Волгоградский институт управления

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 37.05.02 «Психология служебной деятельности»

Специализация «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности»

Кафедра психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛЮБВИ И РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ У ПОДРОСТКОВ

по дисциплине «Общий психологический практикум»

Автор работы:

студент группы ПСД-200

очной формы обучения

Казарян Ани Жирайровна

подпись__________________________

Руководитель работы:

ст. преподаватель Елена Валентиновна

Панкратова

Оценка__________________________

Подпись _________________________

« _____ » ____________________ 201_ г.

Волгоград

СОДЕРЖАНИЕ

Введение….………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей представление о любви и романтических отшениях у подростков……………………………………………………….

1.1Психологические особенности детей подросткового возраста…………...

1.2Теория любви Э. Фромма …………….…………….

Выводы по главе 1……..……………………………………………………….

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей аутоагрессии в подростковом возрасте………………………………………………………...

2.1 План и этапы исследования. Описание выборки………………………….

2.2 Обоснование выбранных методик, их описание…………………………..

2.3Анализ результатов исследования.……………

Выводы по главе 2…...………………………………………………….……...

Заключение ….………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………..

Введение

Актуальность исследования. О любви написано множество рассказов и снят не один десяток фильмов. Проблематика любви на протяжении многих столетий интересовала человечество. Тема любви наиболее актуальная во все времена. Меняются люди, мода, времена года, тысячелетия, а тема любви всегда остается актуальной. Любовь является одним из неотъемлемой составляющей жизни каждого человека. Каждый видит и понимает ее по – своему. Каждый по – разному ее чувствует и ощущает. Но именно в подростковом возрасте впервые происходит соприкосновение старших подростков с новой весьма значимой сферой отношений, возникают новые мотивы поведения, ведущие к перестройке социальной ситуации развития в целом. Формирование отношений с противоположным полом выступает как одна из главных возрастных задач развития, стоящих перед старшими подростками. От того, каким образом впервые будет удовлетворена потребность в любви, во многом зависит дальнейшее благополучие в сфере межличностных отношений, развитие и функционирование личности в целом.


Объект исследования:
Предмет исследования: представления о любви у современных подростков.
Цель исследования: выявить особенности представлений о любви у подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Психологические особенности старших подростков

Теория любви Э. Фромма

1.1 Психологические особенности детей подросткового возраста
Существуют различные определения понятия подросткового возраста:
а) Подростковый возраст – это возраст изучения что-либо нового, возраст бурной энергии, активности, желание совершать какие-либо действия.
б) Подростковый возраст, особенно старший(13-15 лет) – это возраст образования нравственных взглядов, нравственных принципов.
в) Подростковый возраст - процесс перехода от детства к взрослости, в котором переплетаются несовместимые направления. Во-первых, для данного периода показательны негативные проявления, негармоничные в образовании личности, сжатие ранее вырабттавшейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. Во-вторых, подростковый возраст отличается и различными положительными факторами: повышается самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. (Д.И. Фельдштейн, 1985).
В подростковом возрасте появляется заинтересованность к своей личности и формируется четкое представление о ней. Анализ своей личности служит как средство, организации взаимоотношений с окружающими. Осуществляется открытие своего внутреннего мира. Единственная воспринимаемая реальность есть внешний мир, куда он распространяет и свою фантазию. Абсолютно осмысливая свои поступки, он еще не понимает собственных психических состояний.
Значительную роль в данном возрасте занимает самооценка; она включает различные сферы жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.
В процессе развития самооценки внимании подростков переносится с внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки.( Рубинштейн С.Л, 1989).
Исследователями были выявлены три уровня развития когнитивного компонента самооценки:
1.Наиболее высокий характеризуется реалистичной самооценкой: преимущественно ориентацией подростков при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличием способности к обобщению ситуации; каузальной атрибуцией за счет внутренних условий; глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений.

