ВКР опытно- исследовательского характера.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по написанию выпускных квалификационных работ

для специальностей: 44.02.01 Дошкольное образование

49.02.01 Физическая культура

44.02.02 Преподавание в начальных классах

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Жирновск 2017

Печатается по решению методического совета

ГБПОУ «Жирновский педагогический колледж»

Протокол № 3 от 25.01.2017г.

Составитель — методист Стоицкая Н.Г.

Редактор: зам. директора по УР Устилкина С.И.;

Методические рекомендации по написанию выпускных квалификационных работ/ сост. Н.Г.Стоицкая. - Жирновск, педагогический колледж, 2017. - 45 с.

Освещены требования к темам, структуре и оформлению выпускных квалификационных работ, представлен методологический аппарат научного исследования, примерная тематика ВКР, рекомендации по подготовке к предзащите и защите ВКР, рекомендации к оформлению презентаций.

© Составитель Стоицкая Н.Г. 2017.

© Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Жирновский педагогический колледж»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. Критерии оценки ВКР. 5

2. Рекомендации к выбору и формулировке тем ВКР. 6

3. Требования к структуре ВКР. 8

4. Виды ВКР и особенности практической части: 14

5. Методы исследования. 15

6. Оформление ВКР. 21

7. Фразы.. 30

8. Предзащита и защита выпускной квалификационной работы 31

9. Методические рекомендации к оформлению презентаций на защиту ВКР 33

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) СПО.

Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации и закреплению сформированных у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

ВКР выполняется на заключительном - этапе обучения студентов в педагогическом колледже и обеспечивает углубление и расширение теоретических знаний и практических умений в области определенной проблемы; систематизацию теоретических и практических знаний по методике, применение этих знаний при решении конкретных профессиональных задач; развитие навыков самостоятельной работы; расширение познавательных интересов: овладение методикой научных исследований, приобщение к творческой деятельности; формирование навыков изучения и обобщения передового педагогического опыта, литературного оформления результатов выполненной работы.

Защита ВКР проводится с целью определения сформированности общих и профессиональных компетенций, качества освоения всех видов профессиональной деятельности по ППССЗ СПО и подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Сроки выполнения ВКР устанавливаются соответствующими учебными планами.

Для подготовки выпускной квалификационной работы обучающемуся приказом директора назначается руководитель, а при необходимости, консультант.

Выпускные квалификационные работы подлежат рецензированию. Рецензентами могут быть сотрудники базовых предприятий, практические работники предприятий, организаций. Также рецензентами могут быть преподаватели колледжа, которые утверждаются соответствующим приказом.

Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», и объявляются в день их проведения после оформления протокола заседания Государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК). Государственная экзаменационная комиссия принимает решение на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, при обязательном присутствии председателя или заместителя председателя ГЭК. При равном числе голосов председатель (заместитель председателя) обладает правом решающего голоса.

По завершении работы ГЭК выпускные квалификационные работы выпускников сдаются на архивное хранение (срок хранения – 5 лет).

Критерии оценки ВКР

Оценка "ОТЛИЧНО" выставляется за работу, в которой:

- всесторонне обоснована актуальность выбранной темы;

- разработан всесторонний план изложения;

- в теоретической части работы дан всесторонний анализ изученной литературы по теме исследования. Анализ отличается критичностью, самостоятельностью, умением оценивать разные подходы и точки зрения; студент смог показать собственную позицию по отношению к изучаемой проблеме;

- дан критический анализ изучения педагогического опыта по теме исследования, указаны его сильные и слабые стороны;

- на основе теоретического анализа сформулированы гипотеза, цели, конкретные задачи и методы исследования;

- всесторонне освещена экспериментальная или исследовательская работа. Дан качественный и количественный анализ полученных результатов. Установлены связи причинно-следственные между полученными данными;

- изложение исследовательской работы иллюстрируется таблицами, схемами, графиками;

- в заключение сформулированы развернутые самостоятельные выводы по работе, обоснованы конкретные педагогические рекомендации, определены направления дальнейшего изучения проблемы;

- работа оформлена грамотно /орфография, стиль изложения/.

Оценка "ХОРОШО" выставляется за работу, в которой соблюдаются все вышеперечисленные требования к работе с оценкой "ОТЛИЧНО". Но возможно, оценка снижается до уровня "ХОРОШО", если студент в теоретической части не может дать критического анализа изученной литературы; недостаточно аргументирует отдельные стороны изучаемой проблемы.

Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" выставляется за работу, когда теоретический анализ и опыт работы представлены описательно.

Рекомендации к выбору и формулировке тем ВКР

Тематика выпускной квалификационной работы разрабатывается преподавателями колледжа, рассматривается на заседаниях П(Ц)К, утверждается приказом директора.

Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей (в содержании дипломной работы должно быть отражено не менее 3 МДК одного модуля).

Тема выпускной квалификационной работы может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности.

Темы выпускной квалификационной работы должны отражать современный уровень развития образования, культуры, науки, юриспруденции и соответствовать заказу работодателей. По выбранному направлению исследования руководитель выпускной квалификационной работы совместно со студентом разрабатывает и заполняет Задание на ВКР (календарный план выполнения (Приложение 1).

Необходимо, чтобы в теме была ясно обозначена проблема, освещаемая в работе.

Формулировка темы должны начинаться с отглагольного существительного и отражать рассматриваемую проблему (для чего?).

Примеры отглагольных существительных:

Формирование

Использование

Воспитание

Применение

Развитие

Повышение

Изучение и т.д.

Также возможна формулировка с использованием «…в условиях реализации ФГОС…»

Примеры формулировок тем:

1. Осуществление проектной деятельности в ДОУ как средство формирования ключевых компетентностей в дошкольном детстве.

2. Проведение нетрадиционных уроков в начальных классах как способ развития познавательных интересов младших школьников.

3. Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство повышения познавательной деятельности учащихся.

4. Формирование мотивации учения младших школьников как средство повышения успешности обучения при переходе в среднее звено.

5. Организация проектной деятельности младших школьников как средство формирования ключевых компетенции.

6. Организация и проведение дидактических игр как средство развития познавательной деятельности учащихся начальных классов.

7. Влияние подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.

8. Формирование игровых предпочтений современных дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

9. Использование игр и упражнений на основе алгоритмов как средства умственного развития старших дошкольников.

10. Использование различных форм работы воспитателя с родителями как средство их педагогического просвещения

11. Формирование пенсионного права в системе права социального обеспечения в целях реализации социальных гарантий.

12. Формирование пределов вмешательства в личную жизнь в процессе профессиональной деятельности юриста для защиты конституционных прав граждан.

13. Влияние конфликтов на профессиональную деятельность юриста и способы выхода из них для более эффективной защиты прав.

14. Применение основных методов и принципов социальной работы для адаптации отдельных категорий граждан.

15. Использование специальных упражнений как средство воспитания силы и силовых способностей у юношей 14-15 лет.

16. Влияние физической культуры на детей старшего школьного возраста как средство формирования здорового образа жизни.

17. Использование метода круговой тренировки на уроках физической культуры как средство воспитания силовых качеств.

18. Использование игровой деятельности как средство повышения уровня подготовленности учащихся 14-15 лет на уроках физической культуры.

19. Развитие интереса к занятиям физических упражнений как средство формирования физической культуры младших школьников.

20. Использование упражнений, направленных на укрепление мышц тела, как средство воспитания силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста.

Требования к структуре ВКР

К выпускным квалификационным работам предъявляют ряд требований, важнейшими из которых являются следующие:

1.Актуальность тематики, соответствие ее современному состоянию и перспективам развития педагогических и юридических наук.

2.Изучение и критический анализ монографической и периодической литературы по теме работы.

3.Изучение и характеристика истории исследуемой проблемы и ее практического состояния, а также передового педагогического, юридического и личного опыта автора.

4.Четкая характеристика предмета, целей и методов исследования, описание и анализ проведенных автором экспериментов.

5.Обобщение результатов, обоснование выводов и практических рекомендаций.

Выпускная квалификационная работа может быть логическим продолжением выполненной студентом в предшествующий год обучения курсовой работы.

Объем выпускной квалификационной работы составляет 35- 50 страниц печатного текста (не считая приложений). Обязательны следующие структурные элементы:

1.Титульный лист - одна страница, входит в общий счет страниц, но не нумеруется.

2.Оглавление (или содержание, но не «план») - одна страница, не нумеруется.

3.Введение (но не «вступление») - 2-3 страницы.

