Саморефлексия: примирение и возрождение
Ну что же, пришло время подводить итоги. Мы обсудили тему личностных конструктов, которые помогают нам в осмыслении опыта, но иногда также становятся клетками, из которых нужно выбраться. Кроме того, изучили влияние на нашу жизнь сравнительно устойчивых особенностей личности и познакомились с понятием свободных черт, которые мы задействуем, когда работаем над самыми важными проектами. Мы по достоинству оценили положительное влияние на нашу жизнь чувства контроля и отметили, что оно должно быть основано на трезвой оценке реальности. Помимо этого, мы увидели, что чрезмерное рвение способно вредить нашему здоровью, поэтому иногда необходимо ослаблять хватку. Мы проанализировали, как ситуационные требования влияют на поведение одних людей, тогда как другие не обращают на них внимания. Также пришли к выводу, что творчество идет рука об руку со смелым воображением и вовлеченностью; кроме того, творцы должны признавать заслуги своих помощников. Мы рассмотрели связь личности и географии и ответили на вопрос, почему отдельных людей притягивают те или иные города и регионы. Наконец, подчеркнули важность ключевых проектов, которые придают нам чувство смысла и структуры, связывают с другими людьми, дарят обилие эмоций, и отметили, как такие проекты могут утрачивать мотивационную силу, дряхлеть и снова оживать.
Теперь мне остается лишь скромно отойти в сторонку и поинтересоваться, как у вас дела. Размышляли ли вы о своей жизни, когда читали эту книгу? Я думаю, что да, и это был не последний раз, когда вы анализировали свою личность и биографию. Обычно мы занимаемся подобной саморефлексией в переходные периоды своей жизни. Окончание университета, брак, развод, продвижение по службе, потеря работы, выход на пенсию – все эти события требуют ответа на вопросы: «Как у нас дела?», «Хорошо ли складывается наша жизнь?» и «Что делать дальше?» Названные события происходят на разных этапах нашей жизни и являются вполне ожидаемыми, по крайней мере в наше время. Другие ситуации, в которых нам тоже необходимо поразмышлять, чуть менее очевидны. Например, ваш друг спрашивает, действительно ли у вас все хорошо, и, к своему изумлению, вы не знаете, что ответить. Или ваш друг умирает, и вас просят произнести надгробную речь. Составляя ее, вы не можете удержаться от слез, причем не только потому, что скорбите по другу; в его истории вы видите самого себя. Или не можете уснуть, продолжая на чем свет стоит ругать стерву, которая сорвала сегодняшнее собрание. Да кто она вообще такая? Затем неохотно признаете, что это были вы. Как вам примирить два таких разных «я» в три часа ночи?
Рассуждая таким образом, вы могли прийти к выводу, что в вас живет не один человек, а несколько. Вы осмысляете себя с помощью личностных конструктов, но при этом осмысляемое вами «я» может быть замкнутым и не желающим выходить наружу. Или вы ведете себя нехарактерным образом и оставляете то «я», с которым вам всегда комфортно, на скамейке запасных. Или попадаете в ситуацию, которая оказывает на вас такое сильное разрушительное влияние, что вы не можете быть собой. Или, возможно, теряете себя, когда работаете над ключевым проектом, который заставляет вас переосмыслить свою жизнь и положить начало новому «я». Каждое взаимодействие между вами и вашим «я» может приводить к новому пониманию, но оно также способно ставить вас перед трудностями, так что вам приходится мириться с самим собой.
Оуэн Флэнаган, выдающийся философ, который много говорил о личности и благополучии, написал эссе на тему примирения с самим собой. Оно имеет вид двухстраничного эпилога научной книги «Размышления о самом себе» («Self Reflections»). Флэнаган использовал метафору последнего танца, который вы танцуете со своим «я». Его размышления заканчиваются призывом к самому себе. Если вы прочитаете этот отрывок эпилога вслух и не спеша, окружающие могут по ошибке принять его за поэзию.
Дорогой «я», последний свой танец ты должен станцевать со мной. Это неизбежно, и такова моя воля. Не обращай внимания на сбивчивость моей речи – мы ведь так давно друг с другом знакомы. И давай надеяться – что кажется логичным и романтичным, – что наше объятие понравится нам обоим.
Но нас должно связывать нечто большее, чем слепое увлечение. Наша связь должна нести глубокий смысл. Эта жизнь должна что-то значить. Уважение, даже к самому себе, нужно чем-то подкреплять. Приятно ощущать спокойствие духа, комфорт, целостность, удовлетворение от проделанной работы и понимать, что нам было хорошо вместе. Помни, что никто не знает и не помнит тебя – и твой танец – лучше, чем я. Я, снова я и опять я. Ча-ча-ча.
Вот так философ обыграл тему, с которой мы начали последнюю главу, – а говорили мы о жизни и о том, когда нужно приводить ее в порядок. Только не подумайте, что это грустная и безрадостная тема. Совсем наоборот. Вы способны приглашать на танец свое «я» в любое время, и вовсе не нужно ждать, когда состаритесь или выйдете из себя. Саморефлексия может начинаться с примирения, и она способна вдохнуть в вас жизнь. С новыми личностными конструктами, позволяющими осмыслять себя и других людей, вы, наверное, уже не раз пускались в пляс со своим «я», когда читали эту книгу.
