Индивидуальные различия памяти
Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т. е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, т. е. в том, что запоминается. Эти двоякие изменения с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.
Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Скорость запоминания определяют числом повторений, необходимых тому или иному человеку для запоминания определенного объема материала. Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Наконец, готовность памяти выражается в том, насколько человек может легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему необходимо. Эти различия в определенной мере связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Особенности высшей нервной деятельности и связанные с ними индивидуальные различия в процессах памяти изменяются под влиянием условий жизни и воспитания. Поэтому указанные особенности памяти определяются условиями ее воспитания и зависят в первую очередь от того, насколько сформированы у каждого человека рациональные способы запоминания. Они связаны с привычкой к точности и аккуратности в работе, наличием ответственного отношения к своим обязанностям, настойчивостью в их выполнении и т. д. Готовность памяти, кроме того, зависит от систематичности в приобретении и закреплении знаний.
Память – это основа личности. По представлениям древних греков, богиня памяти Мнемозина – мать девяти муз, покровительниц всех известных тогда наук и искусств.
Удивительной памятью обладают многие люди. Так, книга Веды – древнейший памятник индийской литературы – на протяжении веков передавалась устно, сохраняясь лишь в памяти индийцев. Некоторые из них и сейчас помнят народный эпос – все песни Махабхараты в 300 тысяч строк.
Среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной, поистине безграничной памяти. Интересные факты о памяти Наполеона сообщает Лас Каза.. Память Наполеона "восхищала" тем, что она, "казалось, приходила на помощь по мере надобности и как бы по команде". "Наполеон диктовал всегда без всякой подготовки. Я никогда, ни в одном случае, не видел, - пишет Лас Каза, - чтобы он наводил справки по …истории, и, однако, никто не цитировал исторических фактов более верно, более уместно и более часто… Дело в том, что в Наполеоне жила масса объектов в состоянии готовности, чтобы с блеском обнаружиться при специальных условиях; в состоянии беззаботности они, казалось, не только дремали в нем, но даже были ему, так сказать, чужды… Но как только наступал соответствующий повод, он, не колеблясь, делал самые точные ссылки, и, если у меня иногда возникали сомнения, и я эти ссылки проверял, все оказывалось исполненным самой безукоризненной точности; я ни разу не нашел ни одной ошибки".
Истории неизвестны люди, которые могут с равным успехом запоминать абсолютно все. Кто-то отличается памятью на лица, но с трудом запоминает хронологические даты, кому-то легко даются слова, числа. Есть люди, у которых наглядная память вообще не знает ошибок, и объем ее кажется безграничным. Таких людей называют эйдетиками. Память эйдетиков работает с точностью хорошего фотоаппарата.
Такой эйдетизм является удивительным качеством человеческой психики, и в некоторых случаях он является профессионально важным. Среди многих художников мы встречаем большое количество выраженных эйдетиков. В частности, таким эйдетиком был И.Н. Крамской; удивлял современников и английский художник Дж. Рейнольдс, писавший портреты по памяти; то же самое свойство отличало А.И.Куинджи и некоторых других художников.
Слуховым эйдетиком был Балакирев, он никогда не забывал ни одной ноты из ранее запечатленных произведений. Таким же был Моцарт. Вот что пишет о нем биограф: "Публика стекалась в Ватикан, где должно было исполняться духовное сочинение Аллегри, играемое только один раз в год. Римский папа ревниво оберегал это музыкальное произведение, и строгая кара ждала того, кто перепишет эти ноты или даже покажет их постороннему. Среди слушателей были, конечно, Моцарт с сыном.
Напряженно слушал Вольфганг это замечательное произведение, и ночью, когда отец спокойно спал, мальчик что-то прилежно записывал в свою нотную тетрадь. Наутро, перед тем, как уйти, Вольфганг протянул отцу свою запись, и, хитро усмехаясь, сказал:
- Отец, этот подарок мы пошлем нашей Наннерль… Она будет первым человеком после папы, имеющим ноты Аллегри.
Взглянув на ноты, отец присел. Перед ним была точная, нота в ноту, запись слышанного вчера сложного многоголосного произведения композитора Аллегри.
- Это не может быть, это не может быть… - растерянно шептал старик".
Такие же истории рассказывают о Гуно, Рахманинове и других выдающихся музыкантах.
Известен случай эйдетизма на шахматные партии. Знаменитый А. Алехин однажды вслепую провел сеанс одновременной игры на 32 шахматных досках.
Гарибян повторил 3 тысячи не связанных между собой слов, результаты занесены в книгу рекордов Гиннеса.
Таким образом, есть люди, обладающие поразительной памятью, но таких людей сравнительно мало, тем не менее многочисленные исследования показали, что у каждого человека имеются потенциальные, так называемые резервные возможности памяти.
Тема 1.3. Мышление
"Мало иметь хороший ум, главное-хорошо его применять»
Р.Декарт
Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.
(Ф. Ларошфуко)
1. Общее представление о мышлении.
2. Операции мышления.
3. Формы мышления.
4. Решение проблемной ситуации (задач).
5. Виды мышления.
6. Индивидуальные особенности мышления.