Методика изучения самоотношения и самопринятия
Тест «Автопортрет»
Материал: лист бумаги, поделенный на три части, простой карандаш, ластик.
Инструкция:
Вариант первый.
«На каждой части листа нарисуй сам себя. В первой части будет твой портрет: «Я, какой я есть». Во второй: «Я, глазами других» («Как меня видят другие»). В третьей: «Я, каким я хочу стать». Неважно, как ты умеешь рисовать, рисуй что хочешь, долго не задумывайся».
Вариант второй.
Для младших детей это задание следует упростить, оставив лишь два рисунка: первый и третий. Анализ результатов:
I. Характер самоотношения: первый рисунок выполнен тщательно, есть детали, соблюдены, конечно, относительно, пропорции, чувствуется старание и тщательность, на перспективу планируется ещё большая гармония — третий рисунок с изображением ещё большей и идеальной фигуры. Такой рисунок означает положительное самоотношение, наличие внутренней гармонии и способности к самопознанию и саморегуляции.
II. Первый рисунок выполнен нарочито кон
фликтно — одна рука недорисована, фигура деформи
рованная, волосы всклокочены и прочие признаки
эмоционального неприятия себя. Эта тенденция отме
чается и в других рисунках. Это означает наличие ак
туальных для ребёнка конфликтов, непринятие себя.
III. Особенно деформированной фигура выглядит на втором рисунке — есть проблемы в области отношений с другими, конфликты, ссоры и пр.
IV. Нарисована лишь часть фигуры — голова. Представления о себе несформированы, неполные, есть чувство неуверенности.
V. Ребёнок затрудняется сделать два рисунка (за
исключением первого) — плохо развито осознание сво
их отношений с другими и есть трудности в создании
себя в будущем.
VI. Существенные различия в величине рисунков
«Я, какой я есть» и «Я, каким я хочу стать» в сторону
увеличения и большей идеальной представленности
последнего. В нём лучше выражены пропорции, тща
тельно вырисованы детали и пр. Это означает естест
венную для возраста ориентацию на идеал, стремление
к развитию, взрослению, росту.
VII. Если же на всех рисунках изображения деформированы, непропорциональны, ущербны — у ребёнка личностные проблемы, невысокий индекс принятия себя. Особенно, если в сравнении с рисунком животного эта характеристика качества изображения заметно усиливается.
Продуктивным для анализа становится сравнение двух рисунков. Изменение толщины линий, тщательность прорисовывания фигуры позволяет выявить наличие внутренних конфликтов, напряжений и проблем. Если рисунок животного нарисован плавными линиями и не содержит признаков тревожности, а в автопортрете много деформаций и признаков эмоционального напряжения, это означает, что проблемы ребёнка находятся в плане межличностных отношений и их определяет та социальная ситуация, в которой он находится.
Для уточнения своих представлений воспитателю следует побеседовать с ребёнком, расспросить его о том, что он хотел нарисовать, что значит та или иная деталь. Если дети умеют писать, можно попросить сделать подписи к рисункам.
Рисунок «Плохой и хороший ребёнок»
Материал:лист бумаги, разделённый на три части, и четыре карандаша: красный, синий, чёрный, коричневый.
Инструкция:«Лист разделён на три части. Нарисуй в первой части плохого ребёнка чёрным и коричневым карандашами. Во второй части — хорошего ребёнка красным и синим карандашами, а в третьей части — себя любыми карандашами, которыми захочешь».
Анализ рисунка:
I.Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам — ребёнок понимает значение эмоционально-оценочных суждений. Плохой ребёнок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший — большого размера, тщательно.
II. Автопортрет выполнен красным и синим карандашами — высокая степень с самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать — незрелость, инфантилизм, отсутствие критичности, нарушение самовосприятия.
III. Автопортрет выполнен преимущественно чёрным и коричневым карандашами, фигура плохо про рисована, части тела непропорциональны — означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутствие поддержки и одобрения взрослых.
IV. Автопортрет достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выполнен тщательно, в основном красным и синим карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены чёрным и коричневым цветом — означает критичность по отношению к себе, стремление стать лучше, нравиться взрослым, получить их одобрение.
Более полное представление можно получить сопоставив все данные вместе: величину каждого рисунка, степень детализации фигуры, наличие социальных признаков: глаз, ушей, рта, тщательность исполнения, наличие жирных линий, обводок, исправлений. И еще то, какой пол у эталонных фигур хорошего и плохого ребёнка, соответствует ли он полу ребёнка. В нашей культуре и девочки и мальчики плохим рисуют обычно мальчика. А это уже материал для коррекционной работы на занятиях.
Тест «Добро, Зло и Я»
Позволит получить представление о характере усвоения ребёнком нравственных категорий, а также о степени его невротизации и тревожности.
Материал:у каждого ребёнка лист белой бумаги и по три вырезанных кружка разного диаметра: красного, синего, чёрного цвета (большой, средний и маленький).
Инструкция:
1 вариант:
«Представь себе, что лист бумаги — это вся твоя жизнь, всё, что тебя окружает. Три кружка красного цвета — это «Добро», три кружка синего цвета — «Ты сам», три кружка чёрного цвета означают «Зло». Расположи на листе, где «Ты», где «Добро», где «Зло». Можешь выбрать подходящий размер кружка».
2 вариант:
Ребёнку дают лист бумаги и три разных карандаша, повторяют предыдущую инструкцию и предлагают нарисовать «Добро», «Себя», «Зло» такого размера, которого он захочет, и на том месте, где захочет. Этот вариант удобен для работы в группе, так как рисунок фиксирует место расположения кружков, что важно для интерпретации результатов.
Анализ результатов:
I. Расстояние «Я» ближе к «Добру» и далеко от «Зла» — самоощущение позитивное, правильно расставлены нравственные акценты.
П. Расстояние «Я» ближе ко «Злу» — тревога и наличие не отреагированных отрицательных эмоций, страхи, повышенная невротизация, особенно если «Зло» больше по величине.
III. Величина «Я» меньше других кружков — незащищенность, тревожность, подавленность.
IV. Все три кружка пересекаются — наличие противоречивых чувств, сложность внутренних переживаний, тревожность.
V. Отсутствие какого-либо изображения. Необхо
димо выяснить, почему. Отсутствие «Зла» может озна
чать вытеснение негативного опыта, психическую
травму, страх; отсутствие «Добра» — непонимание
нравственных категорий, отсутствие позитивных ресур
сов. Отсутствие «Я» — неуверенность и непринятие се
бя, эмоциональное отвержение.