В танце, о котором вел речь Флэнаган, встретились ваше внутреннее «я» и «я», которое вы создали, подпитываете и с которым иногда боретесь. В этом эссе присутствуют темы примирения и оценки прожитой жизни. Прочитайте его еще раз. Мне особенно нравится соседство целостности и удовлетворения от проделанной работы с хорошим времяпрепровождением. Чтобы наша жизнь имела смысл, нам нужно со страстью и вдохновением работать над своими ключевыми проектами. Но рвение должно быть уравновешено веселостью и игривостью, иначе мы рискуем потерпеть неудачу.
Мы можем расширить метафору танца и включить в нее два других компонента. Во-первых, многие из нас видят в себе несколько разных «я» – не одно и не два, а больше. Если вы имеете высокий уровень социального самоконтроля, то, очевидно, знаете, что в вас живет огромное множество различных «я» и далеко не все они знакомы друг с другом. Могли бы вы поставить танец между суровой бизнес-леди и восторженной девочкой, которая не может удержаться от многочисленных селфи, когда ест пиццу в постели погожим воскресным утром? Могут ли такие непохожие «я» хотя бы пожать друг другу руки? Или, например, вы повсюду выставляете напоказ свое смелое и мужественное «я» и при этом постоянно тревожитесь, как бы ваш внутренний «крошка енот» не показал голову и не испортил вам репутацию «мачо». Подумайте над тем, как примирить мужественность с чувствительностью.
Во-вторых, мы можем пригласить на танец других людей, которые много для нас значат; тех, кто дает нам мотивацию, оказывает поддержку и любит нас, несмотря ни на что. Давайте же выпьем за вас, ваше «я» и за нас , ваших верных друзей, которые формируют вашу личность, повышают благополучие, смеются над вашими шутками и крепко держат за руку, когда вам это так необходимо.
Выражение признательности
Я НАЧАЛ РАБОТУ НАД КНИГОЙ еще в 2000 году, когда в Институте перспективных исследований Рэдклиффа при Гарварде прошли первые лекции. Этот замечательный институт оказал мне неоценимую поддержку, за что я ему очень признателен. В основе данной книги лежат лекции, прочитанные мною на протяжении многих лет, и мне хотелось бы поблагодарить всех своих студентов, которые побудили меня проделать эту работу, а также коллег за их помощь и поддержку. Отдельно хочу упомянуть студентов своей лаборатории социальной среды в Карлтонском университете, группу HAPPI в Гарварде и группу исследований социальной среды в Кембридже. На протяжении многих лет Карлтонский университет поддерживал мою научно-исследовательскую работу, которая в окружении таких замечательных коллег была одним удовольствием. Ал-Ли Чин, Адам Грант и Сьюзан Кейн сыграли важную роль в формировании моих идей и устремлений в том, что касалось написания собственной книги. Все они являются почетными пожизненными членами группы исследований социальной среды. Кроме того, они замечательные друзья.
Недавно я вошел в преподавательский состав Колледжа Сидни-Сассекс при Кембриджском университете и хочу поблагодарить Майкла Лэмба, который сумел это организовать. Кроме того, он стал вдохновляющим лидером группы социальной и возрастной психологии в Кембридже. Профессор Фелисия Хупперт горячо поддерживала идеи, изложенные в данной книге, и я искренне признателен ей за это. Мне также повезло стать членом Института благополучия в Кембридже, который был основан Фелисией. Я с удовольствием изучаю и продолжу изучать то, как наука психологии личности и искусство благополучия могут обогатить друг друга.
Лиза Кауфман, мой редактор в PublicAffairs, взяла на себя труд направлять мою работу по написанию книги в нужное русло и давала мне ценные советы на каждом ее этапе. Спасибо тебе, Лиза, за то, что помогла мне не забывать о читателях. Мой агент Харви Клинджер был на высоте и не раз спасал меня от самого себя. Спасибо, Харви, за профессиональную помощь и одобрение. На ранних этапах написания книги Дианна Уилан была моим энергичным и дотошным ассистентом. На завершающей стадии проекта мне повезло иметь такого ассистента, как Симон Куломб. В нем прекрасно сочетаются добросовестность и великодушие. Гран мерси, Симон.
Наконец, самое приятное. Я хочу выразить благодарность своей семье: своим покойным родителям, Аде и Ричарду Литтлам, мудрым и невероятно доброжелательным людям, которые похвалили бы меня за то, что я все-таки написал свою книгу; своей сестре Маргарет, которая с самого начала поддерживала мои начинания; своим детям, Хилари и Бенджамину, которые обогатили мою жизнь и эту книгу, давали мне советы, подбадривали меня и снабжали ценными историями из жизни. Также я хочу сказать спасибо своим родственникам: Литтлам, Паркерам, Литтл-Хенсам, особенно Стиву, Кловеру, Финну и Сьюзан. Их поддержка и воодушевление сопутствовали мне на протяжении всего периода работы над книгой, и я искренне им признателен.
