Роль научного знания в развитии компетентности специалиста.
Быстроизменяющаяся действительность вызвала к жизни новые, точнее, обновленные цели, содержание, методики и технологии производственной и экономической деятельности, в том числе и товароведческой. Это повлекло за собой и иные требования к специалисту вообще и товароведу в частности. Он должен выполнять функции не только специалиста в сфере товароведения и торгового предпринимательства, но и исследователя потребностей покупателей, характеристик новых товаров, новых подходов в организации торговли, расширении товарных рынков, соединяя при этом традиции с нововведениями, особенности отечественной и мировой торговли.
Успешно выполнять эту работу может лишь тот, кто овладел методологией научного и научно-методического исследования и умеет применить ее на практике.
Методология определяется как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Иными словами — это учение об основах построения любой деятельности, в том числе — практической.
Методология товароведения в последнее время отражает не только общие принципы, подходы и методы теории товароведения, но и ее практическое приложение к развитию и обновлению товароведческой деятельности, т.е. стала методологией деятельности по развитию, обновлению, преобразованию самой системы товароведения и торгового предпринимательства. Практическая методология — это методология, адресованная всем, кто стремится совершенствовать товароведную практику, намечаются перспективы развития торговых предприятий, товарных рынков города, региона, страны, и тем самым вносится лепта в решение многих теоретических и практических проблем товароведения и торгового предпринимательства. Иными словами, практическая методология адресована всем, кто стремится к осмысленному творческому труду в сфере товароведения.
Массовый товароведческий поиск был порожден расширением товарных рынков и наплывом новых товаров в страны постсоветского пространства на рубеже 90-х годов прошлого столетия. Безусловно, что в этот период в нашей стране возросла роль торговли и товароведения в экономическом развитии общества, вхождения государства в мировой товарный рынок. Возникла необходимость в том, чтобы товароведы в какой-то мере стали и философами, определяющими цели и смысл торговли и товароведческой деятельности, так как в их центр была поставлена личность, потребитель и его потребности. Резкое разграничение функций ученых в сфере товароведения и торговли и практиков ушло в прошлое.
К традиционным функциям специалиста добавилась (вернее, отчетливее проявилась) функция исследовательская, позволяющая осуществлять направленный поиск нового. Товароведческая профессия не относят к разряду творческих. Однако в ней ярко проявляется социальный аспект, связанный с задачами по развитию производства и экономических связей. Товаровед всегда должен искать лучшие варианты, сравнивать эффективность различных подходов и средств ведения торговли, характеристик товаров, находить уникальные решения в меняющихся и нередко нестандартных ситуациях. В его деятельности всегда необходимо проявление и логических обоснований деятельности, и интуитивной догадки, и воображения, и предвидения. В поисках лучших решений он вырабатывает собственную стратегию и тактику, проводит диагностику, оценку сделанного, корректирует ранее принятый тип деятельности. Таким образом, налицо почти все элементы исследовательского поиска.
В современной ситуации возникла потребность в том, чтобы исследовательская деятельность товароведа стала целенаправленной и профессиональной. Многофункциональность производства, экономики, торговли вызвала к жизни и многообразие функций, выполняемых его отдельными субъектами, и необходимость совместной творческой работы технологов, экономистов, управленцев, товароведов и ученых.
При этом преимущественная предметная направленность каждого конкретного исследования своя. Это может быть: поиск в рамках проблем и задач, связанных с изучением отдельного товара или товароведения группы товаров; исследование, охватывающее общие проблемы управления качеством товаров или экспертизы отдельных товаров; исследование, связанное с безопасностью товаров или поиском новых подходов по защите прав потребителей и т.д. Определить все направления исследований невозможно. Возникновение новых товаров, новых технологий их производства, потребность в расширении товарного рынка, автоматически вызовут новые их виды исследований. Весь этот спектр практических поисков связан теснейшим образом с развитием общества, государства, его экономики, и обращен, прежде всего, к потребителю.
