Другие подходы: внимание и контроль над усилиями
За пределами области исследований мотивации достижения Баумайстер (Baumeis-ter, 1984; Baumeister, Showers, 1986) описал и попытался объяснить один феномен, который он назвал «захлебыванием от давления» («choking under pressure»). Этим термином он обозначает парадоксальное ухудшение результатов в тот момент, когда все идет к тому, чтобы показать особенно хороший результат. Причина этого заключается, по всей видимости, в том, что внимание направляется на свою собственную деятельность, что нарушает ее автоматизированный и хорошо отлаженный ход. Кроме того, в работу над заданием могут вмешиваться и самооценочные когнитивные элементы — как это уже показал Вайнс (Wines, 1971) в гипотезе внимания, относящейся к экзаменационной тревожности. Типичными переменными побудительности, с легкостью приводящими к потере эффективности, являются присутствие критически настроенных наблюдателей, соревнование, вознаграждения и санкции, зависящие от достигнутого результата, личностная значимость задания. В качестве условий, опосредствующих влияние этих переменных, выступают высокая сложность задания, ожидания, а также индивидуальные различия.
К индивидуальным различиям относится, в частности, и способность сдерживать прилагаемые усилия в случае выполнения сложных заданий ради того, чтобы добиться более высокой эффективности. Эта способность получила название контроля над усилиями. Способность к контролю над усилиями Хекхаузен и Штрант (Heckhausen, Strang, 1988) выявили у полупрофессиональных баскетболистов при игре в экстремальных условиях с помощью, с одной стороны, измерения физиологических показателей усилий типа увеличения кислотности крови (уровень молочной кислоты) и частоты пульса и, с другой стороны, фиксируя наличие или отсутствие ухудшения результатов по сравнению с нормальными условиями осуществления деятельности. Каждый баскетболист должен был несколько раз пробежать полный круг в нормальных и экстремальных условиях и каждый раз осуществить трудное ведение мяча перед заключительным броском в корзину. Как и ожидалось, в экстремальных условиях было обнаружено снижение эффективности (рост ошибок при ведении мяча, меньшая частота попадания). Однако это падение эффективности было связано с большими индивидуальными различиями. Следует отметит' что не мотив достижения, а Опросник ориентации на действие или на состоян1 Куля (Kuhl, 1985) помог%ыявить спортсменов, которые и в тяжелых экстремальн i условиях удерживали рост прилагаемых усилий в определенных границах (о чем г ворит показатель уровня молочной кислоты), осуществляли ведение мяча без и лишней спешки и могли сохранить высокий уровень эффективности.
Кумулятивные достижения
Качество достижений при выполнении задачи зависит не только от эффективп сти силы мотивации относительно специфических требований задачи, но, коиеч но, и от индивидуальной способности к выполнению соответствующей деятельно-
сти. Согласно Аткинсону (Atkinson, 1974a), качество достижения определяется как способностями, так и эффективностью. Это означает, что при выполнении теста на интеллект действительное различие способностей можно обнаружить лишь при одинаковой эффективности. При различной эффективности люди с одинаковыми «подлинными» способностями могут иметь совсем несхожие результаты. В этом отношении все исследования интеллекта исходят из одной неверной посылки, заключающейся в том, что тестовые задания в Мотивационной отношении обладают максимальной (или, по меньшей мере, одной и той же) эффективностью. Поскольку тестовые или экзаменационные ситуации, особенно в тех случаях, когда от результата зависит достижение более высоких целей, обладают поливалентной побудительностью высокой интенсивности, это может оказывать отрицательное воздействие на эффективность многих испытуемых, вследствие чего они предстают менее способными по сравнению с тем уровнем, который они демонстрируют в обычных условиях осуществления деятельности. Показатели способности, таким образом, есть смешанный результат «подлинной» способности и зависящей от мотивации эффективности ее применения.
В ситуации активного побуждения индивиды с более сильным мотивом, согласно Аткинсону, оказываются под воздействием избыточной мотивации и их достижения ухудшаются. Напротив, в обычных условиях сильный мотив положительно влияет на выполняемую работу, поскольку сила результирующей мотивации здесь меньше, чем в ситуации экзамена, и она, не выходя из области оптимальной эффективности, усиливает настойчивость в осуществлении следующих друг за другом фаз деятельности. Аткинсон говорит о монотонном отношении между силой мотива достижения и затраченным временем. На больших временных отрезках высокая средняя эффективность и сильная настойчивость улучшают кумулятивное достижение. Аткинсон (Atkinson, 1974a) пытается снять налет мистицизма с интенсивно изучавшихся и анализировавшихся в педагогической психологии понятий «сверхуспевающий» и «недоуспевающий» учащийся (Thorndike, 1963; Wahl, 1975; Heckhausen, 1980). Последнее понятие подразумевает учащегося, у которого результаты учебной деятельности в школе или вузе ниже, чем это можно было бы ожидать при его эмпирически установленном уровне способностей. В отличие от сверхуспевающего сила мотива у недоуспевающего учащегося низка и оптимальной эффективностью для него обладают только побуждающие к достижению ситуации (например, тест на интеллект), а на значительных временных отрезках и в повседневных ситуациях эффективность, так же как и настойчивость, снижается и его кумулятивные достижения ухудшаются.