Развитие навыков приема пищи

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Производит жевательные движения (двигая челюстями вверх-вниз). 6 мес
Ест густоватую пищу с ложечки, захватывая ее губами. 6 мес
Держит бутылочку, из которой сосет, или придерживает грудь матери. 7 мес
Направляет бутылочку: тянет ко рту или отталкивает. 7 мес
Пьет из чашки, которую держит взрослый. 8 мес
Помогает держать чашку, из которой поят. 9 мес
Тащит в рот сухарик, мусолит его. 9 мес
Ест полутвердую пищу (бананы, хлеб, печенье), жует. 10 мес
Ест сам, берет пищу пальцами и помещает в рот. 1 год 1 мес
Откусывает кусочек от печенья и жует. 1 год 2 мес
Пьет из чашки, которую держит сам двумя руками. 1 год 3 мес
С помощью взрослого подносит ложку с пищей ко рту. 1 год 3 мес
Подносит ко рту ложку и ест, захватывая пищу с ложки, часто проливая. 1 год 5 мес
Хорошо прожевывает твердую пищу. 1 год 6 мес
Пьет из чашки, которую держит сам одной рукой 1 год 7 мес
Зачерпывает пищу ложкой из тарелки. 1 год 8 мес
Ест и пьет самостоятельно, используя ложку и чашку (аккуратно). 2 года
Сосет жидкость через соломинку. 2 года 6 мес
Переливает жидкость из одной емкости в другую. 2 года 6 мес
Переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую. 2 года 6 мес
Помогает убрать со стола. 3 года
Помогает накрыть на стол. 3 года
Ест вилкой 3 года

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ И РАЗДЕВАНИЯ

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Поднимает руку, ногу, когда его одевают (раздевают), по просьбе взрослого. 1 год
Стягивает носки. 1 год 2 мес
Снимает ботинки 1 год 6 мес
Просовывает руки в рукава, а ноги в штанины (или вытаскивает - при раздевании). 1 год 6 мес
Снимает или надевает шапку. 1 год 8 мес
Снимает расстегнутое пальто, куртку... 1 год 10 мес
Снимает расстегнутые штанишки. 2 года
Снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку... 2 года 6 мес
Надевает обувь, носки, штаны. 2 года 6 мес
Застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию. 3 года
Расстегивает и застегивает большие пуговицы. 3 года
Надевает рубашку, джемпер, платье, брюки... 3 года и старше

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ГИГИЕНЫ

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Активно участвует в мытье и вытирании рук 1 год 6 мес
Позволяет, чтобы ему почистили зубы. 2 года
Самостоятельно моет руки (лицо) 2 года
Вытирает нос, когда дают платок. 2 года
Самостоятельно вытирает руки и лицо. 2 года 6 мес
Самостоятельно моет руки с мылом. 3 года
С помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой 3 года
Самостоятельно пользуется носовым платком. 3 года

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПРЯТНОСТИ



Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Реагирует на мокрые или грязные штанишки 1 год 2 мес
Реагирует на потребность в туалете беспокойством или голосом. 1 год 6 мес.
Дает знать взрослому, что хочет в туалет, доступными ему средствами (не словами). 1 год 10 мес.
В течение дня остается сухим. 2 года
Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок. 2 года
Просится в туалет (используя слова) 2 года 3 мес
Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам). 3 года
Под руководством взрослого использует по назначению туалетную бумагу.  

Индивидуальные особенности и личность

Индивидуальность человека определяется его внешним видом, манерой общения, способностями, знаниями, интересами, привычками, здоровьем и многими другими признаками.

Дети различаются между собой не менее, чем взрослые, причем с первых месяцев жизни. Кроме того, можно выделить особые категории детей. Например, преждевременно рожденные (недоношенные), при оценке развития которых необходимо учитывать, на сколько месяцев они не доношены. Несколько медленнее обычного могут развиваться и дети от многоплодной беременности (из двойни, тройни и т.д.). Приблизительно 1-2 на 100 детей имеют необычное развитие, обусловленное нарушениями зрения, слуха, движений или других функций.