4.Глава I (название) - 15-20 страниц.

5.Глава II(название) - 15-20 страниц.

6.Заключение -3-5 страниц.

7.Библиография - более 20 наименований библиографических источников.

8.Приложение - (количество страниц в общий счет не включается).

Во введении выпускной квалификационной работы должны быть отражены следующие понятия: актуальность темы, предмет и объект, цель, задачи, методы, гипотеза, теоретическая и практическая значимость исследований.

Первым этапом любой научной работы является обоснование актуальности темы, то есть ее своевременности, необходимости для развития теории и практики. Обычно при обосновании актуальности ссылаются на состояние научной проблемы.

Примеры клише в формулировании проблемы и актуальности:

«Проблема … в настоящее время находится в центре внимания …»

«Изучение проблемы … связано с исследованием феномена …»

«Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе рассмотрены направления по формированию … и дается обоснование …»

«В центре внимания автора находится проблема …»

«На первый план автором выдвигается проблема …»

«Вместе с тем следует отметить, что в психологической (педагогической и др.) науке на сегодняшний день проблема …. проанализирована недостаточно.»

«Главные усилия автора направлены на исследование проблемы …»

«В своей работе автор останавливается (затрагивает, освещает) следующие проблемы …»

«Данная тема … чрезвычайно актуальна в последние годы»

«В настоящее время в науке нет единых подходов (единого мнения) по поводу данной проблемы. Можно выделить несколько подходов: … .»

«Поэтому автор стремился к выяснению (исследованию, определению) …»

«Особенно актуальными в последнее время стали вопросы …»

«Некоторые фундаментальные проблемы, проводимые в образовании, остаются пока мало изученными, а практикой почти невостребованными. К числу таких проблем, на наш взгляд, следует отнести … .»

Объект исследования- это та часть действительности, на которую направлено внимание исследователя, то, что им изучается.

Определяя предмет исследований, соискатель фиксирует то, что он хочет узнать в объекте исследования. Предмет обозначает определенный аспект рассмотрения объекта и в то же время - его определенную сторону или часть.

Примеры формулировок:

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.

Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Объектом исследования является мотивация и мотивы учения младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования мотивации учения младших школьников.

Объект исследования: ключевые компетенции младших школьников.

Предмет исследования:метод проектов как средство формирования ключевых компетенции в ходе проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Цельлюбого научного исследования всегда выступает определение, обнаружение, выявление или раскрытие чего-либо (закономерности, структуры, эффективной методики, оптимальных средств обучения и т.д.) Предмет и цель исследования должны быть сопряжены друг с другом. Если предмет -это то, что вы хотите узнать в объекте исследования, то цель - это само знание о предмете исследования.

Задачи исследования – это выбор путей, средств, достижения цели исследования. Задачи исследования выступают как частные сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки гипотезы.

Примеры стандартных словесных оборотов целей и задач:

«Целью исследования является анализ развития … и разработка предложений по …»

«Целью нашего исследования является определение эффективности направления формирования …»

«Цель настоящего исследования (дипломной работы) состоит в том, чтобы проанализировать …, определить важность и значимость … для …»

«В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи: - показать, что…

- рассмотреть…

- выработать…

- выявить проблемы в развитии…

- определить состояние проблемы …

- проанализировать особенности …

- выявить негативные тенденции…

- разработать основные методики формирования …»

«Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

- характеристика …

- определение позиций…

- решение вопросов по …»

«Основными задачами исследования выступают:

- психологическое изучение … и выявление…;

- выявление зависимостей между … и …;»

«Задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:

- оценить эффективность …

- проанализировать существующие подходы и методы…

- выявить зависимость между … и …

- апробировать разработанный механизм …

- сравнить …

- определить и интерпретировать результаты эффективности на основе испытания метода (методов) …»

«Задачами данной работы являются:

- обоснование основных принципов …

- определение содержания …»

Методы исследования подробно прописаны в п.5 данного пособия.

Гипотеза - это предположение, в котором на основе знания ряда научно установленных фактов делается заключение о наличии или отсутствии определенной связи, зависимости или свойства в исследуемом объекте.

Примеры формулировок:

Гипотеза исследования: повышение эффективности социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть обеспечено за счет снижения уровня изолированности детей в интернатном учреждении.