В последние 10 лет число исследований в сфере товароведения и людей, вовлеченных в этот процесс, возросло. Во многом именно благодаря этому поиску рынок стал наполняться отечественными качественными и безопасными товарами, которые все более стремительно находят свои ниши на мировом товарном рынке. Частично эта проблема решилась за счет реализации новых требований в подготовке товароведов. Однако, как и в каждом массовом явлении, в этом процессе стали возникать и негативные моменты. Возникло много имитаций научного поиска, лишенных новизны, а потому и малопродуктивных и для теории, и для практики товароведения. Качество многих магистерских диссертаций не очень высоко. За исследование порой выдается просто хорошая, добросовестная работа. Нередко сами магистранты затрудняются определить, что они ищут, какие варианты и модели собираются проверять, в чем суть их исследовательского замысла.
Для магистрантов-товароведов это объясняется, прежде всего, том, что для проведения исследования нужна хорошая лабораторная база, реальное сотрудничество учебного заведения и профильным НИИ, что позволило бы решать реальные, востребуемте исследовательские задачи, внедрять научные достижения в практику.
Массовая исследовательская практика выявила недостаток исследовательской культуры у значительной части участников поиска, слабое владение методологией исследования и неготовность к использованию новых подходов и способов практической и исследовательской деятельности.
Итак, для того чтобы состоялось подлинное, результативное исследование, позволяющее найти, проверить и предложить свое, в чем-то более эффективное, чем известное ранее или общепринятое, решение проблемы, чтобы можно было найти свой подход или усовершенствование, от товароведа требуется:
- осознание характера поисковой деятельности как творческой, продуктивной, нацеленной не просто на привлечение информации, а на ее создание и постижение смысла, на поиск оригинальных и эффективных решений;
- общенаучная и предметная эрудированность, а также общекультурный кругозор;
- наличие личностного творческого потенциала, способности к нестандартным подходам и решениям; волевых и морально-психологических качеств: честности, настойчивости, увлеченности, критичности и др.
- овладение методологией научного практического поиска — теоретического и практического;
- овладение технологиями, т.е. основными процедурами, последовательностью операций и действий, методиками и алгоритмами деятельности.
Задача данного курса помочь в овладении названными компонентами.
2. Общие сведения о науке и научных исследованиях
Наука– это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социально-экономической деятельности. Это синтез организованной особым образом познавательной деятельности и ее результатов. Под особым образом познавательной деятельностипонимается методологические и мировоззренческие принципы, обеспечивающие научный подход к выбору, постановке и реализации исследования. Термин наука применяется также и для обозначения отдельной области знаний. Основная цель науки– познание объективного мира (теоретическое отражение действительности) и воздействие на окружающую среду с целью получения полезных обществу результатов. Наука поддерживается и развивается в результате исследовательской деятельности общества. Научное исследование– это форма существования и развития науки.
Рис. 1. Структура организации научных исследований
Структуру организации научных исследований целесообразно представить в виде четырех компонентов (рис.1.):
первый - общие вопросы научных исследований (теория, методология и методы);
второй – процессы научных исследований (формы, методы и средства познания);
третий – методика научных исследований (выбор конкретных форм, методов и средств, эффективных для соответствующей области науки или отрасли профессиональной деятельности);
четвертый – технология научных исследований (совокупность знаний о процессах научных исследований и методике их выполнения).
Научная теория– это высшая форма организации теоретического знания, представляющая собой совокупность объединенных в единую систему основных элементов теории (подтвержденных гипотез, понятий, суждений) в соответствующей отрасли (в данном случае в товароведении). Критерием истинности теории является ее практическое подтверждение.
Основой любой науки и, в частности, науковедения является методология, которая представляет собой учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В научной литературе под методологиейобычно понимается, прежде всего, система научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология может быть специально-научная и философская. Специально-научная методология разделяется на несколько уровней: общенаучные методологические концепции и направления, методология отдельных специальных наук, методика и технология исследований. Философская методология определяет систему философских знаний. Частным способом реализации методологии на практике является метод, как система действий в различных видах человеческой деятельности направленных на достижение поставленной задачи.
