Культурно – историческая концепция
В 1927 г. Л. С Выготский вместе с группой сотрудников (А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович и др.) стал проводить развернутую серию экспериментальных исследований, результаты которых позволили ему в последующем сформулировать основные положения культурно-исторической теории — теории развития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т. д.), имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами — знаками, возникающими в ходе человеческой истории. При этом знак, с точки зрения Л. С. Выготского, является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «психологическим орудием». «...Знак, — писал он, — находящийся вне организма, как и орудие, отдален от личности и служит, по существу, общественным органом или социальным средством».
Эта теория противостояла биологизаторскому подходу к человеку, который был присущ в то время американскому бихевиоризму и другим теориям.
Следует отметить, что на начальных стадиях создания своей культурно-исторической теории Л. С. Выготский полагал, что «элементарные функции» ребенка имеют «натуральный» природно-наследственный характер (они еще не опосредованы культурными средствами-знаками). Но позже, опираясь на более широкий фактический материал, он сделал следующий принципиальный вывод: «...Функции, обычно считавшиеся наиболее элементарными, подчиняются у ребенка совсем другим законам, чем на более ранних ступенях филогенетического развития, и характеризуются той же опосредованной психологической структурой... Детальный анализ структуры отдельных психических процессов... дает возможность убедиться в этом и показывает, что даже учение о структуре отдельных элементарных процессов детского поведения нуждается в коренном пересмотре». И суть дела в том, что с самых первых часов своей жизни ребенок вступает в отношение с ситуацией не непосредственно, но через другое лицо.
Для культурно-исторической теории поведение человека кардинально отличается от поведения животных, ибо оно социально по своему генезису: оно внутренне связано с общением людей и неотрывно от исторически возникающих культурных средств его управления (речь, математические знаки и т. д.). Л. С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции человека, любого психологической го механизма его поведения (или деятельности): «...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва — социальном, потом — психологическому сперва между людьми... затем внутри ребенка... Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическим функциями личности».
Согласно Л. С. Выготскому, два типа психического развития —| биологическое и историческое (культурное), — представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношениями преемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе. В этом величайшее и самое основное своеобразие психического развития ребенка. «Врастание нормального ребенка в цивилизацию, — писал ученый, — представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания».
Идея созревания лежит в основе выделения в онтогенетическом развитии ребенка особых периодов повышенного реагирования — сензитивных периодов.
Чрезвычайная пластичность, обучаемость — одна из важнейших особенностей человеческого мозга, отличающая его от мозга животных. К моменту рождения процесс формирования мозга у животных в основном заканчивается, у человека продолжается после рождения и зависит от условий развития ребенка.
Положение Выготского, что высшие психические функции! образуются в речевом обращении людей, отвергало представление классической психологии об изначально внутренней природе психической деятельности. Положение о том, что высшим психические функции «врастают извне внутрь», намечало новый! путь их объективного изучения, что привело к созданию нового метода — экспериментально-генетического. Метод был применен Л. С. Выготским при исследовании генезиса произвольного внимания, развития понятий, в исследовании А. Н. Леонтьева «Развитие памяти» и др.
Основные законы психического развития, сформулированные Л. С. Выготским
- Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).
- Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).
- Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
- Закон развития высших психических функций «извне внутрь». Отличительные функции высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества (например, логическое мышление появляется после овладения законами формальной логики); развитие высших психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов.
Обучение — движущая сила психического развития, которое создает зону ближайшего развития ребенка.
Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития (когда ребенок может действовать самостоятельно) и уровнем возможного развития (когда ребенку необходима помощь извне). Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания. Зону ближайшего развития можно использовать для диагностики возраста ребенка.
Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л. С. Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение возраста и переход ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития» (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период).
Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляют главное содержание критических возрастов.
Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги — переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:
1) предкритический — отказ от прежних форм отношений и поведения;
2) критический — идет поиск новых форм поведения;
3) посткритический — отработка усвоенных форм поведения.
Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми.
Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 лет, 6—7 лет, период новорожденности и подростковый период.