Формирование ценностных ориентации
Американский ученый Ерик Бернвыдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные решения в отношении себя и других людей. Эти решения имеют фундаментальное влияние на весь ход его жизни. Берн предложил простой и ясный способ описать четыре основные жизненные позиции. В соответствии с типологией Берна, люди могут быть довольны собой и считать себя успешными (со мной все — «ОК», «я — в порядке») или, наоборот, быть недовольными собой («я — не в порядке») и воспринимать себя неудачниками! Аналогичным образом люди могут относиться и к окружающим. Различные комбинации самооценок и оценок окружающих позволяют выделить четыре базовые жизненные позиции:
1. «Я— в порядке» + «все— в порядке», люди придерживающиеся этой жизненной позиции, относятся к себе в основном положительно. Они считают жизнь обнадеживающей и приятной, склонны чувствовать себя удовлетворенными своим положением и довольствуются тем, что имеют.; В своих воспоминаниях они сосредоточиваются на приятном и радостном. Они ценят одобрение своего поведения окружающими и стремятся к установлению добрых отношений с ними. Они считают других такими же способными, как они сами, и уверены, что все люди могут добиться хороших результатов и успеха. Они лишены сентиментальности и разборчивы в средствах достижения своих целей.
2. «Я — в порядке» + «все - не в порядке». Люди, следующие этой позиции, в основном положительно относятся к себе, но постоянно ощущают и подчеркивают существенную разницу между собой и окружающими. Они считают, что обладают многими важными качествами (умом, честностью, нравственностью, привлекательностью, опытом и т. д.), которых явно не достает большинству людей, их окружающих. Люди этой жизненной позиции думают, что превосходят других, и стремятся демонстрировать это: всем и себе в том числе. Они могут выглядеть надменными, отчужденными и высокомерными.
3. «Я— не в порядке» + «все— в порядке». Люди этой жизненной позиции смотрят на окружающих снизу вверх. Они считают, что у них слишком много недостатков и слабостей, поэтому они обречены проигрывать и уступать другим- Им не хватает уверенности в своих силах и оптимизма. Часто они не нравятся самим себе и обращают слишком много внимания на свои слабости и неудачи, многие из которых, на самом деле, только воображаемые. Они склонны преувеличивать достоинства и успехи других людей, считая их более значительными, зрелыми, талантливыми, успешными.
4. «Я — не в порядке» + « все — не в порядке» Люди, видящие жизнь с этой точки зрения, чувствуют себя подавленно и одинока Они нередко теряют веру в возможность создать себе нормальную жизнь, которая приносит не только трудности и проблемы, но и радость и удовлетворение.
Они пессимистично глядят на мир и низко ценят не только себя, но и все, что их окружает. Любые планы и взаимоотношения воспринимаются ими как бесполезные и безнадежные. Такая безысходная позиция может иметь крайне отрицательные последствия для личности и здоровья человека.
Все описанные жизненные позиции могут находить оправдание и подкрепление. Порой «защита» выбранной позиции происходит неосознанно: сам человек не замечает того, что его восприятие выделяет и отмечает лишь нужные для самооправдания аргументы. Однажды выбранная жизненная позиция оказывает огромное влияние на организационное поведение людей.
Крайние выражения активной и пассивной сторон индивида довольно редки. Обычно в его поведении представлены обе стороны, и он сам может какую часть своей натуры следует поддерживать и поощрять. Такое решение имеет фундаментальный характер, так как отказ работать над развитием своих положительных качеств соответственно усиливает отрицательные характеристики.
Существует четыре способа, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей:
1. Морализирование. Что-то объявляется хорошим, что-то плохим. При этом используется любой авторитет, на который можно сослаться для того, чтобы подкрепить свои слова.
2. Личный пример. Индивид старается поступать в соответствии со своими убеждениями, надеясь, что окружающие будут учиться на его опыте и воспользуются его примером.
3. Невмешательство. Работникам позволяется вести себя так, как им хочется, их поведение не комментируется и в него не вмешиваются.
4. Помощь в прояснении ценностей. Членам организации помогают в выборе тех ценностей, которые больше соответствуют целям организации, обращая внимание скорее на их пользу и адекватность конкретной ситуации, нежели необходимость следования закостеневшим образцам.
Однако перед тем, как браться за изменение ориентации подчиненных, руководитель должен прояснить свои ценности для самого себя.
Помощь в прояснении ценностей помогает людям понять собственные позиции. Проясненные таким образом ценности нередко становятся личными, предпочитаемыми самим человеком; они имеют последовательный и стойкий характер.
Таким образом, прояснение личных ценностей становится одним из средств повышения эффективности управленческой деятельности.
Систематизированное прояснение ценностей представляет собой один из видов самопознания.