Формирование личности ребенка - особая область надежд и тревог родителей. Личность, в широком смысле этого слова, включает в себя индивидуальные психические свойства, традиционно объединяемые в несколько групп. Основные из них: темперамент, способности, характер, осознание себя, интересы, ценности.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент образуют свойства поведения человека, обусловленные физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Эти свойства передаются с генами, которые малыш может унаследовать от родственников из двух - трех предыдущих поколений.
Основные свойства темперамента

1. Активность - это интенсивность психической и двигательной деятельности. Активность может быть высокой, средней и низкой. В соответствии с этим людей делят на высоко активных, умеренно активных и медлительных.

2. Преобладающее отношение к новому - проявляется в характере реакций человека при встрече с незнакомыми явлениями, ситуациями, предметами, людьми, пищей и т.д. Это отношение может быть положительным (улыбка, интерес, любопытство), отрицательным(тревога, страх, избегание), безразличным.

3. Преобладающее настроение - повышенное, хорошее, сниженное.

4. Эмоциональная возбудимость (чувствительность) - может быть высокой, средней и низкой. Соответственно этому людей называют возбудимыми, уравновешенными или мало эмоциональными.

5. Гибкость - отражает способность человека быстро переключаться, приспосабливаться, т. е. менять цель, точку зрения, настроение, поведение и т.д. Поэтому людей можно разделить на: гибких, умеренно гибких и негибких.

6. Внимательность - отражает способность сосредотачиваться на чем-либо, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Внимательность бывает высокой, средней и низкой.

Хотя темперамент с возрастом заметно меняется, многие его свойства, проявившиеся у ребенка до 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.

СПОСОБНОСТИ

Способности обсуждались в главах "Общие движения", "Движения рук", "Зрение", "Слух", "Общение и речь", "Мышление". Существуют две противоположные точки зрения на способности ребенка и возможности их развития. Согласно одной из них, любого ребенка можно научить чему угодно, согласно другой, обучаемость полностью зависит от наследственности. Истина, скорее всего, находится посередине. Наблюдая за ребенком, можно заметить - что у него получается с особой легкостью и что вызывает большие трудности. Часто родители 1,5-3-летних детей говорят: "она с первого раза запоминает стихи", "он прирожденный спортсмен", "у него врожденное чувство юмора", "он совсем не обращает внимания на книжки", "он такой неуклюжий", "она любит слушать музыку и танцевать" и т.д.

ХАРАКТЕР

Характер объединяет устойчивые способы поведения человека, приобретенные в процессе взаимодействия со средой. Таким образом, в отличие от темперамента характер является продуктом воспитания и личного опыта.

Формирование характера начинается уже в раннем возрасте и продолжается практически всю жизнь. По общепринятому мнению, наиболее интенсивные его изменения происходят на протяжении дошкольного, школьного, подросткового и юношеского периодов жизни.

Набольшее влияние на характер оказывает семья. Манера взаимоотношений в семье является для ребенка первым образцом культуры общения. Образ жизни родителей во многом определяет интересы и ценности ребенка, его отношение к самому себе и к окружающим. Особое значение имеет стиль воспитания. Так, командный стиль воспитания способствует формированию таких качеств, как замкнутость, робость, тревожность, отсутствие инициативы. Чрезмерно мягкий или непоследовательный стиль может привести к тому, что ребенок вырастет неуверенным в себе, плохо контролирующим свои поступки. Стиль, основанный на уважении, последовательности и справедливости укрепляет такие черты, как независимость, уверенность в себе, упорство, целеустремленность, легкость в общении со сверстниками.

Приличное поведение ребенка на людях, иначе говоря, его воспитанность - это то, что волнует большинство родителей в первую очередь. Ведь речь идет о своеобразной визитной карточке семьи. Как же происходит усвоение норм поведения?

