Шаг первый: погружения в процесс фоточтения.
Положите книгу или любой другой материал для чтения перед собой. Закройте глаза и установите контроль над каждой частью тела. Сядьте прямо. Поставьте обе ноги на пол. Дышите глубоко и равномерно.
Расслабьтесь. Теперь представьте, что вы парите чуть выше и позади самих себя. Откройте глаза и взгляните на страницы, представляя, что вы читаете, заглядывая через собственную голову. Обратите внимание: при чтении вы обычно поддерживаете книгу двумя руками, а прием заглядывания через голову расширяет визуальную перспективу, позволяя вам охватить взглядом обе открытые страницы разом. В этот момент волновые процессы в вашем мозгу замедляются до 8–12 циклов в секунду, что соответствует альфа-состоянию, или покою (в моменты бодрствования ваше обычное бета-состояние — 12–23 цикла в секунду). Психологи полагают, что такое раскрепощенное, но рабочее состояние мозга является оптимальным для обучения.
Шаг второй: сформулируйте цель чтения.
Прежде чем вы начнете читать, сформулируйте про себя цель, к которой вы стремитесь, работая с данным материалом. Фрэнсис Бэкон однажды сказал: «Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить». Пауль Шееле сформулировал это более откровенно: «Некоторые вещи заслуживают детального прочтения. Другие не следует читать вовсе». Чаще всего мы совершенно не планируем свое чтение: берем случайно попавшие в руки книги или журналы и просто начинаем читать. Такой подход чудовищно неэффективен. Чтение книги продолжается несколько дней, а длинная статья отнимает часы. К занятиям, поглощающим столько времени, следует относиться так же продуманно, как и к любой другой важной работе.
Если вы собрались насладиться сонетами Шекспира, следует делать это не спеша, смакуя каждое слово. Но если вы подписались на услуги, предоставляемые компьютером по сети, и вам никак не избежать полугодового чтения 250 страниц руководства для пользователей, у вас наверняка возникнет желание «проглотить» его целиком, воспользовавшись техникой фоточтения. Смотрите на вещи реально. Спросите себя, прежде чем начинать: «Чего я добиваюсь, читая этот материал? Научит ли меня эта книга пользоваться новым компьютером, поможет ли глубже постигнуть любимое занятие, освоить иностранный язык или познакомит со злободневной социальной проблемой?» Определите заранее, каким именно образом чтение будет способствовать росту ваших способностей или сбору информации.
«Какой уровень знакомства с материалом мне необходим? Нужно ли изучить и запомнить все изложенные факты, только основные идеи каждой главы или одно-два ключевых понятия или метода?» Решите это заранее.
«Сколько времени я могу сейчас уделить достижению своей цели?» Ответив на два первых вопроса, вы, не исключено, уже придете к выводу не тратить время на данный материал или решите, что он стоит только пяти ваших минут. Судите сами.
Шаг третий: просмотр.
Чем четче предварительное представление о книге или статье в целом, тем легче она поддастся фоточтению. Сперва ознакомьтесь с общей структурой книги. Прочтите оглавление, заголовки и подзаголовки всех глав; предметный указатель; текст на передней и задней страницах обложки; все, что набрано жирным шрифтом или курсивом. Обязательно просмотрите текст, выделенный рамками, диаграммы и графики. Такой просмотр даст вам достаточно ясное представление о содержании книги.
Затем идентифицируйте ключевые слова, которые часто попадаются на глаза при просмотре. Автор постоянно прибегает к ним, поскольку они представляют основные аспекты темы книги. В «Факторе Эйнштейна» такими словами являются «поток образов» и «обратная связь». Определите точное значение ключевых слов, и вы начнете понимать книгу.
Наконец, подведите промежуточные итоги. Изменились ли ваши приоритеты? Во многих случаях вы наверняка поймете, что такой предварительный просмотр уже удовлетворил все ваши потребности в книге. Просмотр — дело вкуса. Вам может показаться, что вы и так хорошо владеете фоточтением и не нуждаетесь в предварительном просмотре. Не спешите, существуют определенные преимущества такого подхода.
Знакомство с большим количеством осознанной информации о книге может заблокировать значительно более слабые сигналы и прозрения на подсознательном уровне. В связи с этой проблемой мне довелось сотрудничать с Паулем Шееле при разработке менее навязчивых методов просмотра. Как подобает настоящему ученому, Пауль был необычайно восприимчив к моим предположениям и горел энтузиазмом проверить их на практике. Результаты первых тестов оказались обнадеживающими, и мы, вероятно, воспользуемся обновленной версией процедуры просмотра в программе PAAL (в которой оба участвуем). Однако, пока новая версия не доведена до совершенства, читателю придется выбирать между оригинальной методикой, описанной выше, и отказом от использования предварительного просмотра вообще.