Формирование аттитюдов и их типы.
Подобно ценностям, многие аттитюды формируются в детстве и воспринимаются детьми от своего ближайшего социального окружения. Дети моделируют свои аттитюды, копируя тех, кто им нравится. Кого они уважают и даже боятся. Наблюдая за отношением родителей к различным событиям и явлением, они формируют к ним собственное отношение. Особой привлекательностью для молодежи обладают поведение, внешний облик и аттитюды популярных певцов и актеров, которые нередко выступают безусловным образцом для подражаний.
Неустойчивость аттитюдов активно и не веема добросовестно используют рекламные компании. пытаясь изменить отношение к определенным продуктам и услугам, в организациях аттитюды важны потому, что они влияют на трудовое поведение. Если, рабочие, например, считают, что менеджеры и инженеры находятся в сговоре с целью выжать из рабочего все соки за минимальную зарплату, то целесообразно изучить, как были сформированы эти аттитюды, как они связаны с рабочим поведением и как их можно изменить.
Каждый человек может иметь тысячи аттитюдов, однако организационной психология концентрирует свое внимание на ограниченном количестве аттитюдов, связанных исключительно с трудом и организацией. Среди таких аттитюдов выделим следующие три:
— удовлетворенность трудом;
— вовлеченность в работу и
— приверженность организации.
Удовлетворенность трудом является выражением общего отношения индивида к своей работе. Человек с высоким уровнем удовлетворенности трудом имеет положительные аттитюды к труду, и наоборот, неудовлетворенный работник относится к своей работе отрицательно.
Вовлеченность в работу — это степень идентификации индивида со своей работой, уровень его участия в ней, а также восприятие своего труда как важного элемента своей жизни1. Исследования показывают, что индивиды с высокой вовлеченностью в работу характеризуются высокой продуктивностью и удовлетворенностью трудом, они менее склонны к смене работы.
Приверженность организации выражает ориентацию индивида по отношению к организации, его лояльность к ней.Этот аттитюд показывает, насколько индивид идентифицирует себя со своей организацией и насколько глубоко он вовлечен в организационные процессы. Индивиды с высокой приверженностью организации склонны оставаться ее членами даже несмотря на сложности, с которыми сталкивается организация, они чувствуют свою психологическую привязанность к ней, независимо от удовлетворенности своим трудом и статусом.
Таким образом, когда говорят об аттитюдах к труду и их влиянии на поведение, имеют дело с позитивными или негативными оценками, которые люди дают своим работам и организациям. Удовлетворенность трудом наиболее популярный аттитюд. оцениваемый в организациях, однако в последнее время возросло внимание и к двум другим. В большинстве случаев эти аттитюды измеряются с целью прогнозирования и корректировки таких показателей поведения, как продуктивность, абсентеизм и текучесть кадров.'
Функции установок личности:
1 Эгозащитная функция позволяет субъекту:
а) защитить свой Я-образ, свою Я-концепцию;
б) противостоять негативной информации о себе или значимых для него объектах;
в) поддерживать высокую (низкую) самооценку;
г) защищаться от критики (или использовать ее против критика).
2. Функция самореализации позволяет человеку определить:
а) и выражать свои ценностные ориентации;
б) к какому типу личности он относится,
в) что он из себя представляет;
г) к чему испытывает приязнь и к чему неприязнь;
д) его отношение к другим людям;
е) его отношение к социальным явлениям.
3. Функция приспособления (адаптации) (утилитарная или инструментальная) помогает человеку:
а) достигать желаемых результатов и избегать нежелательных целей;
б) на основе предшествующего опыта выработать представление о соотношении этих целей и способах их достижения;
в) приспособиться к своему окружению, что является основанием для его поведения на работе в будущем.
4. Функция систематизации и организации знания помогает человеку обрести те нормы и точки отсчета, в соответствии с которыми он организует свои субъективные представления об окружающем мире, т.е. конструирует свою собственную картину (образ, свое видение) окружающего.
Установки пoзвoляют чeловеку выбирать из oкpyжaющeй действительности и из его прошлого опыта необходимые для осуществления поведения объекты, содержание сознания, его опыт и знания в целом. Они оказывают индивиду большую услугу в целесообразном выполнении намеченного поведения, в удовлетворении его потребностей.
Тем самым установка создает психологическую основу приспособления человека к окружающей среде и преобразования ее в зависимости от его нужд..
Важнейшими установками на работе являются:
удовлетворенность трудом,
преданность организации,
установка на совместную деятельность (на себя, на других: на соперничество, на сотрудничество, на конфронтацию),
Я-установка.