2.Среднему уровню характерна непоследовательность проявления реалистичных самооценок: ориентации при формировании самооценки в основном на мнение окружающих; каузальная атрибуции за счет внешний условий; присутствие самооценочных суждений узкого содержания.
3. Низкий уровень отличается неадекватностью самооценки: обоснование эмоциональными предпочтениями; каузальная атрибуция за счет субъективно неуправляемых условий; неглубокое содержание самооценочных суждений.
Важную роль в этом возрасте принимают моральные чувства. Они находят свое действенное выражение в желании хорошо учиться, участвовать в общественной работе. Данному периоду свойственна повышенная эмоциональность. Чем бы ни занимался подросток – читает книгу или смотрит кинофильмы, обсуждает проступок товарища или готовится к школьному вечеру, – деятельность его всегда бывает согрета чувством, причем чувством ярким и сильным. Подросткам характерна повышенная возбудимость. Она объясняет некоторую склонность подростка к аффектации – страстному, резкому и бурному выражению переживаемых чувств: радости, печали, гнева, возмущения. Нередко именно в такой форме подросток реагирует на кажущуюся или действительную несправедливость учителя, родителей, несправедливую оценку, выговор, несправедливое подозрение, а также на грубое и нетактичное обращение с ним, оскорбление его личного достоинства. Большинство подростков склонны к перепадам настроения. Они относительно. часто и быстро переходят от радости к огорчению, от смелости к нерешительности, от удовольствия к неудовольствию. У подростков наблюдается непоколебимость чувств, глубокие переживания.

Вследствие появления чувства взрослости в корне меняется вся социальная ситуация развития, которая определяет все психическое развитие у подростков. Основным в этой новой, появляющейся на основе чувства взрослости ситуации развития, является выработка особой деятельности общения, базисным содержимым которой является другой человек, с которым устанавливаются определенные отношения. В подростковом возрасте вырабатывается стремление к признанию своей личности взрослыми, при недостатке возможностей утвердить себя среди них. В данной ситуации наблюдается потребность в общении со сверстниками, что является проявлением непонятности мира взрослых. Подросток наступившую свою взрослость, он претендует на то, чтобы окружающие поняли, что он уже не ребенок, что он имеет право на известную самостоятельность в своем поведении, действиях, суждениях. Возникает одна из основных проблем – отсутствие желаемой свободы. Вокруг этого зачастую появляется большое количество конфликтов. Одной из причин может послужить изменение формирования осознания собственных прав и обязанностей в наиболее ранних возрастах. Второй причиной является одностороннее понимание родителями процесса взросления как повышения количества обязанностей, а подростками – как потребости предоставления им новых прав. Третья причина – отсутствие в нынешней культуре, для которой свойственна неясность ценностей, неопределенность половых ролей, отчетливо проявленных нормативных условий к обязанностям подростков как будущих взрослых. Кроме того, изменяется подход к запретам. Подростки полагают, что следовать совету родителей – быть маленьким, а нарушать – быть взрослым. Основными свойствами проявления «чувства взрослости» можно рассматривать последующие:
1.Подражание внешним признакам взрослости: курение, игры в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения. Приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживаний.
2. Равнение подростков – мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.д. средством самовоспитания часто становятся занятия спортом.
3.Социальная зрелость.

Она появляется в ситуациях совместной работы подростка и взрослого в различных типах работы, где подросток занимает роль помощника взрослого.
4.Интеллектуальная взрослость. Она проявляется в желании подростка что-то познать и научиться чему-то по-настоящему. Это побуждает формирование познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы.(Ермолаева М.В., 2000).
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте характеризуется следующими особенностями:

подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее(семья, школа), но у него появляются новые ценностные ориентации;
меняется отношение к школе, она становится местом активных взаимоотношений со сверстниками;
с одной сторон, подросток стремится оторваться от детства, стать взрослым и самостоятельным, а с другой – мир детства является для него привлекательным, потому как в нем меньше ответственностей и обязанностей.