Гипотеза: развитие мотивационной сферы детей младшего школьного возраста будет способствовать повышению успешности обучения при переходе в среднее звено.

Гипотеза: работа в режиме проектной деятельности позволит повысить уровень сформированности у учащихся следующих ключевых компетенции: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

Завершающим этапом в написании первой части работы - введения - является определение теоретической и практической значимости выпускной квалификационной работы.

Обосновывая теоретическую значимость, студент должен показать влияние будущих результатов исследования на существующие подходы, идеи, теоретические представления, методики. Практическая значимость исследований характеризуется влиянием полученных результатов на учебно-воспитательный процесс, методику исследования, обучения.

Примеры формулировок:

«Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работе определены основы методики формирования …, которые могут успешно использоваться …»

«Результаты данного исследования могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности …»

Также во введении обычно прописывается база исследования, наименование образовательного учреждения, класс, наименовании организации, на базе которой студент проходил практику, проводил исследование.

В первой главе(например: «Теоретические аспекты (далее по теме)...»)выпускной квалификационной работы дается, как правило, анализ изученной студентом научно-методической литературы по проблеме исследования и вся необходимая теоретическая составляющая рассматриваемой проблемы.

Вторая глава(практическая) начинается с постановки цели и задач ВКР опытно- исследовательского характера. - student2.ru исследования. Если в гипотезе формулируются частные исследования, то в задачах эта логика конкретизируется. Обычно выделяется 2-3 задачи. Первой задачей выступает анализ состояния проблемы в теории и практике. Вторая задача обычно направлена на выявление путей и способов решения этой проблемы, выяснения смысла ключевых понятий, изучение зависимостей в предмете исследования. Третья задача чаще всего связана с разработкой оригинальных и эффективных методик, форм, средств, технологий.

Следующий этап работы - выбор методов исследований (подробнее в разделе 5).

Особое место занимает составление плана проведения исследований (эксперимента). Наличие плана - важнейшая характеристика научной организации исследовательской деятельности.

Далее эта глава выпускной квалификационной работы посвящена результатам собственных исследований. Данные в ней должны излагаться последовательно, в соответствии с поставленными задачами, результаты исследований должны быть иллюстрированы таблицами, рисунками и т.д.

Если ВКР не предполагает проведение исследования или эксперимента, то вторая глава также начинается с постановки цели и задач и описывается собственный или чужой практический опыт.

По объему заключение в выпускной квалификационной работе может занимать 1,5 - 2 страницы печатного текста. В заключении подводится итог проведенной работы по исследованию поставленной проблемы, отмечаются как положительные результаты, так и недостатки, формулируются рекомендации и предложения относительно возможности использования материалов работы. Если рекомендаций много, то их можно вынести отдельным параграфом во 2 главу.

Выводы должны быть представлены по каждой из задач исследования и главное – по цели исследования. Это связывает заключение с введением, обеспечивая законченность и логическую выстроенность работы.

Примеры стандартных словесных оборотов:

«Анализ результатов, полученных после проведения эксперимента (практической работы), позволяет говорить о его высокой эффективности».

«Как показало наше исследование, разработка … создает достаточно полное представление о …, положительно воспринимается практикой и имеет высокий показатель результативности в дошкольной образовательной организации».

«В ходе исследования было выявлено, что эффективность процесса … существенно повышается, если: 1). …2). …».

«По результатам исследования были сделаны следующие выводы: …».

«Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о …».

«Опираясь на результаты психологических (педагогических, исторических и др.) исследований этой проблемы, можно заключить, что …».

«Результаты исследований и анализ психологической (педагогической) литературы позволяют сделать некоторые выводы: …».

«Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что лежащие в его основе теоретические положения и организационно-методические процедуры являются адекватным средством совершенствования …».

«В заключении следует сказать о некоторых наших выводах. Первый состоит в том, что … . Второй вывод о том, что … . Третий вывод заключается в том, что …» .

Далее идет список используемой литературы, составляемый в алфавитном порядке авторов (примеры оформления списка литературы представлены в пункте 6 данного пособия).

Как правило, каждая выпускная квалификационная работа должна содержать раздел «Приложения», в который включаются результаты тестирования испытуемых, карты исследования и т.д. Все приложения отделяются от основной части ВКР чистым листом, на котором в центре крупным шрифтом написано слово Приложения(размер шрифта 48 пт, Ж).