Но больше всего эта книга обязана своим появлением моей жене Сьюзан. Она подбадривала меня, когда дела шли не очень хорошо, и радовалась вместе со мной, когда все налаживалось. Она помогала мне находить логику в моих собственных идеях, оттачивать мысли, развивать уверенность и стоять на своем. Она для меня настоящее сокровище и любовь всей моей жизни.
Об авторе
Профессор Брайан Литтл – ученый и лектор в области психологии личности и мотивации, получивший международное признание. Он является членом совета Института благополучия Кембриджского университета, где, в частности, читает лекции на факультете психологии и в Кембриджской школе бизнеса. Брайн Литтл – почетный профессор-исследователь Карлтонского университета. Преподает в университетах Гарварда, Макгилла и Оксфорда. На протяжении трех лет подряд становился «любимым преподавателем» по итогам опроса среди студентов последнего курса Гарвардского университета.
www.e-puzzle.ru
www.e-puzzle.ru
[1]Теория личностных конструктов Келли была очень смелым, новаторским подходом к изучению личности. Она опередила когнитивный переворот в психологии как минимум на одно десятилетие и в настоящее время продолжает сохранять свое влияние в психологии личности, клинической и деловой психологии. Я наткнулся на книгу Келли, еще будучи студентом университета. Мне нужен был учебник по нейропсихологии, а на его месте совершенно случайно оказалась книга «Психология личностных конструктов» (кто-то поставил ее не на свое место). Я начал ее листать и через четыре часа стал убежденным сторонником теории Келли. В итоге в аспирантуре я занялся изучением не нейропсихологии, а психологии личности.
[2]Ведя рассказ об отдельных людях и организациях, я намеренно менял имена, названия, некоторые детали и обстоятельства, чтобы сохранить их анонимность.
[3]Физикализм – концепция логического позитивизма. Сторонники физикализма ставят ценность какого-либо положения любой науки в зависимость от возможности перевести его на язык физики. – Прим. перев.
[4]Центры оценки – это не места, а мероприятия, устраиваемые компаниями, обычно на отдалении от офиса. Соотношение кандидатов и экспертов в центрах оценки нередко составляет 1:1. Эксперты поровну делятся на специалистов в области психологии (оценка личностных качеств и способностей) и сотрудников организации, которые прекрасно осведомлены о том, какие требования должность предъявляет к кандидатам. Перед мероприятием все кандидаты проходят серию тестов на определение черт характера, способностей и интересов.
[5]Подробный анализ личных проектов содержится в главах 9 и 10.
[6]Ключ к тесту:
Добросовестность:
Балл за п. 3: ___
+ (8 – балл за п. 8): ____
= ____
Разделите полученный результат на 2.
Добросовестность = ____
Доброжелательность:
Балл за п. 7: ____
+ (8 – балл за п. 2): ____
= ____
Разделите полученный результат на 2.
Доброжелательность = ____
Эмоциональная устойчивость (низкий балл указывает на невротизм ):
Балл за п. 9: ____
+ (8 – балл за п. 4): ____
= ____
Разделите полученный результат на 2.
Эмоциональная устойчивость = ____
Открытость опыту:
Балл за п. 5: ____
+ (8 – балл за п. 10): ____
= ____
Разделите полученный результат на 2.
Открытость опыту = ____
Экстраверсия:
Балл за п. 1: ____
+ (8 – балл за п. 6): ____
= ____
Разделите полученный результат на 2.
Экстраверсия = ____
Средние показатели для взрослых (по результатам исследования 305 830 взрослых индивидов ):
Средний показатель
[7]Исследование однояйцовых и разнояйцовых близнецов, проведенное с помощью данного теста, показало следующие значения наследственности: невротизм (41 процент), экстраверсия (53 процента), открытость (61 процент), доброжелательность (41 процент), добросовестность (44 процента).
[8]Ученые Сэмюэлс и Видиджер (2011) доказали, что обсессивно-компульсивное расстройство личности – это крайняя форма добросовестности. Я подозреваю, что невротизм ускоряет этот переход из нормы в патологию.
[9]Кейн считает, что сегодня интроверты играют в американском обществе такую же незавидную роль, какую до начала эпохи феминизма играли женщины.
[10]Introvert, Sense, Thinking, Perceiving. – Прим. перев.
[11]Существуют доказательства того, что новорожденные дети родителей-экстравертов также пытаются получить больше слуховой стимуляции, чем дети родителей-интровертов.
[12]Хотя принято считать, что американская и европейская цивилизации являются более экстравертированными, чем, например, японская, психологических данных, которые доказывали бы это предположение, пока недостаточно.
[13]Знаменитый гастрономический ресторан в Швейцарии. – Прим. перев.
[14]Эмерит (лат. emeritus – отслуживший, старый) – профессор, преподаватель высшей школы, католический или протестантский священник, который в связи с преклонным возрастом освобожден от исполнения своих ежедневных обязанностей. – Прим. перев.
[15]Американский полковник, которого писатель Вашингтон Ирвинг сделал героем рассказа «Легенда о Сонной лощине». – Прим. перев.