ВКР теоретического характера.

Не имеет практической части. В теоретической части даются: история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике посредством глубокого сравнительного анализа литературы.

ВКР проектного характера.

Содержанием является разработка изделия или продукта творческой деятельности. По структуре, данная ВКР состоит из пояснительной записки, практической части и списка литературы. В пояснительной записке дается теоретическое, а в необходимых случаях расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов творческой деятельности. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности и темы ВКР. Объем пояснительной записки должен составлять от 10 до 15 страниц печатного текста. В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности представляются в виде готовых изделий, чертежей, схем, графиков, диаграмм и т.д. Практическая часть может быть представлена в виде демонстрации моделей.

Формулировка 2 главы должны отражать проблему, которая решается в ходе написания ВКР. Также во 2 главу можно включать описание различных методов, приемов и т.д. используемых студентом в практической деятельности, практические рекомендации для родителей, учителей, студентов и проч.

Методы исследования

Важными методами исследования, используемыми при выполнении выпускных квалификационных работ, являются: изучение литературных источников (методических, лингвистических, психологических, педагогических, юридических), наблюдения и самонаблюдения, эксперимент, изучение опыта, беседы, анкетирование, интервьюирование, математические методы обработки количественных результатов.

Выбор методов исследования определяется особенностями темы, конкретными условиями. Продуктивным считается комплексное использование ряда методов.

Работа обычно начинается с подбора и первичного ознакомления с необходимой литературой. Студенты составляют библиографию по заданной проблеме; изучают монографическую и периодическую литературу и другие источники.

В первую очередь отбираются нормативные документы по проблеме (постановления, методические письма Министерства образования и др). Затем выявляются материалы, в которых отражаются результаты проведенных специальных исследований, излагаются теоретические основы изучаемого вопроса, опубликованные в монографической литературе и периодических изданиях (Ученых записках, сборниках статей материалах научных, конференций, журнальных и газетных статьях).

Руководствуясь составленным списком, студент приступает к изучению литературы. Начальный этап работы с литературными источниками - общее знакомство с содержанием книг и статей по теме. Нецелесообразно начинать с детального изучения отдельных источников. Первоначально, с целью оценки современного состояния исследуемой проблемы, надо лишь в общих чертах ознакомиться с содержанием основных литературных источников. Целесообразно начать со знакомства с работами более общего характера, а затем перейти к источникам, в которых освещаются частные проблемы (хоть иногда возможен и иной путь).

С помощью руководителя студент определяет последовательность изучения литературы. При повторном чтении выделяются главная мысль и основные положения, выдвигаемые автором книги, статьи, производится их анализ и осмысливание.

При повторном чтении следует вести записи прочитанного, обязательными требованиями к которым являются определенная система и краткость, облегчающие их использование.

Иногда используются дословные выдержки из подлинного текста (цитаты). Такие выдержки бывают, полезны для ссылок на высказывания авторитетных лиц (известных ученых) при необходимости обоснования и подкрепления своих собственных суждений или для критики содержащихся в литературных источниках положений. Цитаты берутся в кавычки и сопровождаются ссылками на источник; пропуски и незаконченные фразы в тексте цитаты, допускаемые в целях ее сокращения (без искажения смысла), заменяются тремя точками.

Наблюдение заключается в целенаправленном восприятии фактов, процессов или, явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств наблюдателя, или косвенным, основанным на информации, полученной от различных средств наблюдения.

По времени проведения наблюдения могут быть непрерывные и дискретные, по объему - широкие и узкоспециальные, по типу связи наблюдателя и наблюдаемых - не включенные и включенные.

При не включенном (открытом) наблюдении позиция исследователя бывает открытой, наблюдаемые осознают присутствие наблюдателя, и это может в известной степени искажать естественный ход наблюдаемого процесса и снижать объективность научного наблюдения.