Научный метод– это система правил и предписаний, направляющих человеческую деятельность (производственную, политическую, культурную, научную, образовательную и т.д.) к достижению поставленной цели. Если методология – это стратегия научных исследований, обеспечивающих достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных результатов (генеральный путь познания), то метод – это тактика, показывающая как лучше всего идти этим путем.
Метод(гр. methodos) — 1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием, способ и образ действий.
Метод— путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Из определения метода вытекает, что существуют две большие группы методов: познания (исследования) и практического действия (преобразовательные методы).
1) Методы исследования— приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. С помощью этой группы методов получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя: его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования. Методы подразделяются на следующие:
- всеобщий, или философский, общенаучные и методы частных наук;
- констатирующие и преобразующие;
- эмпирические и теоретические;
- качественные и количественные;
- содержательные и формальные;
- методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;
- описания, объяснения и прогноза;
- обработки результатов исследования.
Всеобщий, или философский метод— всеобщий метод материалистической диалектики.
К общенаучным методамотносятся:
Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.
Сравнение - это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.
Счет – это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.
Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.
Эксперимент – одна из сфер человеческого практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.
Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса.
Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.
Формализация – отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т.д.).
Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаются без доказательств.
Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.
Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.
Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.
Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.
Гипотетический метод познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и т.п., сущности исследуемого явления, формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, разработка теоретических положений.
Исторический метод познания предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.
Идеализация – это мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы.
Системные методы: исследование операций, теория массового обслуживания, теория управления, теория множеств и др.
Методы частных наук— специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний.
2) Методы как прием, способ и образ действий(методы практической деятельности) включают в себя способы воздействия, совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации его выполнения.
Для выбора методов на каждом этапе необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе исследовательских процедур. Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить оптимальный комплекс методов. Разнообразные методынаучного познания условно подразделяются на ряд уровней: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический и метатеоретический.
Методы эмпирического уровня: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д.
Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логический методы.
Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т.д.
К методам метатеоретического уровняотносятся диалектический и метод системного анализа.
Нужно сказать, что эти методы особым образом реализуются при исследованиях в сфере товароведения.
Для товароведения применяются две группы методов:
1) методы научного познания;
2) методы практической товароведческой деятельности.
Методы научного познания направлены на исследование товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические (экспериментальные) и аналитические методы.
К эмпирическим относят методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Они подразделяются на измерительные (определение показателей качества с использованием технических средств: физические, физико-химические, химические, биологические) и органолептические (определение показателей качества с помощью органов чувств).
Аналитические методы базируются на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. К ним относятся методы управления (анализ, диагностика, прогнозирование, программирование и планирование) и систематизации (идентификация, классификация, обобщение, кодирование).
Методы управления научным познанием
Анализ базируется на изучении экспериментальных данных. Диагностика — распознавание признаков недоброкачественности товаров, ассортиментной принадлежности и др.
Прогнозирование — возможные изменения ассортимента и др.
Программирование — определение последовательности действий специалистов по рациональному товародвижению и др.
Планирование — разработка мероприятий по дальнейшему улучшению свойств товаров, ассортиментной политики и др.
Методы систематизации
Систематизация — упорядочение однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам, путем расположения их в определенном порядке.
Идентификация — установление соответствия характеристик товаров требованиям, предъявляемым к ассортиментной группе.
Обобщение (группировка) — выделение ассортиментных групп по общепринятым признакам.
Классификация — разделение множества объектов товаров на подмножества по сходству и различию в соответствии с принятыми методами.
Кодирование - образование и присвоение товару или классификационной группировке соответствующего кода.
Ко второй группе методов товароведения — методам практической товароведческой деятельности относятся методы экспертизы товаров, рекомендуемые нормативно-технической документацией для оценки качества, и технологические методы (упаковывание, маркирование, хранение), рассматриваемые в частных разделах товароведения.
Лекция № 3