Психологическое и логопедическое обследование ребенка в возрасте от 1,5 до 4 лет

Психологическое обследование

Контакт (речевой, жестовый, мимический):

в контакт не вступает,

проявляет речевой негативизм,

контакт формальный (чисто внешний),

в контакт вступает не сразу, с большим трудом. Не проявляет заинтересованности в контакте,

легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заин­тересованность, охотно подчиняется.

Эмоционально-волевая сфера:

активный/пассивный,

деятельный/инертный,

бодрый/вялый,

работает с удовольствием/из подчинения,

неадекватное/адекватное поведение,

двигательная расторможенность,

агрессивный,

избалованный.

Моторика:

ведущая рука (правая, левая), развитие манипулятивной функции рук:

отсутствует хватание,

резко ограничена (манипулировать не может, но есть хвата­ние),

недостаточная мелкая моторика,

сохранная, тремор. Гиперкинезы. Нарушение координации движений.

Внимание(длительность сосредоточения, стойкость, переклю­чение):

ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внима­ние на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания),

внимание недостаточно устойчивое, поверхностное,

быстро истощается, требует переключения на другой вид дея­тельности,

плохое переключение внимания,

внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточе­ния и переключения внимания удовлетворительная.

Уровень развития деятельности:

проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса, степень его стойкости (занимается длительно одной игрушкой или переходит от одной к другой):

интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную со взрослым игру не включается. Самостоятельной игры не организует),

проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к иг­рушкам,

обнаруживает стойкий избирательный интерес к игруш­кам; адекватность употребления игрушек:

совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия), игрушки использует адекватно (использует предмет в соот­ветствии с его значением); характер действий с предметами-игрушками:

неспецифические манипуляции (со всеми предметами дейст­вует одинаково, стереотипно - постукивает, тянет в рот, сосет, бросает),

специфические манипуляции - учитывает только физиче­ские свойства предмета, предметные действия - использует предметы в соответствии

с их функциональным назначением, процессуальные действия, игра с элементами сюжета, сюжетн о-ролевая игра.

Работоспособность (достаточная, снижена).

Характер деятельности (работает с интересом, формально).

Обучаемость, использование помощи (во время обследования): обучаемость отсутствует. Помощью не используется. Нет пе­реноса показанного способа действия на аналогичные задания,

обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно, пере­нос заданий затруднен,

ребенок обучаем. Использует помощь взрослого. Переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому. Осуществляет перенос полученного способа действия на анало­гичное задание (N).

Запас общих представлений:

низкий, ограничен, ниже возрастной нормы, несколько снижен, соответствует возрасту (N).

Знание частей тела и лица.

Зрительное восприятие:

восприятие цвета:

представление о цвете отсутствует,

сличает цвета,

различает цвета (выделяет по слову),

знает и называет основные цвета (N - в 3 года); восприятие величины:

представление о величине отсутствует,

соотносит предметы по величине,

дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову),

называет величину (N - в 3 года); восприятие формы:

не имеет представления о форме,

соотносит предметы по форме,

различает геометрические формы (выделяет по слову),

различает геометрические формы при нестандартном изо­бражении,

называет плоскостные и объемные геометрические формы (N - в 3 года).

Складывание матрешки(3-составная).

Складывание пирамидки.

4 кольца (с 2 до 4 лет): без учета величины колец; с учетом ве­личины колец.

Кубики-вкладыши(пробы, примеривание, зрительное соотне­сение).

Целостный образ предмета(складывание разрезных картинок из 2-3-4-5-6 частей).

Парные картинки(с 2 лет; выбор по образцу 2, 4, 6 картинок).

Логопедическое обследование

Раннее речевое развитие(N, с задержкой):

лепет,

первые слова,

фразы.

Понимание обращенной речи:

совершенно не понимает обращенную речь,

понимает обращенную речь ограниченно (в пределах ситуа­ции),

понимает обращенную речь на бытовом уровне, выполняет ре­чевые инструкции,

понимает в полном объеме.

Пассивный словарь:

название предметов реальных и на картинках,

понимание смыслового значения слова,

понимание действия предметов,

понимание простого сюжета.

Характеристика собственной речи(экспрессивная речь).

1-й уровень речевого развития:

полное отсутствие звуковых и словесных средств общения,

произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподража­ния,

произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов, звукоподражание,

использование парадигматических средств общения (вырази­тельной мимики, жестов).

2-й уровень речевого развития:

пользуется простой фразой. Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прила­гательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слова нарушена.

3-й уровень речевого развития:

пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных оконча­ниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не наруше­на. Синтаксические конструкции фраз бедные.

Нормальный уровень речевого развития:

пользуется развернутой фразой. Грамматический строй речи сформирован достаточно.

Особенности речи:

проявляет склонность к эхолалии,

наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истин­ных интеллектуальных возможностей ребенка).

Словарный запас(резко ограничен, в пределах обихода, доста­точный):

название предметов и предметных картинок, описание сюжетной картинки.

Произносительная сторона речи Степень разборчивости речи:

речь невнятная, малопонятная для окружающих, разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная, разборчивость речи не нарушена (N).

Темп речи: нормальный, убыстренный, замедленный.

Ритм речи (N, растянутый, скандированный, зависит от прояв­ления гиперкинезов).

Дыхание(свободное, затрудненное, поверхностное, неглубо­кое, неровное):

дифференциация носового и ротового выдоха.

Голос:

недостаточной силы и звонкости, N,

тихий, сильный, напряженный, звонкий, хриплый, назализо­ванный, сдавленный, прерывистый, дрожащий, глухой, монотон­ный, маломодулированный, истощающийся по мере говорения.

Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции:

нарушена, N.

Строение и подвижность органов артикуляции:

неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия).

Лицевая мускулатура:

лицо (безучастное, тупое, выразительное, осмысленное), гипомимия,

нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дисто­ния, N),

сглаженность носогубных складок,

оральные синкинезии,

тремор подбородка,

асимметрия,

гиперкинезы.

Губы(толстые, тонкие, N):

тонус (гипертонус, гипотония, дистония),

подвижность (малоподвижные, подвижные).

Язык:

толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укорочен­ная уздечка,

мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N), гиперкинезы, тремор,

девиация (отклонение) языка (вправо, влево), посинение кончика языка,

объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный).

Гиперсаливация.

Жевание(не жует твердую пищу, затруднено, N).

Глотание(поперхивается, не нарушено).

Фонетический строй речи(звукопроизношение): сформирован недостаточно,

изолированно все звуки произносит правильно, но при увели­чении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетический строй речи сформирован достаточно (N).

Заключение специалиста

Приложение 2

Наши рекомендации