У старших подростков (к 14 годам) наблюдается явное снижение интереса подростков к школьному самоуправлению. Данное обстоятельство объясняется тем, что, хотя дети и накопили опыт в этой деятельности, овладели многими навыками и умениями, однако вследствие известной «заорганизованности» такой работы, которая в некоторых школах проходит по типу мероприятий, у части подростков формируется негативное отношение, недостаточно развивается социальная активность.
К 14-15 годам отношение у подростков изменяется отношение к будущему: формируются такие важнейшие новообразования, как психологическая перспектива, внутренняя позиция и способность к целеполаганию. Под психологической перспективой обычно понимается способность сознательно мысленно представить себя в будущем. Внутренняя позиция – это возможность объективно увидеть свое положение, сопоставить с тем, которое хочется занимать, и простроить ступени между сегодня настоящим и будущим. Способность к целеполаганию дает возможность не только объективно увидеть свое положение, но и активно действовать для достижения каких – либо целей в своем будущем. Однако у части подростков сохраняется инфантильное отношение к будущему. Они по-прежнему ждут исполнения желаний без приложения каких-либо собственных усилий[40].
Выделяют собственно подростковые психологические реакции, которые возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:
1. Реакция эмансипации.Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При
неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.
2. Реакция «отрицательной имитации».Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.
3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.
4. Реакция увлечения (хобби-реакция) . Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально – эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов.
5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением(повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.).
Одна из серьезнейших проблем старшего подросткового возраста – одиночество. «Пустота», «изоляция», «скука» - так подростки описывают сове состояние. Когда им кажется, что они отвергнуты, или обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность в собственных силах, они склонны считать, что они одиноки. Подростки только начинают осознавать это чувство, поэтому часто плохо понимают его причины и зачастую глубоко от этого страдают. Испытывают одиночество подростки по ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, приемлемо ли то или иное поведение, как реагировать на различные ситуации. Кто-то имеет заниженное представление о собственной персоне и очень болезненно реагирует на критику в свой адрес. Боясь быть отвергнутыми, такие подростки стараются не совершать ничего, что могло бы привести их в смущение. Кто-то привык никому не доверять и не ждет от окружающих ничего хорошего. Как следствие такие подростки избегают эмоциональных контактов и близости, чтобы никто не мог использовать их в своих интересах. (Райс Ф.,2000). Многие подростки в качестве друга, который может разделить одиночество, выбирают дневник. Некоторые подростки предпринимают различные, иногда не вполне конструктивные попытки избежать одиночество. Другие отказываются от контактов, как бы «запираются» в своем одиночестве. .
Изменения, которые происходят в психике подростка проявляются в том, что меняется не только содержание его социальных связей с окружающими, но и его восприятие характера и форм этих связей с окружающими людьми. Эти изменения получают свое выражение в качествах эмоционального отношения к различным формам общения как со взрослыми, так и со сверстниками, и в характере его эмоциональных реакций на формы этого общения.
Развитие личности в условиях природного и предметного мира происходит через межличностные отношения; в частности, для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным:

умение познакомится с понравившимся человеком;
свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;
ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства;
подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;
подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;
"героем" подростка является активный, целеустремленный, успешный человек;
подросток склонен к мечтанию и фантазированию;
группе подростков свойственно возникновение кодексов;
подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает:

чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способностей;
крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;
внимательность порой уживаться с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показанной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми нормами и правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.

Существенное место в жизни старшего подростка занимают представления о любви. Традиционно считается, что для них особую значимость имеют сексуальные аспекты любви, широко освещаемые в средствах массовой информации, и в этом они отличаются от подростков других возрастов. Впрочем, несмотря на реальную активность СМИ в этом вопросе, это не так. Для начала основной потребностью является привлечение внимания лиц противоположного пола. Нередко они сами твердят, «хочется, чтобы на меня обращали внимание». Позднее возникает сексуальные действия, связанное с сексуальным влечением. Однако, даже поцелуи становятся возможными только с тем, партнером к которому испытывают симпатию. Непосредственно в данный период совершается развитие половой идентичности, то есть формируется главная структура его индивидуального полового поведения. Любовь может рассматриваться подростками как переживание, наполненное различными эмоциями и чувствами. Так же феномен любви вызывает у подростков положительные эмоции, впрочем часто появляютcя двойственные переживания, что в большинстве случаев связано с отличительными чертами подросткового возраста. Негативные эмоции фактически отсутствуют. Любовь для современных подростков может иметь отношение с такими понятиями, как понимание, уважение, самопожертвование. Огромную роль у подростков играют эмоциональные отношения, например, такие как: привязанность и доверие. Феномен любви способен соотносится и с конкретным поведением, то есть ухаживанием, дружбой или сексуальными отношениями. При этом любовь многих нынешних подростков не анализируется как исключительно сексуальные отношения, хотя их наличие допускается. Наблюдается тенденция к развитию специфических личностно-значимых представлений: любовь соотносится со смыслом жизни, трактуется как преобразующая сила. Ожидание любви, неосознаваемая готовность к переживанию влюбленности считается той почвой, которая рождает смутные порывы и мечты о счастье. Проявления любви в подростковом возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы – любви. Значительную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы образцом выбора и критерием его оценки. Согласно первой гипотезе, идеальный образ любимого предшествует выбору реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. Идеальный образ любимого большей частью весьма расплывчат и содержит много нереальных, завышенных или несуществующих требований, тогда как некоторые очень важные качества сплошь и рядом не осознаются, их значение проясняется лишь в практическом опыте брака. Вторая гипотеза выводит «романтические ценности» из бессознательной идеализации предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле. Третья гипотеза, в противоположность первой, утверждает, что не идеальные образы определяют выбор любимого, а наоборот, свойства реального, уже выбранного объекта обуславливают содержание идеала.
Таким образом, подростковый возраст является тем временем, когда возникают трудности в отношении со взрослыми; происходят поиски того друга, который сможет «понять»; подростки начинают вести дневник с целью избегания одиночества. Происходит период преобразования в самых различных сферах психики. Подростковый возраст относится к числу наиболее критичных периодов онтогенеза.

