Ix. правила библиографического описания
Последний раздел работы - «Список использованной литературы». Именно такое название рекомендуется для использования при оформлении списка цитируемой литературы. В нем приводятся все источники, которые использовались при написании работы. При этом обязательно на все из них должны быть ссылки в тексте (по крайней мере, один раз). Принято считать, что в курсовой работе необходимо использовать не менее 25 различных источников. Наряду с этим, рекомендуется ссылаться приблизительно на 30 источников литературы.
Источники в списке литературы располагают по алфавиту. Существуют четкие правила библиографического описания для разных видов источников, таких как: монографии (книги, написанные одним автором по одной проблеме); коллективные монографии (книги, написанные коллективом авторов по одной проблеме); сборники статей (книги, составленные из статей нескольких авторов); статьи одного автора или группы авторов в сборниках статей; статьи в энциклопедии или словаре; статьи одного автора или группы авторов в журналах; тезисы докладов одного автора или группы авторов в сборниках материалов конференции; сборники статей или журналы (только в случае необходимости ссылки на весь сборник или журнал в тексте работы); дипломные или курсовые работы, выполненные другими студентами; публикации в Интернете. Правила библиографического описания для каждого из этих видов публикаций включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:
- сведения об авторах;
- заглавие;
- сведения об издании;
- выходные данные;
- количественные характеристики.
Сведения об авторах - этоих фамилии, написанные полностью, без сокращений, и инициалы, которые располагаются после фамилии. Далее пишется полностью (без сокращений) точное заглавие книги, без кавычек.
Сведения об издании отделяются от основных сведений об авторах и заглавии точкой и тире. Они включают в себя информацию о том, какое по порядку издание (если первое, то этот элемент описания опускается), является ли книга переводом с иностранного языка (с какого), а также сведения о составителях, редакторах, издающей организации и др., которые отделяются от предшествующих данных косой чертой «/».
При оформлении списка литературы уделяется внимание как правильному библиографическому описанию источников, так и точностиих выходных данных. Оформление списка использованной литературы осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.11-2011.
В этом разделе отражаются источники использованной специальной литературы: монографии, статьи в периодических изданиях, в сборниках научных трудов, учебники и учебные пособия и т.д. Все они располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов или, если автор не указан, по названию работы. В списке литературы приводятся полные данные о работе: фамилия и инициалы автора, название работы, место издания и наименование издательства, год опубликования, общее количество страниц; если статья опубликована в сборнике или журнале, то после ее названия указывается наименование сборника или журнала, год его издания, номер и указывается диапазон страниц. При ссылке на сайт в Интернете в списке источников указывается автор, название материала и его Интернет-адрес. Список использованной литературы должен включать не менее 50 наименований.
Примеры оформления записей в списке использованной литературы
Книга одного автора
Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 740 с.
Книга двух и трех авторов
Борозда, И. В. Лечение сочетанных повреждений таза / И. В. Борозда, Н. И. Воронин, А. В. Бушманов. – Владивосток : Дальнаука, 2009. – 195 с.
Книга четырех и более авторов
Маркетинговые исследования в строительстве : учебное пособие для студентов специальности «Менеджмент организаций» / О. В. Михненков, И. З. Коготкова, Е. В. Генкин, Г. Я. Сороко. – М. : Государственный университет управления, 2005. – 59 с.
Словарь
Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.
Энциклопедия
Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. ; гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая российская энциклопедия, 1999. – Т. 2. – 670 с.
Диссертация
Югова, Е. А. Педагогические условия деятельности образовательных учреждений по профилактике аддиктивного поведения учащихся : дис. … канд. пед. наук :13.00.01 : защищена 22.01.02 : утв. 15.07.02 / Югова Елена Анатольевна. – Екатеринбург, 2001.– 181 c.
Статья в газете
Кригер, И. Бумага терпит / И. Кригер // Новая газета. – 2009. – 1 июля.
Статья в журнале
Берестова, Т. Ф. Поисковые инструменты библиотеки / Т. Ф. Берестова // Библиография. – 2006. – №6. – С.19.
Книга на иностранном языке
Miller, W. Addictive behaviours: treatment of alchoholism, drug abuse, smoking and obesity / W. Miller. – Oxford etc: Pergamon Press, 1984. – 353 p.
