Общение как одно из средств формирования коммуникативных умений
Исторически термин «общение» появился гораздо раньше термина «коммуникация», который начал широко использоваться только в XX веке. До этого времени учеными-философами с древних времен исследовалось понятие «общение».
В философии разработка понятия «общение» начата Аристотелем. Он выделял три составляющих общения: 1) лицо, которое говорит; 2) речь, которую это лицо произносит; 3) лицо, которое эту речь слушает . Фундаментальные исследования этой проблемы получили развитие в XIX веке. Огюст Конт выделил общение в качестве «психических актов» и акцентировал внимание на физиологических и социальных аспектах общения. Подчеркивая социальную, диалогическую природу психического, Людвиг Фейербах писал, что: «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком» . Он видел в общении основной способ осознания себя человеком и одновременно — важнейший механизм развития человеческой индивидуальности. Развивая идеи Фейербаха, Карл Маркс и Фридрих Энгельс анализировали общение в более широком социальном контексте, показывая роль общения во всей человеческой истории, в формировании каждого индивида, придавая тем самым общению статус философской категории . В наши дни философские исследования категории общения выделяют два направления (в соответствии с двумя ориентациями науки): социоцентрическое и антропоцентрическое.
Остановимся на некоторых основных положениях теории формирования коммуникативных умений. Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных психологических исследованиях В. А. Канн-Калика, Л. А. Петровской, Г. М. Андреевой. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных умений. Основные особенности понятий “общение” и “коммуникация” проанализированы в философской (А. А. Брудный, М. С. Каган, Б. Д. Парыгин), в психологической (В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская, Б. Г. Ананьев, Ю. М. Жуков, В. Г. Мясищев, А. У. Хараш), и педагогической (В. А. Сухомлинский, В. Я. Ляудис, А. В. Мудрик) литературе.
Способность общаться друг с другом - одно из величайших, если не самое главное, приобретение человека в ходе эволюции. Каждому человеку необходимо на протяжении всей жизни постоянно учиться общению, непрерывно обогащать свой коммуникативный опыт, совершенствовать свои умения и навыки. Что представляет собой общение? Многие считают, что это исключительно передача и получение информации. Однако для того чтобы передать информацию, необходимо сначала вступить во взаимодействие. Панфилова А.П. считает, что общение связано прежде всего с взаимоотношениями, что это непрерывная деятельность: любая передача информации предполагает взаимодействие и потребность убедить других в тех или иных идеях, мнениях, решениях.
Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Вступая в общение, т.е. взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели: обмен или передача информации, формирование профессиональных умений и навыков, формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом, обмен деятельностью, эмоциональными состояниями и эмоциями.
С самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение, через игрушки и предметы, окружающие его. Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача, непосильная ребенку. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная проблема - проблема общения ребенка с другими людьми. К младшему школьному возрасту ребенок начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. У ребенка появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности. Школьное обучение реализует это стремление.
По работам М.И.Лисиной, А.Г.Рузской и других авторов, в младшем школьном возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения. Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на отношение его к окружающим людям, к себе, миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты. Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребенка, необходимо обратиться к исследованиям Л.И.Божович, в которых она отмечала, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворенности своим положением, своим образом жизни. Эти отношения субъекта к окружающей среде появляются, развиваются, качественно изменяются в общении.
Человек с первых месяцев жизни испытывает в общении с другими людьми потребность, которая постоянно развивается: от необходимости эмоционального контакта до личностного общения и сотрудничества. Исходя из данного обстоятельства, общение подразумевает потенциальную непрерывность как необходимое условие жизнедеятельности. Общение является сложной и многогранной деятельностью, которое требует специфических знаний, умений, навыков. Этими компетенциями человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Чем более высокий уровень коммуникативности, тем выше залог успешной адаптации человека в любой социальной среде. Данное обстоятельство определяет практическую значимость формирования коммуникативных компетенций с самого раннего возраста.