С 7-10 месяцев дети начинают знакомиться с нормами поведения. Качество и успешность усвоения правил в большой степени зависит от последовательности родителей и от общего эмоционального фона при общении взрослых с ребенком. Известно, что спокойное и доброжелательное отношение способствует хорошему поведению и послушанию. Наоборот, неуравновешенность родителей, вспышки гнева с применением физического наказания могут оттолкнуть ребенка, вызвать упрямство, действия "назло". В период с 2 до 3-3,5 лет дети активно изучают пределы допустимого. Это время стремления к независимости, время конфликтов между "хочу" и "нельзя", "не хочу" и "надо", что проявляется в капризах, истериках, непослушании и агрессивности. При уравновешенном и последовательном отношении к ребенку в семье к 30-36 месяцам проявления детского негативизма постепенно угасают. Малыш привыкает вести себя "как положено". Другой способ усвоения ребенком социальных правил - представление себя в новой роли. Уже с 2-2,5 лет дети начинают подражать поведению взрослых (обычно родителю того же пола) или играть в кого-либо. Сказки и сюжеты из повседневной жизни дают ребенку материал для освоения новых ролей, а реакция взрослых помогает "актеру" выяснить их отношение к его различным поступкам.

ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ

Одной из ключевых сторон формирования личности ребенка является развитие осознания себя. Выделение себя как отдельного существа является многоступенчатым и многолетним процессом, ранние этапы которого приведены ниже.

МЕСЯЦА

Проявляет интерес к другим людям

Изучает других (рассматривает, прислушивается).

МЕСЯЦЕВ

Отличает себя от других

Изучает себя (рассматривает себя и свое отражение в зеркале, ощупывает себя). Продолжает изучать других. Приобретает первый опыт общения. Узнает других. Различает "своих" и "чужих".

МЕСЯЦЕВ

Узнает себя

Узнает себя в зеркале. Поворачивается к тому, кто его позвал.

ГОДА

Обобщение знаний о себе и возникновение понятия о себе

Ослабление привязанности к взрослому

Постепенно объединяются знания своего тела (показывает части своего тела по просьбе), своего имени, своих возможностей. Пытается все делать самостоятельно. Уменьшается зависимость от матери (или того, кто его воспитывает). Может удаляться от матери в незнакомой ситуации.

ГОДА

Возникновение понятия "Я"

Следующим шагом на пути к самоосознанию является употребление ребенком местоимений "Я" и "МОЙ", знание своего пола, своих вещей.

ИНТЕРЕСЫ

Другая важная сторона развития личности - сфера интересов. Считается, что поведение человека зависит от его желаний и целей, которые формируются на основе интересов.

Интересы ребенка во многом зависят от его способностей. Однако значительное влияние на их формирование оказывают родители, демонстрируя свои предпочтения в повседневной жизни, поощряя определенные виды игр и занятий своего малыша.

ЦЕННОСТИ

По мере накопления ребенком индивидуального опыта предметы, события, люди, слова и другие составляющие окружающего мира приобретают для него различную Ценность. В группе "ценное" оказывается все желаемое и приятное, в группе "отвергаемое" - все неприятное и нежелаемое, в группе "неопределенное" - все, что не вызывает никакого интереса или эмоций.

Важно отметить, что формирование ценностей не всегда происходит однозначно. Нередко одни и те же объекты или люди в разных ситуациях могут вызывать у малыша разные чувства и, следовательно, оцениваться им по-разному, что приводит к внутренним конфликтам и может быть причиной его противоречивого поведения.

Игра

Игра - это особый вид активности ребенка, позволяющей ему в безопасной ситуации наращивать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать навыки. Игра относится к основным источникам радости. Поэтому игровая деятельность у детей является ведущей, а партнер по игре - наиболее авторитетным взрослым и одновременно объектом привязанности.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ

В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые, более сложные виды игры. При этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных "игровых действий". Ниже приводится обычный порядок "включения" новых видов игры в первые годы жизни.