4. Виды ВКР и особенности практической части (2 главы):

ВКР опытно-практического характера.

Практическая часть должна быть направлена на решение- выбранной проблемы и состоять из проектирования профессиональной деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности; заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации- относительно возможностей практического применения полученных результатов.

ВКР опытно-экспериментального характера(как правило, возможна только для специальности Физическая культура).

В практической части представлены план проведения эксперимента, характеристика методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (контролирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

ВКР проектного характера.

Содержанием является разработка изделия или продукта творческой деятельности. По структуре, данная ВКР состоит из пояснительной записки, практической части и списка литературы. В пояснительной записке дается теоретическое, а в необходимых случаях расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов творческой деятельности. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности и темы ВКР. Объем пояснительной записки должен составлять от 10 до 15 страниц печатного текста. В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности представляются в виде готовых изделий, чертежей, схем, графиков, диаграмм и т.д. Практическая часть может быть представлена в виде демонстрации моделей.

Формулировка 2 главы должны отражать проблему, которая решается в ходе написания ВКР. Также во 2 главу можно включать описание различных методов, приемов и т.д. используемых студентом в практической деятельности, практические рекомендации для родителей, учителей, студентов и проч.

Методы исследования

Важными методами исследования, используемыми при выполнении выпускных квалификационных работ, являются: изучение литературных источников (методических, лингвистических, психологических, педагогических, юридических), наблюдения и самонаблюдения, эксперимент, изучение опыта, беседы, анкетирование, интервьюирование, математические методы обработки количественных результатов.

Выбор методов исследования определяется особенностями темы, конкретными условиями. Продуктивным считается комплексное использование ряда методов.

Работа обычно начинается с подбора и первичного ознакомления с необходимой литературой. Студенты составляют библиографию по заданной проблеме; изучают монографическую и периодическую литературу и другие источники.

В первую очередь отбираются нормативные документы по проблеме (постановления, методические письма Министерства образования и др). Затем выявляются материалы, в которых отражаются результаты проведенных специальных исследований, излагаются теоретические основы изучаемого вопроса, опубликованные в монографической литературе и периодических изданиях (Ученых записках, сборниках статей материалах научных, конференций, журнальных и газетных статьях).

Руководствуясь составленным списком, студент приступает к изучению литературы. Начальный этап работы с литературными источниками - общее знакомство с содержанием книг и статей по теме. Нецелесообразно начинать с детального изучения отдельных источников. Первоначально, с целью оценки современного состояния исследуемой проблемы, надо лишь в общих чертах ознакомиться с содержанием основных литературных источников. Целесообразно начать со знакомства с работами более общего характера, а затем перейти к источникам, в которых освещаются частные проблемы (хоть иногда возможен и иной путь).

С помощью руководителя студент определяет последовательность изучения литературы. При повторном чтении выделяются главная мысль и основные положения, выдвигаемые автором книги, статьи, производится их анализ и осмысливание.

При повторном чтении следует вести записи прочитанного, обязательными требованиями к которым являются определенная система и краткость, облегчающие их использование.

Иногда используются дословные выдержки из подлинного текста (цитаты). Такие выдержки бывают, полезны для ссылок на высказывания авторитетных лиц (известных ученых) при необходимости обоснования и подкрепления своих собственных суждений или для критики содержащихся в литературных источниках положений. Цитаты берутся в кавычки и сопровождаются ссылками на источник; пропуски и незаконченные фразы в тексте цитаты, допускаемые в целях ее сокращения (без искажения смысла), заменяются тремя точками.

Наблюдение заключается в целенаправленном восприятии фактов, процессов или, явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств наблюдателя, или косвенным, основанным на информации, полученной от различных средств наблюдения.

По времени проведения наблюдения могут быть непрерывные и дискретные, по объему - широкие и узкоспециальные, по типу связи наблюдателя и наблюдаемых - не включенные и включенные.

При не включенном (открытом) наблюдении позиция исследователя бывает открытой, наблюдаемые осознают присутствие наблюдателя, и это может в известной степени искажать естественный ход наблюдаемого процесса и снижать объективность научного наблюдения.

Более эффективным является включенное (скрытое) наблюдение, когда деятельность наблюдаемых проходит, в естественных условиях, а исследователь выступает в качестве участника этой деятельности ее руководителя.