Статья на иностранном языке
Alexander, R. A. Cube popular in all circles / R. A. Alexander // New York Times. – 1981. – 21 July. – P. 6.
Электронные ресурсы
Насырова, Г. А. Модели государственного регулирования страховой деятельности [Электронный ресурс] / Г. А. Насырова // Вестник Финансовой академии. – 2003. – № 4. – Режим доступа : http://vestnik.fa.ru/4(28)2003/4.html.
При оформлении списка литературы важно уделить особое внимание как правильному библиографическому описанию источников, так и точностиих выходных данных.
Списком использованной литературы завершается текст работы. Этот список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельную творческую работу учащегося.
X. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
После того, как студент доработал черновой вариант работы с учетом замечаний научного руководителя, он оформляет окончательный вариант по всем требованиям и сдает на кафедру педагогической психологии и педагогики. Регистрацию сданных работ ведет менеджер кафедры. Сдача работы должна произойти в соответствии со сроками, отмеченными в плане работы над курсовым сочинением, но не позже сроков, установленных решением кафедры (1 мая).
Научный руководитель проверяет окончательный вариант работы и составляет рецензию с указанием на актуальность темы, достижение поставленной цели и задач, использование эмпирического и библиографического материала, достоинства и недостатки работы.
Защита курсовых работ происходит по графику, утвержденному на заседании кафедры. Студент должен ознакомиться с замечаниями, изложенными в рецензии, и подготовить на них ответы.
Необходимо иметь в виду, что защита курсовой работы происходит публично, то есть в присутствии не только преподавателей кафедры, но и других студентов, защищающихся в этот день.
Подготовка к защите в целом начинается студентом не за три дня до защиты и не в ночное время суток, предшествующее дню защиты, а заранее. Следует еще раз осмыслить всю тематику работы и подготовить выступление. К подготовке текста выступления нужно отнестись со всей серьезностью и большой ответственностью, так как от его содержания, логической последовательности изложения хода и результатов исследования зависят стройность, четкость, убедительность устного монолога, что, в свою очередь, благоприятствует обсуждению и оценке работы. Текст выступления официально на кафедру не представляется, однако рекомендуется согласовать его с научным руководителем. В тексте выступления нужно кратко, сжато изложить основные идеи, выводы курсового сочинения, показана актуальность, научная (при необходимости – практическая) значимость работы, структура работы, основные положения содержания. В устном сообщении не должно быть пространных рассуждений, развернутых доказательств, примеров, ссылок, сносок, цифровых перечислений, то есть всего того, что плохо воспринимается на слух и в достаточной степени отражено в тексте курсового сочинения.
Можно порекомендовать следующую схему выступления:
1. Обоснование темы и определение актуальности исследования;
2. Цель и задачи работы;
3. Научная и (при наличии) практическая ценность темы исследования;
4. Структура, объем работы;
5. Содержание основных результатов работы с описанием самых главных выводов;
6. Проблемы научного и практического характера, возможные пути их разрешения, предложений и рекомендаций (при их наличии).
Текст устного выступления можно оформить в виде реферата, которым разрешается пользоваться в процессе защиты.
Следует иметь в виду, что реферат выступления не должен рассматриваться как механическое «сжатие» текста работы. В то же время правильно построенные и написанные введение и заключение могут максимально облегчить задачу составления текста выступления.
Устное выступление должно соответствовать курсовому сочинению, то есть быть предельно сжатым, концентрированным отражением его содержания во всей полноте и не содержать информации, которая отсутствует в основном тексте. Если в процессе подготовки текста вступительной речи появятся новые идеи, выводы, догадки, оценки (что вполне естественно на стадии обобщающего осмысливания результатов исследования), то они могут быть высказаны в качестве пожеланий для дальнейшего изучения темы, как гипотезы, требующие новых доказательств.
При подготовке к защите также следует продумать, какие вопросы могут быть заданы присутствующими в связи с тематикой работы. Автору как никому другому должны быть известны сильные и слабые стороны курсового сочинения. Если какая-то проблематика освещена по объему несколько уже, чем она того требует, рекомендуем при подготовке к защите почитать специальную литературу.
