удар (1) поднять слабо, в ответ на слабый удар (2) поднять сильно) К К П П К П К П К К 1 1 2 2 2 1 2 1 (оценивается характер затруднений: эхопраксия, инертность, ломка программ, персеверации, игнорирование одной руки, нарушение пространственной схемы и др.) | |||||||||||||||
IX. Исследование речи
Жалобы (на нарушения моторной, сенсорной стороны речи и др.)
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||||
Спонтанная речь Беседа с больным (Как Вы заболели? и др.) | ||||||||||||
Автоматизированная речь Цифровой ряд от 1 до 10 Дни недели: понедельник, вторник... Месяцы года: январь, февраль... | ||||||||||||
Дезавтоматизированная речь Цифровой ряд: 10, 9, 8... Дни недели: воскресенье, суббота... Месяцы: январь, декабрь... | ||||||||||||
Повторная речь Повторение звуков: а, о, и, у, б, д, к, с Повторение дизъюнктных пар звуков: б—н, к—с, м—н Повторение оппозиционных фонем: б—п, п—б, д—т, т—д, з—с, с—з (при невозможности повторения — реакция выбора на оппозиционные фонемы или показ соответствующей буквы) Повторение серии звуков: би—ба—бо, бо—би—ба, ба—би—ба Повторение слов: дом, окно, кошка, портной, стон, слон; полковник, поклонник, половник; кооператив, кораблекрушение и др. Повторение серии слов: дом—пес—кот—стол; дуб—ночь—игла; сад—шкаф—день Повторение фраз: мальчик спит; девочка плачет; мальчик ударил собаку; девочка пьет чай Повторение скороговорок: «из-под топота копыт пыль по полю летит»; «сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, и никто его не переколпакует» | ||||||||||||
Называние предметов По картинкам: яблоко, лампа, чайник, бутылка, чернильница и др. Частей тела: нос, глаз, рука, палец, локоть, плечо и др. (отмечается характер затруднений: помогает ли подсказка; поиски, отказы; литеральные и вербальные парафазии и т. д.) | ||||||||||||
Понимание речи Понимание слов (с опорой на картинку): по одному элементу; по два элемента; по три элемента Понимание значения слов (частей тела без зрительной опоры): показать ухо — нос — глаз по одному элементу (ухо и т. д.); по два элемента (ухо — глаз и т. д.); по три элемента (глаз — нос — ухо и т. д.) Понимание малочастотных слов (заусеница, гусеница и т. д.) Понимание обиходных инструкций и предложении: откройте рот, откройте глаза, закройте рот, закройте глаза и т. п.; положите левую руку в карман халата и т. д. Понимание логико-грамматических конструкции: показать: карандашом ключ, ключом карандаш; | ■ ■ ■■■ . | |||||||||||
показать или выполнить инструкцию: книга под тетрадью; тетрадь под книгой; книга над тетрадью и т. д.; треугольник под крестом; крест под треугольником и т. д. показать: какой предмет более светлый; более темный; менее светлый; менее темный; показать или разъяснить значение слов: мамина дочка, дочкина мама; брат отца, отец брата Я позавтракал после того, как прочел газету. Что я делал раньше? | ■ | |||||||||||
Спонтанная развернутая речь Рассказ по сюжетной картинке Устное сочинение на тему «Отдых», «Север» и др. (отмечаются активность, развернутость, связность текста, наличие аграмматизмов: телеграфный стиль, несогласование, соскальзывание на побочные связи и др.) | ||||||||||||
X. Исследование письма Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и др.) | ||||||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||||
Автоматизированное письмо Фамилия, имя, отчество и др. | ||||||||||||
Письмо букв Списывание печатных букв (единичных, пар) Письмо букв под диктовку (единичных, пар) | ||||||||||||
Письмо слов Списывание Письмо под диктовку: простых слов: дом, окно, стул; слов с оппозиционными фонемами: дочка — точка, забор — собор — запор; слов с оппозиционными артикулемами: стол — стон — слон; сложных слов: портной, строчить, кораблекрушение | ||||||||||||
Письмо фраз (списывание, письмо под диктовку): мальчик спит; девочка плачет; на улице шел дождь | ||||||||||||
XI. Исследование чтения
Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и др.)
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | ||||||
Чтение букв (простых и стилизованных) | |||||||||
Чтение бессмысленных слогов (то-ку-ни; стро-кси-мла) | |||||||||
Идеограммное чтение Москва, Россия, Петербург, фамилия больного | |||||||||
Чтение привычных слов Николай, Петр, Алексей, Павел, Андрей, дом, лето, окно, дерево | |||||||||
Чтение сложных, редко встречающихся слов Включатель, разброд, пространство, подставка, велотрек, синтетика | |||||||||
Чтение неверно написанных слов Галз, онко, слонце, клоодец, севриз | |||||||||
Чтение коротких отрывков «Бежала по лесу лиса» и т. п. (отмечаются нарушения движений глаз, игнорирование стороны, элементы угадывающего чтения и т. д.) | |||||||||
XII. Исследование памяти Жалобы (на нарушение памяти на текущие события, на имена, на намерения, на потерю нити повествования и др.) | |||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | ||||||
Запоминание цифр 5—8—2 6—9—4 6—4—3—9 7—2—8—6 4—2—7—3—1 7—5—8—3—6 6—1—9—4—7—3 | |||||||||
Повторение серии слов Дом, ночь, игла Непосредственное Отсроченное Стол, звон, лист, шкаф Непосредственное Отсроченное Лук, мост, зонт, мир Непосредственное Отсроченное Кот, стол, шар, ночь, пыль, звук Непосредственное Отсроченное | |||||||||
Заучивание серии слов Дом, лес, стол, кот, ночь, игла, пирог, звон, мост, крест 1-е предъявление и воспроизведение П-е Ш-е IV-e V-e VI-е VII-е VIII-e IX-e Х-е Припоминание после двух минут | |||||||||
Запоминание двух групп элементов Запоминание группы слов I – круг, стул II – день, глаз 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I ?/II ?/I ?/II I – день, сосна, шкаф II – книга, шапка, круг 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I ?/II ?/I ?/II I – телефон, очки, помидор II – гриб, бутылка, ботинки 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I ?/II ?/I ?/II | |||||||||
Запоминание двух смысловых рядов (фразы, рассказы) I – собака лает II – дом горит ?/I ?/II 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение Интерференция счетом ?/I ?/II I – мальчик ударил собаку II – девочка пьет чай 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение Интерференция счетом ?/I ?/II I – в саду за высоким забором росли яблони II – на опушке леса охотник убил волка 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение 4) четвертое воспроизведение Интерференция счетом ?/I ?/II | |||||||||
Запоминание двух рассказов 1. «Курица и золотые яйца». У одного хозяина была курица. Она несла золотые яйца. Захотелось хозяину иметь много золота, и он убил эту курицу, думал, что у нее внутри много золота. А внутри у нее ничего не оказалось, была она как все курицы. Воспроизведение. 2. «Галки и голуби». Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться к своим галкам, но те ее тоже не признали и выгнали. Воспроизведение. 3.«Муравей и голубка». Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестнула его, и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья и бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сети. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела. Воспроизведение. ?/I ?/II Интерференция счетом ?/I ?/II 4. «Лев и мышь». Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: «Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро». Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревки и спасла льва. Воспроизведение ?/I; ?/II (отмечаются характер амнестических дефектов, влияние интерференции, роль смысловой близости материала и др.) | |||||||||