Формы работы с одарёнными детьми
· проблемно-развивающее обучение;
· проектно-исследовательская деятельность;
· игровые технологии;
· творческие и нестандартные задания;
· участие в межрегиональных, областных, районных конкурсах;
· индивидуальная работа с учащимися;
· работа в предметных кружках;
· факультативы;
· предметные недели;
· олимпиады и конкурсы по предметам.
Особенности формы работы
Проблемно-развивающее обучение
Позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектно-исследовательская деятельность
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.
Факультативы.
Реализуют индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.
При проведении предметных недель и олимпиад.
У учащихся появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации системы образования.
У одарённых детей проявляются:
· высокая продуктивность мышления;
· лёгкость ассоциирования;
· способность к прогнозированию;
· высокая концентрация внимания.
Одна из главных черт одарённых детей - упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Проведение интеллектуальных конкурсов, игр, фестивалей облегчает решить проблему мотивации. Детей не приходиться «заинтересовывать» предметом. Сами ученики выбирают, какой предметный кружок они будут посещать, что им интересно. Так они реализуют свои природные задатки. Развиваясь, младший школьник самореализуется.
Билет № 25
Рабочие программы.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (детского объединения), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Примечание: Являясь составной частью образовательной программы образовательного учреждения, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- календарно-тематический план;
- содержание рабочей программы;
- средства контроля;
- учебно-методические средства обучения.
Примечание: Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы по внеурочной деятельности может быть составлен по аналогии с требованиями к образовательной программе дополнительного образования детей. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного детского объединения. Данная структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.
Титульный лист содержит
наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
- название учебного курса внеурочной деятельности (для системы дополнительного образования детей - вида деятельности);
- Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего рабочую программу внеурочной деятельности (для системы дополнительного образования детей - вида деятельности);
- год обучения;
- возраст детей;
- год составления программы.
В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:
- название, вид, уровень и направленность образовательной программы, автор и год утверждения (издания) конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений на текущий учебный год;
- изменения, внесенные в примерную или авторскую программу и их обоснование;
- количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, исследований;
- особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий), а также режим занятий внеурочной деятельности;
Элемент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» представляет собой описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе; качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений; возможные способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся. Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает образовательная программа, на базе которой разрабатывается Рабочая программа.
«Календарно-тематический план» Рабочей программы самый объемный раздел, отражает реализацию образовательной программы в течение учебного года. Для написания календарно-тематического плана Рабочей программы потребуется использовать «Учебно-тематический план» образовательной программы и «Содержание программы». Составляется календарно-тематический план на текущий срок обучения, т.е. на один учебный год.
Как правило, этот структурный элемент программы оформляется в виде таблицы, и мы предлагаем два ее варианта.
Традиционный вариант подходит для тех видов внеурочной деятельности, в которых все обозначенные в образовательной программе учебные темы изучаются последовательно. К этой группе можно отнести внеурочную деятельность изобразительного, декоративно-прикладного, эколого-биологического, культурологического направления и технического творчества.
Календарно-тематический план в первом варианте может быть оформлен следующим образом:
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | ||||||||
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | ||||||||||||
Графы «Теоретические занятия» и «Практические занятия» составляются на основании образовательной программы, на базе которой разрабатывается Рабочая программа, и отражают ход ее изучения в течение данного учебного года. При этом нужно не забыть про каникулы, окончание учебных четвертей, полугодия и учебного года.
В графе «Воспитательная работа» отражается содержание воспитывающей деятельности как необходимой составляющей учебных занятий, т.е. текущая воспитательная работа с детьми.
Раздел «Содержание рабочей программы» включает краткое описание каждой темы учебного занятия согласно нумерации в календарно-тематическом плане (3-4 предложения). Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
Структурный элемент рабочей программы «Средства контроля» включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки освоения обучающимися планируемого содержания.
Раздел «Учебно-методические средства обучения» может включать описание: учебных методических пособий для педагога и обучающихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, оборудование, специальную литературу и т. д.); материалов по индивидуальному сопровождению развития личностных результатов обучающихся10 (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.); материалов по работе с детским коллективом (методики диагностики уровня развития личности, сформированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики).
Учебно-методические средства обучения также включают список основной и дополнительной литературы. В него должна включаться как литература, используемая педагогом для подготовки учебных занятий, так и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога. Может быть составлен отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка). Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ внеурочной деятельности устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.
После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень Рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.
Рабочая программа обновляется ежегодно.
Типы программ внеурочной деятельности:
- комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
- тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности т. п.);
- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня. Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для первого класса — образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2—3 классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса - образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия;
- образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
- возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
- индивидуальные образовательные программы для учащихся.