МЕСЯЦА

Игра - исследование окружающего мира, предметов, людей и своих физических возможностей (так называемая "сенсомоторная игра"). Ребенок производит одни и те же действия с разными предметами: тянет в рот, трясет, несколько позже вертит, ощупывает, бросает и т.д. Малыш пытается установить эмоциональный, зрительный, звуковой контакт со взрослым, улыбаясь, заглядывая в глаза, издавая звуки, реагируя на попытки взрослого оставить его одного. Иногда ребенок совершает непонятные для взрослого стереотипные движения (раскачивается, стоя на четвереньках или в кроватке, стучит рукой по столу, бросает предметы на пол), которые позволяют ему почувствовать свое тело, тренировать навыки сохранения равновесия, изучать глубину пространства и т.д.

МЕСЯЦЕВ

Игра - подражание, выражается в многократном воспроизведении действий или слов окружающих в конкретной ситуации. В результате ребенок научается производить адекватные (специфические) действия с предметами и использовать уместно слова. Так, малыш начинает катать машинку, прикладывать телефонную трубку к уху, нанизывать кольца на пирамидку, нажимать кнопки на пульте телевизора, произносить "ба!", когда что-нибудь упало, и т.д.

ПОСЛЕ 1,5 ЛЕТ

Игра - отображаемые действия, т. е. специфические действия с предметами в искусственно созданной ребенком (или взрослым) ситуации, "понарошку", с использованием игрушек: "кормит", "причесывает" или "купает" куклу, "пьет" из чашки и т.д. В игре ребенок легко замещает реальный объект другим или вообще предполагает наличие отсутствующего предмета. Так, малыш возит кубик вместо машинки, имитируя при этом звук мотора, "кормит" маму несуществующей кашей и т.д.

ПОСЛЕ 2 ЛЕТ

Игра - последовательные отображаемые действия (элементы сюжета). Сначала ребенок совершает всего два последовательных действия (например, нагружает и возит машинку), к 2,5-3 годам - три-четыре действия (например, кормит куклу, раздевает ее, затем укладывает спать).

ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ - 3 ГОДА

Игра - исполнение принятой роли (элементы ролевой игры). Ребенок отождествляет себя или куклу с персонажем сказки, представителем какой-нибудь профессии, с одним из родственников, с животным. Совершая ряд последовательных игровых действий, малыш имитирует характерное для принятой роли поведение. Например, играя в доктора, ребенок подходит к игрушечной "больной" собачке с ложкой, заглядывает ей в пасть, говоря при этом: "Не плачь!", укладывает ее в кровать и накрывает одеялом. Войдя же в роль собачки, он ползает на четвереньках, имитирует лай, кусается. Ребенок может называть себя именем персонажа, говорить за него. В норме мальчики начинают предпочитать мужские роли, девочки - женские.

Этот вид игры получает свое дальнейшее развитие в дошкольном возрасте (после 3 лет), когда ребенок договаривается о принятии ролей с партнерами (другими детьми или взрослыми) или играет один сразу за несколько персонажей. При этом наблюдается увеличение половых различий в игре. Девочки чаще играют в "дочки-матери", "в принцессу", а мальчики - "в войну", "в корабль" и т.п. Исполнение роли учит ребенка придерживаться определенных правил поведения, что готовит его к более сложным играм.

ИГРУШКИ

По мере проявления у ребенка новых способностей меняется сложность и характер его игры. Старые игрушки становятся для него неинтересными или используются им по-новому. Например, погремушки обычно занимают младенцев до 5-6 месяцев. Мяч, напротив, одинаково интересен и для грудничка и для взрослого: пятимесячный малыш пытается его схватить, в 8-11 месяцев дети любят бросать мяч на пол, с 12-15 месяцев - пинать ногой, с 14-16 месяцев - бросать в сторону взрослого и т.д.

Разнообразие игрушек и детского оборудования для игры, имеющееся в магазинах, отражает широту интересов детей разного возраста. Однако совершенно очевидно, что ни один ребенок не в состоянии "переиграть" во все игрушки, прослушать все детские аудиокассеты, пересмотреть все детские книжки и т.д. Основной ценностью для ребенка является сама игра. Поэтому малыш нуждается всего лишь в единичных моделях живых и неживых объектов окружающего мира, а не в обширных коллекциях игрушечных зверей, автомобилей, роботов и т.п. Особую ценность представляют материалы для развития детского творчества (кубики, музыкальные инструменты, краски и фломастеры и т.д.).

