Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель: Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите: "Все камни одинакового размера?” (нет). Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Игра "Создаем музыкальные инструменты".
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. Хотите поиграть с камешками. Насыпьте в пластмассовую коробочку немного мелких камушков, закройте и погремите. На что это похоже?
(на маракасы). У нас получился настоящий оркестр из маракасов.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики
Самомассаж:Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами(дети рассматривают все свои камни).
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).Молодцы, очень внимательные дети.
Опыт № 5. Определение веса.
Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, как вы думаете, про какого человека говорят «У него каменное сердце»?
Дети: про злого, жестокого, безжалостного; человека, лишенного чувства сострадания.
Воспитатель: Ребята, а для следующего опыта нам понадобится много камней, давайте их соберем.
9. Физ. минутка:
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.
Опыт № 6: Определение температуры.
Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Нашли? А как согреть холодный камень?
Дети предлагают способы действий: положить в горячую воду, приложить к щеке, зажать в кулачке, погреть горячим дыханием, положить на солнышко. Возьмите холодный камень и согрейте любым способом.
Воспитатель: Стал камушек теплее?
Дыхательная гимнастика. А сейчас я предлагаю всем вместе согреть холодный камушек своим теплым дыханием.
Дети берут холодный камень, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Опыт № 7. Плавучесть.
Воспитатель обращает внимание детей на сосуды с водой. Специальным карандашом дети (два ребенка) отмечают уровень воды в обоих сосудах. Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы положим все камни в воду? (ответы детей). Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет (оставьте один камешек сухим).
Каждый малыш опускает свой камешек в один сосуд. Уровень воды в сосуде повышается. Дети высказывают свои мнения.
Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воду выталкивают.
Педагог конкретизирует ответы детей фразой: «Камни не впитывают воду. Они ее выталкивают».
А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (мокрым). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (цветом, мокрый камень темнее.)Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? (мокрые ярче).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и сделать важный вывод о свойствах камней?(один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах).
Вот мы и помогли, Гномам избавится от злых чар Горного короля, рассказав о свойствах камешек. Гномы нас благодарят.
Музыкальная игра « Гора».
Стоит гора-старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка,(тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает,(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И камешки теряет,(дети медленно отходят назад)
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся (по сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны).
Камешки прочь.
Раскатились камешки, и с той самой поры,(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
Ничего не осталось от нашей горы (Двумя руками показывают на опустевшее место).
13.Воспитатель: Ребята , мы сказали ,что камни нужны для строительства домов, дорог, мостов и т.д., что еще можно с ними сделать?(ответы детей)
14.А еще на камнях можно рисовать. Давайте попробуем обыкновенный камень превратить в удивительный с помощью краски и кисти(дети рисуют разными художественными материалами).
Чтение стихотворения В. Шипуновой «Картинки из лужи».
Мамонт хоботом из лужи
Голубой воды набрал
И на камушках ненужных
Васильки нарисовал.
На скале – лоскутик неба,
На тропинке – мотылька.
Жаль, что мелковата лужа,
Жаль, что лужа не река.
Когда камешки высохнут, мы создадим мини-выставку.
15. Рефлексия:Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось?
Сегодня мы с вами узнали о камнях много удивительного. А также помогли гномам избавиться от чар Горного короля. Спасибо вам.