Теория любви Э. Фромма

Согласно Э. Фромму, люди отделены из первоначальной целостности с природой, что свойственно для животного существования. Владея в одно и то же время способностью мыслить и воображением, он понимает свое одиночество и отдаленность, свое бессилие и незнание, случайность своего рождения. Потребность целостности с другими живыми существами, связанности с ними — насущнейшая необходимость , от ее осуществления зависит психическое здоровье человека.

Фромм таким образом устанавливает главную проблему существования человека: «Надобность обнаруживать всегда новые постановления противоречий собственного существования, находить все новые, наиболее высокие формы целостности с природой, самим собой и ближним служит источником всех психических сил, которые движут человеком, всех его страстей, аффектов и тревог» .

Единственное влечение , которое удовлетворяет потребность человека в его единстве с окружающим и получении при этом чувства целостности и индивидуальности, это — любовь. «Любовь — целостность с кем-то или чем-то за пределами себя самого при условии сохранения отчужденности и цельности собственного Я».
Важную роль играет качество любви, а не объект. «Любовь — в переживании людской совместимости с ближними, она — в эротической любви мужчины и женщины, в любви матери к ребенку, а также в любви к самому себе как человеческому существу; она в тайном переживании целостности». Фромм считает , что в акте любви человек един со всем сущим, и в тоже время сам, — уникальное, отдельное, ограниченное, смертное человеческое существо. Любовь составляет один из аспектов того, что Фромм именует результативной ориентацией: это интенсивная и творческая взаимосвязь человека со своим ближним, с самим собой и окружающим миром. Результативная любовь в большинстве случаев содержит в себе совокупность отношений: отношений заботы, ответственности, уважения и познания.

Автор акцентирует внимание , что люди не считают любовь чем-то необходимым. Это менее важно, чем престижная работа, высокий заработок, материальное благополучие. Но не смотря на все вышесказанное общество нуждается в любви. Люди маловероятно когда-нибудь действительно размышляли над местом любви в жизни. Многие считают , что главной проблемой является то, как быть любимым или же как вызвать любовь. Большинство людей понимает под выражением «вызывать любовь» смесь популярности и сексуальной привлекательности.

По мнению Э. Фромма, под любовью подразумевается зрелый ответ на экзистенциальный вопрос. Противопоставить этому можно незрелые формы любви, которые он именует совместным союзом. При психологическом совместном союзе имеется психологическая привязанность, при этом человек перекладывает ответственность за свою жизнь на другого человека, владеющего наболее сильным характером, волей, позволяет ему управлять своей жизнью, целиком подчиняется ему. В отличие от симбиотического союза, зрелая любовь — это союз, условием которого является сохранение целостности и индивидуальности партнеров. Заявляя что любовь как активность, выдающийся психолог понимает под этим действие, путем затраты энергии приводящее к изменению ситуации.

Если рассматривать в общем виде, по Э. Фромму, то можно характеризовать любовь как нечто дающее, в не берущее начало. Он вкладывает в это определение очень большой смысл. Люди, в основном ориентированные на несозидательную деятельность, считают, что, отдавая, они беднеют. Для человека созидающего акт отдачи имеет совсем другой смысл. Это высшее проявление силы. Отдавая другим, человек ощущает собственную силу, богатство, власть. В любви человек отдает другому часть себя, часть своей жизни. Отдавая, он невольно оживляет что-то в другом человеке, и, отраженное, оно возвращается к нему обратно.

Э. Фромм понимает любовь как активное проникновение в другого человека, при котором желание познать смягчено единением. Познать можно путем переживания слияния, а не посредством мышления. Кроме универсальной, экзистенциальной потребности в единении он выделяет еще и более частную: стремление к союзу между мужчиной и женщиной. Поляризация полов заставляет человека искать совершенно особого единения с другим полом. Мужчины и женщины несут в себе и принимающее, и проникающее начало, материю и дух. Мужчина — и женщина — приходят к согласию с собой только через единение своего женского и мужского начала.

«Любовь — это не столько взаимоотношение с определённым человеком, сколько прежде всего отношение, ориентация личности, характеризующая связь человека с миром в целом
, а не с одним «объектом» любви». Любовь к одному человеку и равнодушие ко всем остальным это не любовь, а симбиотическая привязанность или расширенный эгоизм. Тем не менее многие считают, что любовь состоит именно в наличии
объекта, а не в способности любить. С точки зрения Э. Фромма, если человек действительно любит кого-то, то он любит всех, весь мир.

Наши рекомендации