Нейропсихологические синдромы полимодального генеза.
Это варианты нарушения головного мозга, психической деятельности. Которые связаны с:
- Алексия
- Дислексия
У детей имеется расстройство чтения. Это стойкая избирательная неспособность овладеть навыками чтения, при достаточном уровне интеллектуального и речевого развития.
Основными нарушешениями: является неспособность овледеть слогослиянием; неспособность овладения автоматизирующим чтением слов.
Может сопровождаются недостаточным пониманием прочитанного.
Среди причин нарушений письма и чтения одной из главных является: леворукость, равнорукость, которые приводит не только к нарушению ориентировки во внешнем пространстве, но также к нарушению запоминания, нарушению воспроизведения временной последователбности событий, медленное функционирование клеточных систем мозга, которые отвечают за формирование двигпющихся низкоконтрастных образов ( как зрительной, так и к слуховой системе). Т. о. дислексии могут быть обусловлены дефектами фонематического, оптического, оптико – гностического, пространственно – апрактического, моторного, симантического, мнестического.
Выделяет 2 основные формы первичной алексии. Которые связаны с повреждением ( локальными) определенными участками головного мозга:
1. Агностическая алексия.
Возникает при повреждении основания левой затылочной доли, с охватом височных и теменных областей.
Сопровождается нарушением узнавания отдельных букв.
Больные путают буквы (сходные по начертанию); затрудняются в подборе одинаковых букв, написанных разными шрифтами; может нарушаться чтение арифметических знаков; письмо сохранно, но они не могут прочесть то, что написали сами.
2. Вербальная (аграфическая) алексия.
Возникает при поражении теменной доли, чаще угловой извилины левого полушария.
Очаг может смещаться в сторону затылочной доли.
Узнавание отдельных букв сохранено, но при этом утрачивается чтение слов, фраз; дефекты письма; воспроизводят только элементы букв.
I. 1)Замены и смешивание звуков при чтении; 2)замены графически сходных букв.
II. пропуски гласных и согласных, перестановка слогов.
III. побуквенное чтение.
IV. нарушение понимания прочитанного.
V. 1) аграмматизмы при чтение.
2) нарушение согласования слов.
Тяжелые дислексии требуют специальных занятий с логопедом.
Аграфия (дисграфия)
Причины могут быть:
1. недоразвитие речи
2. нарушения грамотного строя речи
3. недоразвитие зрительного гнозиса
4. недоразвитие звукового анализа и синтеза
В функционированную систему письма входят следующие компоненты:
1. процессы переработки слухоречевой информации, т. Е анализ услышанного и слухоречевая память;
2. дифференциация звуков на основе кинестетической информацией
3. артикуляция зрительных образов
4. ориентация элементов буквы в пространстве
5. кинетическое программирования графических движений
6. планирование, контроль акта письма
7. поддерживания рабочего состояния.
Могут проявляться в виде стойких ошибок при письме: искажения и замены букв; изменение звукослоговой структуры слога; нарушение слитности, написание отдельных слов; нарушение согласование отдельных слов, предложений, зеркальное написание, замены слогов.
Аграфия чистая – проявляется при поражении теменно-височной – затылочной области левого полушария. Может быть: пропуски букв, слов, нарушение порядка слов, пропуски знаков препинания, имеется отчуждения графического образа буквы от ее фонематического значения – несправедливость перекодировать больного фонему в графему;
Апрактическая аграфия
При повреждении угловой надкраевой извилины левого полушария. Больные не знают как придать форму руке, необходимая для письма, не знают в какой последовательности надо осуществить движения при письме, имеет место зеркальное написание, отдельные элементы буквы неправильно ориентированы в пространстве.
Дискалькулия и акалькулия.
Дискалькулия-это нарушение формирования навыков счета, связанное с недостаточностью пространственного гнозиса.
Акалькулия возникает при локализации очага поражения в различных областях мозга (затылочной, теменно-затылочной доли левого полушария, поражение угловой извилины теменной доли левого полушария – приводит к утрате способности выполнять простые арифметические действия, грубо нарушается счетные операции через десятки, нарушение сознания величины многозначных цифр, забывается последовательность счета при вертикальном вычислении (столбик), недоступны операции с дробными числами.
При поражении теменно-затылочной доли левого полушария, следовательно, нарушение представления и восприятия пространственного расположения цифр, которые составляют число. Затруднение воспроизведения римских цифр.