Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных.
компетенций.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... .
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
9. ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД..
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины (модуля) «Трасология и трасологическая экспертиза» являются:
Цели и задачи дисциплины:
Цельдисциплины состоит в подготовке специалистов, способных квалифицированно и на современном уровне осуществлять судебно-экспертную деятельность по обеспечению судопроизводства, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений путем использования специальных знаний в области трасологии.
Задачи дисциплины:
- выработать навыки исследования вещной обстановки мест происшествий для обнаружения, фиксации, изъятия материально-фиксированных трасологических объектов и их предварительного исследования;
- ознакомить с основами информационного обеспечения судебно-экспертной деятельности при производстве трасологических экспертиз и исследований;
- сформировать навыки анализа и обобщения экспертной практики, причин и условий способствующих совершению преступлений с целью разработки предложений, направленных на их устранение;
- выработать навыки, направленные на использование специальных знаний в области трасологии путём применения научно-обоснованных методик и технических средств при исследовании мaтepиaльнo-фикcиpoвaнныx следов и предметов.
- развить у обучающихся умения и навыки оказания консультативной помощи субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства трасологических экспертиз;
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ (ООП)
Дисциплина «Трасология и трасологическая экспертиза» является дисциплиной базовой части (С. 3.1.4) профессионального цикла. При её изучении обучающийся использует знания, полученные в ходе прохождения предшествующих дисциплин: «Теория судебной экспертизы» (использование основных научных построений системы профессионального экспертного знания), «Уголовный процесс» (знание норм процессуального права, регламентирующих права и обязанности эксперта и специалиста как участников уголовного процесса), «Криминалистика» (уяснение места трасологии как отрасли криминалистической техники), «Уголовное право» (применение норм материального права в судебно-экспертной деятельности). «Естественно - научные методы судебно-экспертных исследований» (навыки обнаружения и фиксации и исследования следов). «Трасология и трасологическая экспертиза» является обеспечивающей дисциплиной для дисциплин: «Участие специалиста в процессуальных действиях» (получение практических умений и навыков обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования трасологических объектов), «Криминалистическая регистрация» (получение практических умений и навыков выявления и фиксации общих и частных признаков в трасологических объектах), «Актуальные проблемы судебной экспертизы» (получение навыков анализа судебно-экспертной практики, научной информации, зарубежного опыта по тематике исследования), «Технико-криминалистическая экспертиза документов», (получение навыков использования знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при производстве судебных экспертиз и исследований).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных компетенций:
- способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
- способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5) – в части, касающейся выполнения профессиональных задач;
- способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
- способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);
- способность применять естественнонаучные и математические методы при решении профессиональных задач, использовать средства измерения (ОК-15);
- способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных, автоматизированные рабочие места (ОК-16).
профессиональных компетенций:
- способность использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1);
- способность применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);
- способность использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств (ПК-3);
- способность применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов – вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-4);
- способность применять знания в области материального и процессуального права (ПК-5);
- способность применять при осмотре места происшествия технико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов – вещественных доказательств (ПК-6);
- способность участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а так же в непроцессуальных действиях (ПК-7);
- способность организовывать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, ведомственных правовых актов, функциональных обязанностей и основ делопроизводства (ПК-11);
- способность составлять планы и отчеты по утвержденным формам (ПК-13);
- способность выявлять, распространять и внедрять передовой опыт использования научно-технических методов и средств в правоприменительной практике (ПК-14);
- способность к организации и осуществлению мероприятий по технической эксплуатации, проверке и использованию технических средств в экспертной практике (ПК-15);
- способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (в части, касающейся обеспечения личной безопасности и безопасности граждан в процессе решения служебных задач) (ПК-16);
- способность обучать сотрудников правоохранительных органов приемам и методам выявления, фиксации, изъятия следов и вещественных доказательств и использования последних в раскрытии и расследовании правонарушений (ПК-17);
- способность консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений (ПК-18);
- способность анализировать судебно-экспертную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-19);
- способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-20);
- способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-21);
- способность выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение (ПК-22).
профессионально-специализированных компетенций:
- способностью применять методики криминалистических экспертиз (ПСК-1.1);
- способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять криминалистические средства и методы поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных следов-отображений, следов-предметов и следов-веществ для установления фактических данных (обстоятельств дела) в судопроизводстве (ПСК-1.2).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- теоретические основы трасологии (ОК-5, ПК-1,);
- систему методов и средств трасологии (ПК-2);
- закономерности следообразования (ПК-3);
- систему объектов трасологических исследований (ПК- 1, 6);
- классификацию следов (ПК-6);
- положения трасологической идентификации и диагностики (ПК-2);
- методику проведения трасологических экспертиз и исследований (ПК-2);
владеть:
- средствами и методами выявления и фиксации следов-отображений (ПК-4, 6, 7, 11, 15);
- методикой производства диагностических и идентификационных трасологических экспертиз и исследований (ПК-2, 3);
- традиционными и современными методами сравнения и оценки идентификационных и диагностических признаков (ОК-9, ПК-3);
уметь:
- выявлять и фиксировать следы на месте происшествия (ПК-6, 15);
- устанавливать механизм следообразования, оценивать воздействие на него различных факторов (ПК-14);
- проводить трасологические экспертизы и исследования, направленные на: установление лица, оставившего след; идентификацию орудий, инструментов, одежды, транспортных средств, производственных механизмов; установление целого по частям; распознавание свойств, состояний объектов, различных обстоятельств, связанных с событийной характеристикой преступления (ОК-15, ПК-11, 13, 14, 20 ПСК-1.1);
- осуществлять комплексное применение специальных знаний в уголовном судопроизводстве (ОК-10, ОК-16, ПК-16, 17, 18, 19, 21, 22, ПСК-1.2);
- применять в практической деятельности познания в области материального и процессуального права (ОК-1, ПК-5).
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Таблица 2