Студент должен явиться на защиту в установленный срок и иметь при себе зачетную книжку, а также материалы по выступлению. Курсовая работа во время защиты должна находиться у членов комиссии, поэтому рекомендуем студентам делать копии своей работы, чтобы пользоваться ими во время защиты.
Защиты курсовых работ проводятся комиссионно. Состав комиссии по защите курсовых работ (в количестве трех преподавателей кафедры педагогической психологии и педагогики) утверждается на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.
Вступительная речь обычно читается по тексту, но она должна быть рассчитана на живое восприятие слушателей – как по дикции, так и по темпу устного монолога. Не рекомендуется зачитывать текст выступления, т. к. это может оказать отрицательное впечатление на слушающих. Необходимо показать свободное владение материалом темы.
По окончании вступительной речи студенту могут быть заданы вопросы, на которые можно ответить сразу или после оглашения рецензии научного руководителя. Вопросы могут быть заданы членами комиссии по защите, а также присутствующими студентами. Вопросы и замечания нужно записать без искажений, ответить на них по существу, кратко, убедительно, аргументировано и доброжелательно.
Для вступительной речи студенту дается 5 минут. Ответы на вопросы и объяснения по поводу замечаний, изложенных научным руководителем в рецензии, временем не регламентируются, однако, защищающийся должен знать, что затягивать ответы не в его интересах, ибо это создает впечатление недостаточности в овладении материалами исследования, неуверенности в знаниях по изученной теме. Четкость, ясность, простота ответов обнаруживают умение ориентироваться в вопросах темы и знание предмета.
В ходе защиты может завязаться дискуссия по проблематике темы. В этом случае допускается выступление неофициальных оппонентов из числа присутствующих студентов.
По окончании ответов на вопросы студенту может быть представлено заключительное слово, которое обычно используется для окончательных выводов по результатам дискуссии, для уточнения или подтверждения своей позиции.
Оценка складывается из качества самой работы (ее текста и оформления), выступления, ответов на защите.
XI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Специальная литература:
1. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 208 с.
2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.
3. Бордовская, Н. В. Системная методология педагогических исследований / Н. В. Бордовская // Методологические ориентиры педагогических исследований / Н. В. Бордовская. – СПб.: Изд-во СПб. университета, 2004. – 317 с.
4. Ващенко, Е. Д. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Е. Д. Ващенко. – 6-е изд., испр. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 349 с.
5. Габай, Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Т. В. Габай. – М. : Академия, 2008. – 240 с.
6. Ганенко, А. П. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД) : учебник для нач. проф. образования / А. П. Ганенко, М. И. Лапсарь. – 6-е изд., стер. – М. : ИЦ «Академия», 2010. – 336 с.
7. Голодаева, В. С. Рекомендации по оформлению диссертаций, дипломных и курсовых работ / В. С. Голодавева. – М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 22 с.
8. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н. И. Гуткина.- М. : НПО «Образование», 1996. – 184 с.
9. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учеб. пособие для вузов / В. В. Давыдов. – М. : Академия, 2004. – 288 с.
10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд. – М. : Логос, 2003. – 384 с.
11. Климов, Е. А. Педагогический труд. Психологические составляющие: учеб. пособие / Е. А. Климов. – М. : Изд-во МГУ : Академия, 2004. – 240 с.
12. Макарова, И. В. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности/ И. В. Макарова, Ю. Г. Крылова. – Самара: БАХРАХ-М, 2004. – 288 с.
13. Немов, Р. С. Психология : учебник : в 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. – 2008. – 640 с.
14. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак-тов ун-тов / Р. В. Овчарова. – М.: Академия, 2003. – 448 с.
15. Педагогическая психология : учебник для бакалавров / Б. Б. Айсмонтас [и др.] ; Московский городской психолого-педагогический университет ; под ред. В.А. Гуружапова. – М. : Изд-во Юрайт, 2013. – 493 с.
16. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. В.И. Максимова; А.В. Голубевой. – М. : Изд-во Юрайт : Юрайт-Издат, 2011. – 358с.
17. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 544с.
18. Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М. : ИЦ "Академия", 2002. – 192с.
19. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.А. Якунин. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349с.
Приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