Окружающие могут помочь индивиду прояснить свои ценности, но окончательный выбор человек делает сам.
Самоанализ может быть проведен в ходе следующих пяти этапов:
1. Решение быть правдивым. Добиться и решение быть максимально правдивым с caмим собой. Не взяв на себя такого обязательства, нельзя добиться реальных перемен.
2. Формулирование и открытое обсуждение взглядов. Выявить ценности можно лишь в результате их открытого обсуждения. Только выраженные словесно взгляд или позиция могут быть оценены и подвергнуты анализу.
3. Анализ альтернатив. Важно изучить и проанализировать все возможные альтернативы.
4. Поиск противоречий. Дальнейший анализ ценностей позволяет обнаружить непоследовательности и противоречия, служащие основанием для новых размышлений и оценок.
5. Сопоставление с практическим образом действий. Сопоставление реального поведения человека с декларируемыми им ценностями часто обнаруживает значительные несоответствия. Это может свидетельствовать или о еще не преодоленном конфликте различных ценностей, или о недостаточном осмыслении базовых ценностей. В любом случае поведение, не совпадающее с декларированными ценностями, свидетельствует о необходимости дополнительной работы.
Прояснению ценностей может служить и следующий метод самоанализа. Индивид пишет местоимение «я» в центре листа бумаги. Затем он записывает все свои ценности в том порядке, в каком они приходят ему на ум. Если имеется связь между отдельными пунктами, их следует соединить линиями. Перечисляя таким образом ценности, менеджер может изучить имеющиеся пробелы или явные ценностные противоречия, а также те сферы, которые хорошо или, наоборот, слабо развиты. Этот метод иногда позволяет человеку обнаружить нечто неожиданное в самом себе и углубить понимание своих отношений к различным жизненным проблемам.
Установки
Установки(«аттитюд») иногда пишут как «аттитьюд», означающего вербальную оценку человеком некоторого предмета или явления, находятся под влиянием ценностей и имеют те же источники, что и ценности: друзья, учителя, родители и ролевые модели. Установки фокусируются на определенньгх людях или объектах, тогда как ценности имеют более широкое значение и отличаются большей стабильностью.
Следуя формальному определению, установка — это предрасположенность положительно или отрицательно реагировать на кого-нибудь или что-нибудь в окружающей среде.
Например, когда вы заявляете, что кто-нибудь или что-нибудь вам нравится, вы выражаете свою установку. Очень важно помнить, что установки, равно как и ценности, являются гипотетическими конструктами; то есть никому и никогда не удастся увидеть, потрогать или изолировать установку. Об установках можно делать предположения исходя из того, что люди говорят, выражают в виде формального или неформального мнения или посредством своего поведения.
Рис. 1. Имеющий отношение к работе пример трех компонентов установок
На рис. 1. показано, что установки имеют предпосылки и результаты.
Предпосылки убеждений и ценностей на рисунке образуют когнитивный компонент установки: убеждения, мнения, знания или информацию, которыми располагает человек.
Убеждения представляют собой идеи о ком-либо или о чем-либо и выводы, которые люди делают в отношении них; они передают индивиду смысл того, «что это» есть.
На рисунке приведено убеждение: «Мне не хватает на работе ответственности». Отметьте для себя, что убеждения могут быть точными или неточными. «Ответственность имеет большое значение» - это соответствующий аспект когнитивного компонента, который отражает лежащую в основе ценность.
Аффективный компонент установки— это специфическое чувство, которое человек испытывает в ответ на предпосылку.
Это установка сама по себе, например: «Мне не нравится моя работа».
Поведенческий компонент —это намерение вести себя определенным способом, на основании специфических чувств или установок. Это намеренное поведение является результатом установки и представляет собой предрасположенность поступать определенным способом, например: «Я собираюсь уйти с работы».
Установки и поведение.
Вы должны осознавать, что связь между установками и поведением имеет опытный характер, результатом установки является намерение это намерение может осуществиться, а может и не осуществиться в данных обстоятельствах.
В общем, чем более специфическими являются установки и поведение. тем сильнее их взаимодействие.
Даже при условий того, что установки человека не всегда позволяют предсказкть его поведение, менеджеры должны понимать связь между, установками и потенциальным или намеренным поведением. Вспомните свой опыт работы иди беседы с другими людьми об ихработе. Достаточно часто можно услышать сожаления по поводу «плохих установок» кого-либо. Обычно такие разговоры являются следствием неудовольствия в отношении поведенческих последствий, с которыми обычно ассоциируются плохие установки. Неблагоприятные установки в форме неудовлетворенности работой могут привести к дорогостоящей текучести кадров, прогулам, опозданиям и даже нарушениям физического и душевного здоровая. Следовательно, в обязанности менеджера входит!: распознавать установки и понимать их предпосылки и потенциальные последствия.