Более эффективным является включенное (скрытое) наблюдение, когда деятельность наблюдаемых проходит, в естественных условиях, а исследователь выступает в качестве участника этой деятельности ее руководителя.

Наряду с наблюдением при подготовке дипломной работы используется метод опроса, который может быть представлен в устной форме (беседы и интервью)и виде письменного и анкетного опроса.

Особенности анкетного опроса: возможность охвата большого количества опрашиваемых лиц, строгий отбор вопросов, одинаковых для всех. отсутствие необходимости личного контакта, возможность широкого применения математических методов обработки результатов.

Обе формы опроса (устный и письменный) характеризуются выражением субъективных мнений и оценок опрашиваемых. Важно обеспечить репрезентативность полученных выводов, которая позволит считать полученную информацию достаточной. Метод опроса не является универсальным, он служит для сбора первичного материала и нуждается в проверке и подтверждении другими методами.

В педагогических исследованиях важное место занимает метод изучения и обобщения педагогического опыта, так как в этом опыте проявляются объективно действующие педагогические закономерности. В передовом педагогическом опыте различаются два направления: педагогическое мастерство и педагогическое новаторство (М.Н.Скаткин). Сущность первого состоит в умелом, рациональном и комплексном внедрении в практику воспитания и обучения достижений и рекомендаций методической науки. Новаторство предполагает у учителя, воспитателя собственные находки, новые эффективные приемы, методы и формы в учебно-воспитательной работе. Поэтому наиболее интересным и полезным является изучение педагогического новаторства.

Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем, чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации. Это важнейший метод педагогического исследования. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в различные стороны объекта изучения и представляет собой научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследователем условиях. Различают - два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент связан с созданием искусственных условий и необычной обстановки, так как проводится в условиях лаборатории. Поэтому лабораторный эксперимент имеет сравнительно, ограниченное применение в педагогических исследованиях.

Естественный эксперимент проводится в обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной аппаратуры. В условиях школы эксперимент проводится обычно учителем в процессе учебных занятий или внеклассной работы, причем учащиеся не знают о том, что они служат объектом экспериментирования.

Педагогический эксперимент - это комплексный метод исследования, сочетающий в себе метод наблюдения, устного и письменного опроса, изучения и обобщения передового педагогического опыта и др. Эти составляющие педагогический эксперимент методы на первом этапе исследования позволяют выявить начальное состояние темы, а затем объективно и доказательно проверить правильность выдвинутых предположений.

В зависимости от назначения эксперимента некоторые авторы (Р.И. Загвязинский) различают следующие его виды констатирующий, уточняющий, дублирующий и др.

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и имеет целью выяснение состояния на практике изучаемого явления. Констатирующий эксперимент может включать различные Методы, например: наблюдение уроков, беседы с учителем и учащимися, анкетирование, изучение письменных и работ школьников, планов уроков и т. п.

Формирующий эксперимент играет основную роль в педагогическом исследовании. Он организуется предварительного изучения состояния проблемы результатов констатирующего эксперимента. Поэтому правомерно рассматривать констатирующий и формирующий эксперименты как последовательные этапы единого эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь проводит коррекцию выдвинутой гипотезы и организует проверку ее. вводя новые условия и изучая влияние этих условий на повышение эффективности обучения или воспитания.

Работа проводится с достаточно большим количеством учащихся сразу в нескольких экспериментальных и контрольных классах (группах). При этом новое условие вводится в экспериментальных классах или группах, а в контрольных работа идет по традиционной методике.

Педагогический эксперимент в сочетании с другими методами исследования - наблюдением, беседой, анкетированием, интервьюированием, изучением литературных источников, передового опыта и др. - обогащает автора выпускной квалификационной работы содержательным фактическим материалом.

Полученные в результате эксперимента факты необходимо глубоко проанализировать. Подготовкой к анализу служит систематизация полученного фактического материала и его обработка.

Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Данный метод является наиболее популярным для курсовых и дипломных работ. Так может использоваться: сравнительно-правовой анализ (например, сравниваются правовые системы России и Франции), статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период) и т.д.

Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особое значение имеет в описательных науках: геологии, географии, некоторых разделах биологии).

Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов.

Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Интервьюирование – форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.

Оформление ВКР

ТекстВКР должен быть представлен в виде распечатки с ПК. Объем работы, как правило, составляет 35-50 листов (без учета приложений).

Для набора текста используется программа Microsoft Word или OpenOffice.org Writer. Текст печатается шрифтом «Times New Roman»: размер шрифта - 14, междустрочный интервал - 1,5 с соблюдением размера полей: левое – 3 см, правое — 1 см, верхнее и нижнее – по 2 см; при наборе таблиц размер шрифта меняется на 12. Абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание по ширине.

Насыщенность букв и знаков в строке должна быть ровной и однотипной. Примесь частично напечатанных отдельных букв, цифр, слов, вписанных от руки, не допускается.

Таблицы, рисунки, чертежи, схемы и графики, как в тексте, так и в приложении, выполняются на стандартных листах или представляют в виде ксерокопий на белой бумаге такого же размера. Фотографии могут быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Текст работы вкладывается в плотную папку с файлами. На CD-диск записывается электронная версия работы (три файла: тит.лист, диплом, приложения). Диск также вкладывается в папку, в отдельный файл в конце работы). В начале папки нужно оставить три пустых файла для отзыва, рецензии, задания на ВКР.

Оформление титульного листа. Титульным листом называется начальный лист ВКР. Он не нумеруется, однако считается первой страницей. Оформление титульного листа дается в Приложении 2. Текст титульного листа имеет размер шрифта 14 пт, слова «Выпускная квалификационная работа» - 24-26 пт, тема ВКР – 18-20 пт.

Оглавление (содержание) включает в себя перечень заголовков и подзаголовков разделов работы. Его помещают в начало работы после титульного листа. Следует помнить, что лист также не нумеруется, но считается второй страницей работы.

Заголовки и подзаголовки содержания должны точно повторять заголовки и подзаголовки в тексте. Сокращать заголовки или давать их в тексте в другой редакции нельзя. Заголовки первой ступени следует располагать по одной вертикали, заголовки второй ступени - по другой, сместив их на три знака вправо по отношению к заголовкам первой ступени. Против каждого заголовка ставится номер страницы, на которой он расположен в тексте. Желательно использовать автособираемое оглавление (Приложение 3).

Следует помнить, что введение, выводы, список литературы в оглавлении нумеруются, приложения не нумеруются.

Все страницы, включая страницы с рисунками и таблицами, имеют сквозную нумерацию. Номер страницы печатается посередине без дополнительных обозначений (скобок, тире), пример: 10.

Главы являются основным делением квалификационной работы и нумеруются римскими цифрами (I, II). Параграфы (части) нумеруются двумя цифрами. При этом первой цифрой обозначают номер главы, далее через точку номер параграфа арабской цифрой, затем ставится точка и после нее название параграфа (I.1., II.2.) .

При выделении внутри параграфов более мелких подразделений (подпараграфов), их нумеруют, добавляя через точку номер подпараграфа, также арабской цифрой (I.1.2., II.2.1.).

В конце заголовков глав, параграфов, подпараграфов точки не ставятся.

Все заголовки должны быть выделены жирным шрифтом. Заголовок главы печатается 16 шрифтом, выравнивание по центру, параграфа и подпараграфа — 14 шрифтом, выравнивание по ширине. Для заголовков может быть использован шрифт «Arial».

Расстояние между заголовком главы и параграфа или последующим текстом должен составлять два полуторных интервала. Расстояние между параграфом, подпарграфом и последующим текстом, если они расположены на одной странице, должен составлять один полуторны й интервал.

Каждая глава начинается с новой страницы. Переносы в заголовках не допускаются.

Пример.

Наши рекомендации