Милгрэмополис: город как перегрузка
Мы познакомились со Стэнли Милгрэмом еще в главе 1, когда обсуждали феномен знакомых незнакомцев. Милгрэм рассматривал эту тему в контексте более комплексной теории о том, как города влияют на человеческое благополучие. Его взгляд на город в том, что касается уровня социальной стимуляции, прямо противоположен позиции Александера. Для Милгрэма город представляет собой источник стимуляции, которая, накапливаясь, пагубно сказывается на нашем благополучии.
Он предположил, что человек, живущий в городе, вынужден считаться с тремя демографическими особенностями: большим числом людей, сжатым пространством (и, как следствие, высокой плотностью) и социальной разнородностью. Эти три фактора, действующие вместе, создают психологическое состояние информационной перегрузки. Согласно Милгрэму, такая перегрузка давит на психику и заставляет людей использовать адаптивные стратегии, уменьшающие количество и интенсивность стимуляции. И хотя на уровне отдельных индивидов данные стратегии благотворны, на коллективном уровне они создают проблемы. Предлагаю рассмотреть три адаптивные стратегии, которые мы можем использовать для борьбы с перегрузкой.
Во-первых, можно уменьшить количество и качество времени, которое мы тратим на источники стимуляции. Чтобы понять, что я имею в виду, посмотрите, как отличается ритм жизни в городах от ритма жизни в сельской местности. Само собой, в городах ритм намного выше: люди быстрее ходят, а их диалоги друг с другом заметно короче. Ускоряя шаг, мы не замечаем людей и события, которые вносят вклад в перегрузку. То же самое справедливо и для нашего взаимодействия друг с другом. Например, в ходе одного исследования выяснилось, что в мегаполисах процесс покупки марок на почте проходит гораздо быстрее, чем в малых городах. Скорее всего, это ускорение сопровождалось снижением качества общения. В небольших населенных пунктах посещение почты нередко перерастало в разговор о погоде, приятеле вашей сестры и домашних животных. Жители крупных городов, возможно, тоже не прочь поговорить на подобные темы, но физически не могут себе это позволить: за ними в очереди стоит десяток других желающих купить марку или оплатить услуги. «Приятного дня. Следующий!» – вот и все, что успевает сказать сотрудник почты.
Во-вторых, можно не обращать внимания на информацию, имеющую низкую значимость. Мы можем просто игнорировать определенные стимулы. Однако эта стратегия, несмотря на защиту от перегрузки, порой приводит к нежелательным социальным последствиям. Вспомните о разнородности – в городах живет чрезвычайно разношерстная публика. Кроме того, каждый из нас в течение дня оказывается во множестве разнообразных ситуаций. В случае с людьми эта адаптивная стратегия приводит к тому, что мы игнорируем индивидов, не имеющих для нас большого значения. Мы можем отфильтровывать всех, кому за тридцать, или, наоборот, тех, кому нет тридцати, людей с татуировками, низкорослых, попрошаек или обладателей Range Rover. Какие бы критерии вы ни использовали, они должны быть практичными и допускать моментальное реагирование. Размер, цвет, элементы стиля хорошо различимы и служат эффективными фильтрами. Но, если вы, например, не хотите вступать в контакт с престарелыми социологами-постмодернистами определенной политической ориентации, вам будет нелегко их заметить, а значит, и проигнорировать. Хотя сланцы, бородка и рюкзак не могут не вызвать подозрений.
В-третьих, мы можем заблокировать информацию прежде, чем она поступит в наш «процессинговый центр». Например, люди, живущие в городах, реже вносят свои номера телефонов в телефонную книгу (о мобильниках мы еще поговорим, но чуть позже), чем жители маленьких городов. Это хороший способ ограничения нежелательных контактов. Но существует и другой, более хитрый и продвинутый способ борьбы с избыточной стимуляцией: если мы должны публиковать свои данные вместе с фотографией, то пусть выражение нашего лица ясно указывает на нерасположенность к общению. Я даже заметил, что жительницы различных городов используют данный метод по-разному. Так, в Торонто женщины смотрят прямо в объектив, а их лицо выражает легкое раздражение. В Монреале все примерно так же, но к этому добавляются немного приподнятые брови. Только не просите меня представить опубликованные доказательства моих наблюдений – их попросту нет.
Если бы каждый раз, попадая в город, нам приходилось сознательно применять указанные средства борьбы с перегрузкой и рассуждать о том, как уменьшить интенсивность социальной стимуляции, наши когнитивные ресурсы быстро истощились бы. К счастью, наша задача значительно проще, чем кажется на первый взгляд, потому что в крупных городах существуют негласные нормы игнорирования окружающих. И вместо того, чтобы объяснять, почему мы не желаем с кем-то контактировать, мы должны оправдывать свое желание общения. И это правило является незыблемым, в чем Стэнли Милгрэм убедился на собственном опыте.
Все началось с тещи Милгрэма. Она спросила, почему люди в нью-йоркском метро не уступают места седовласым старушкам, к числу которых она, очевидно, причисляла и себя. Милгрэм, как любознательный исследователь, решил выяснить почему. Он попросил нескольких студентов отправиться в Манхэттен и спуститься в подземку, где они должны были обращаться к пассажирам с просьбой уступить место. Милгрэм разработал несколько различных обращений, но самым интересным было наиболее простое: «Не могли бы вы уступить мне свое место?» Многие студенты-магистранты, немного подумав, решали воздержаться от подобных вопросов. Однако один студент осмелился обратиться к пассажирам с такой просьбой, и кое-кто даже уступил ему место. Однако надолго его не хватило: это задание оказалось чрезвычайно стрессовым. Тогда Милгрэм решил разобраться во всем самостоятельно. Он вошел в вагон, подошел к пассажиру, но не смог вымолвить ни слова. Ему стало не по себе. Чем же вызвано ухудшение его самочувствия? Дело в том, что норма невмешательства в чужую жизнь глубоко укоренена в нашем сознании и нарушить ее так просто не получится. По мнению Милгрэма, поведение людей в метро – квинтэссенция городской реальности. Крупные города являются источниками информационной перегрузки. Чтобы справиться с ней, мы разрабатываем адаптационные механизмы. Затем мы превращаем эти стратегии в ожидаемую манеру поведения людей в мегаполисах, так что нам приходится извиняться, если мы решаем проявить вежливость.