Наряду с наблюдением при подготовке дипломной работы используется метод опроса, который может быть представлен в устной форме (беседы и интервью)и виде письменного и анкетного опроса.

Особенности анкетного опроса: возможность охвата большого количества опрашиваемых лиц, строгий отбор вопросов, одинаковых для всех. отсутствие необходимости личного контакта, возможность широкого применения математических методов обработки результатов.

Обе формы опроса (устный и письменный) характеризуются выражением субъективных мнений и оценок опрашиваемых. Важно обеспечить репрезентативность полученных выводов, которая позволит считать полученную информацию достаточной. Метод опроса не является универсальным, он служит для сбора первичного материала и нуждается в проверке и подтверждении другими методами.

В педагогических исследованиях важное место занимает метод изучения и обобщения педагогического опыта, так как в этом опыте проявляются объективно действующие педагогические закономерности. В передовом педагогическом опыте различаются два направления: педагогическое мастерство и педагогическое новаторство (М.Н.Скаткин). Сущность первого состоит в умелом, рациональном и комплексном внедрении в практику воспитания и обучения достижений и рекомендаций методической науки. Новаторство предполагает у учителя, воспитателя собственные находки, новые эффективные приемы, методы и формы в учебно-воспитательной работе. Поэтому наиболее интересным и полезным является изучение педагогического новаторства.

Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем, чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации. Это важнейший метод педагогического исследования. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в различные стороны объекта изучения и представляет собой научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследователем условиях. Различают - два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент связан с созданием искусственных условий и необычной обстановки, так как проводится в условиях лаборатории. Поэтому лабораторный эксперимент имеет сравнительно, ограниченное применение в педагогических исследованиях.

Естественный эксперимент проводится в обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной аппаратуры. В условиях школы эксперимент проводится обычно учителем в процессе учебных занятий или внеклассной работы, причем учащиеся не знают о том, что они служат объектом экспериментирования.

Педагогический эксперимент - это комплексный метод исследования, сочетающий в себе метод наблюдения, устного и письменного опроса, изучения и обобщения передового педагогического опыта и др. Эти составляющие педагогический эксперимент методы на первом этапе исследования позволяют выявить начальное состояние темы, а затем объективно и доказательно проверить правильность выдвинутых предположений.

В зависимости от назначения эксперимента некоторые авторы (Р.И. Загвязинский) различают следующие его виды констатирующий, уточняющий, дублирующий и др.

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и имеет целью выяснение состояния на практике изучаемого явления. Констатирующий эксперимент может включать различные Методы, например: наблюдение уроков, беседы с учителем и учащимися, анкетирование, изучение письменных и работ школьников, планов уроков и т. п.

Формирующий эксперимент играет основную роль в педагогическом исследовании. Он организуется предварительного изучения состояния проблемы результатов констатирующего эксперимента. Поэтому правомерно рассматривать констатирующий и формирующий эксперименты как последовательные этапы единого эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь проводит коррекцию выдвинутой гипотезы и организует проверку ее. вводя новые условия и изучая влияние этих условий на повышение эффективности обучения или воспитания.

Работа проводится с достаточно большим количеством учащихся сразу в нескольких экспериментальных и контрольных классах (группах). При этом новое условие вводится в экспериментальных классах или группах, а в контрольных работа идет по традиционной методике.

Педагогический эксперимент в сочетании с другими методами исследования - наблюдением, беседой, анкетированием, интервьюированием, изучением литературных источников, передового опыта и др. - обогащает автора выпускной квалификационной работы содержательным фактическим материалом.

Полученные в результате эксперимента факты необходимо глубоко проанализировать. Подготовкой к анализу служит систематизация полученного фактического материала и его обработка.

Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Данный метод является наиболее популярным для курсовых и дипломных работ. Так может использоваться: сравнительно-правовой анализ (например, сравниваются правовые системы России и Франции), статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период) и т.д.

Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особое значение имеет в описательных науках: геологии, географии, некоторых разделах биологии).

Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов.

Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Интервьюирование – форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.

Оформление ВКР

ТекстВКР должен быть представлен в виде распечатки с ПК. Объем работы, как правило, составляет 35-50 листов (без учета приложений).

Для набора текст

Наши рекомендации