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГРУШЕК, РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ ЛЕТ

МЕСЯЦЕВ

1. Подвижная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой.

2. Колокольчики

3. Погремушки ("гантели", кольца, шар с рукояткой и т.д.).

4. Висящие погремушки - "бусы", подвески.

5. Разноцветные воздушные шары.

6. Мячи разных размеров.

7. Мячик с колокольчиком внутри.

8. Игрушки- пищалки.

9. Неваляшка.

10. Забавные маски.

11. Игрушка с подвижными частями и фиксированной мелодией (музыкальная шкатулка и др.).

12. Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малышей (серия "Happy baby", "Знаки зодиака", "Классика для малышей" и др.).

13. Детское креслице с наклонной спинкой.

14. Коврик (упругий, моющийся, типа туристического).

МЕСЯЦЕВ

1. Активный центр.

2. Заводные механические игрушки.

3. Тряпичная (гибкая) кукла.

4. Книжки-картинки с плотными страницами, лучше - моющимися.

5. Набор для игры с водой.

6. Фигурки животных (средние).

7. Игрушки для жевания, кусания.

8. Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше - одноцветная).

9. Мягкая игрушка (может быть музыкальная).

10. Машинка среднего размера с веревочкой.

11. Металлофон.

12. Игрушечный телефон.

13. Куклы с подвижными частями тела (маленькая и средняя).

14. Кукла, одевающаяся на руку (лучше - с большим открывающимся ртом).

15. Корзинка, сумочка.

16. Набор пластмассовой посуды.

17. Коробочки с крышками.

18. Стульчик со столиком.

19. Игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.д.).

20. Качели.

21. Ходунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом).

22. Прыгунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом).

ГОДА

1. Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.

2. Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).

3. Набор форм, вставляющихся друг в друга.

4. Мягкие куклы среднего размеры.

5. Мягкие игрушки-зверюшки.

6. Тамбурин.

7. Барабан.

8. Свисток, дудочка.

9. Книжки с картинками.

10. Книжки с короткими стихотворениями для детей.

11. Большая грузовая машина.

12. Легковая машина с водителем.

13. "Почтовый ящик", лучше с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши).

14. Матрешка.

15. Составные игрушки из 2-3 частей (например, "Лего").

16. Самокат ("машина", "лошадка" и т.п.).

17. Подвижная игрушка на колесиках ("бабочка" и т.д.) на шесте или на веревочке.

18. Игрушки-модели предметов, людей, животных.

ГОДА

1. Парные картинки, лото.

2. Кисти, краски (не токсичные).

3. Набор для нанизывания ("Бусы").

4. Игрушечная мебель.

5. Пластилин и другие материалы для лепки.

6. Пазлы (простые)

7. Разрезные картинки из 2-3 частей.

8. Кегли

9. Сказки ("Репка", "Теремок" и др.). Хрестоматия для детей от 2 до 4 лет.

10. Миниатюрные модели бытовых предметов.

11. Игрушечный набор " Семья ".

12. Наборы для ролевой игры ("Инструменты", "Доктор", "Кухня", "Парикмахерская" и др.).
13. Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.).

14. Набор для игры с песком.

ГОДА

1. Модель дома.

2. Пазлы (для составления целого из частей).

3. Фигурки животных с детенышами (лото: животные с детенышами "Найди маму").

4. Одежда для кукол по сезону.

5. Игрушечные часы.

6. Куклы для театра.

7. Наряды для маскарада.

8. Разрезные картинки из 4 частей.

9. Лото: "Овощи", "Фрукты", "Посуда", "Мебель", "Одежда", "Транспорт", "Животные".

10. Детские ножницы с тупыми концами.

11. Составные игрушки из 3 и более частей.

12. Губная гармошка.

13. Игрушечный клавесин.

14. Трехколесный велосипед.

Наши рекомендации