Чередование аспектов и последовательность их расположения на всех уровнях нашей психики как раз и определяет основные психологические особенности каждого из типов информационного метаболизма.
Таким образом, уже по названию "типа ИМ" можно определить структурное соотношение уровня ЭГО и создать элементарную, двухпозиционную модель, отображающую основные характеристики данной психической структуры.
Элементарная двухпозиционная модель.
Зная порядок чередования аспектов, двухпозиционнуюмодель можно всегда развернуть в восьмипозиционную...
ЭГО | ||||||
СУПЕРЭГО | ||||||
СУПЕРИД | ||||||
ИД |
... а поскольку для этого необходимо изучить функциональные ячейки остальных уровней нашей психики, именно этим мы сейчас и займемся.
Следующий "этаж" нашего "департамента" — уровень СУПЕРЭГО.
Уровень СУПЕРЭГО.
Если уровень ЭГО можно назвать уровнем свободного творчества и уверенного действия,поскольку там мы с удовольствием демонстрируем свое превосходство над другими, то СУПЕРЭГО — это уровень осознанного несовершенства, где расположены аспекты, восприятие которых вызывает у нас осознанные затруднения,так называемые "проблемные аспекты".
— Чем же это они такие "проблемные"?
"Проблематичность" аспектов уровня СУПЕРЭГО в том,что они по своему значению противоречат аспектам, расположенным на уровне ЭГО.Противоречат тем, что в смысловом значении находятся на противоположном полюсе, представляют собой противоположную точку зрения и противоречащую систему взглядов.А как уже говорилось, человек наперекор своей программе поступает и неуверенно, и неохотно.
Именно это и происходит: по всем аспектам уровня СУПЕРЭГО(3-я и 4-я функциональные ячейки), человек действует и неуверенно, и неохотно, одним словом, без удовольствия.
Если "работая" по аспектам, расположенным на уровне ЭГО,мы не стесняемся быть лучше других,то по "проблемным аспектам" уровня СУПЕРЭГО мы изо всех сил стараемся быть не хуже других.
И удается нам это ценой огромных усилий, не считая того, что здесь мы никогда не бываем уверены в наших успехах и довольны нашими результатами. Поэтому для нормального самоощущения на этом уровне нам необходим партнер,у которого аспекты, соответствующие нашим "проблемным", будут находиться на удобных для нас позициях.
— А что такое "удобные для нас позиции"? — спросит Читатель.
А это когда всю необходимую нам информацию по "проблемному аспекту" мы получаем в самой удобной и необременительной для нас форме.
Согласитесь, в трудную минуту жизни нам гораздо важнее получить действенную помощь (то, что мы получаем от дуала), чем рассуждения на тему "Кто виноват?" (которые мы получаем от конфликтера).
В силу неудобного расположения функционирующих здесь ячеекинформация, попадающая на уровень СУПЕРЭГО, воспринимается нами с огромными искажениями и помехами...
— ... Как на экране старенького телевизора с плохой антенной? — уточняет Читатель.
— Именно так!. усваивается значительно слабее, а потому и накапливается значительно медленнее. А это, в свою очередь, отражается на результатах нашей деятельности по "проблемным аспектам", которую мы оцениваем все же по самому высшему баллу, а именно относительно наших достижений на уровне ЭГО.
— Чем больше мы гордимся нашими успехами на уровне ЭГО, тем больше мы стесняемся наших поражений на уровне СУПЕРЭГО.
Именно поэтому уровень СУПЕРЭГО еще называют уровнем сомнений, самоконтроля, осознанного стыда, осознанного страха.
СУПЕРЭГО — уровень напряженного ("задавленного") творчества, и именно поэтому он требует к себе особо чуткого и бережного отношения.
"Удар по СУПЕРЭГО" — исключительно болезненное ощущение: к нему невозможно привыкнуть и его очень трудно заглушить. Но как раз тем и хороша соционика, что здесь можно со стороны рассмотреть свою уязвимую точку, а значит, можно ее и защитить.
— А зачем, — интересуется Читатель. — мне нужно знать всю эту функциональную структуру СУПЕРЭГО, если уже блок ЭГО показывает все основные характеристики моего социотипа?
А затем, дорогой Читатель, что блок СУПЕРЭГО,ввиду его осознанной уязвимости, особенно нуждается в помощи и поддержке со стороны партнера и именно поэтому в поисках подходящего спутника жизни он принимает самое активное участие (для себя старается). Потому-то главные "антеннки", с помощью которых человек "улавливает", "тот" рядом с ним партнер или "не тот", находятся именно здесь. Не случайно поэтому и "первый шаг" дуализации[10] — "первый такт" психологической совместимости — происходит именно на уровне СУПЕРЭГО.Так что, хотим мы того или нет, но изучение этого блока имеет самое непосредственное отношение к нашей теме.
— Какие же функциональные позиции размешаются на уровне СУПЕРЭГО? Какие "кабинеты" находятся на этом "этаже"?
В третьем кабинете нашего "департамента" располагается "ведомство" "нормативной функции" или, как ее еще называют, функции "самодоработки".
— А это что еще значит? — спрашивает Читатель. — Что тут надо дорабатывать? И до какого уровня?
А это мы узнаем из следующей главы.
Нормативная функция.
Как уже говорилось, информация по аспекту, воспринимаемому этой функцией, накапливается настолько медленно и усваивается с таким трудом, что полученных знаний едва хватает на удовлетворение самых минимальных потребностей. Понятно, что такое положение дел никого не устраивает. Поэтому мы всячески стараемся эту функцию у себя развивать.
Конечно, возможностей программной функции ей не превзойти (силы не равны), но нам это и не нужно: ведь мы развиваем этот аспект только в силу необходимости, только для того, чтобы быть "не хуже других". А следовательно, и доводим его только до нормативного (оптимального) уровня.
— А почему мы ее так стараемся развивать, если она даже по смыслу противоречит нашей программе и не входит в систему основных наших ценностей?
— Какую-то ценность, дорогой Читатель, аспект нормативной функции все-таки имеет. Хотя бы уже тем, что по своей "вертности" (экстра- или интровертности) он совпадает с аспектом нашей "программы", представляет собой либо качественные ценности объектов, либо ценность определенной системы взаимоотношений. Поэтому этот аспект мы все-таки уважаем и быть к нему равнодушны никак не можем. Кроме того, мы иногда и выше нормативного уровня стараемся его развивать.
— А это еще зачем?
—Затем, что иногда нормативный аспектдает вспомогательную информацию нашему программному аспекту. Допустим, что, как на указанной выше схеме, наша "программа" -"этика отношений", следовательно нормативная функция -"логика соотношений".
— И что из этого следует? Что программного этика очень заинтересует соотношение сторон треугольников? — иронизирует Читатель.
— Это его вряд ли заинтересует, а вот соотношения темпераментов, характеров, возрастные соотношения людей, вступающих в брак, ему интересны. И изучая соционику, программный этик будет развивать именно нормативную функцию. Причем делать будет это очень охотно, потому что все это — вспомогательный материал для его "программной функции".
Кстати, о ценностях.
В рамках нашей модели ценности аспектов уровня СУПЕРЭГОназываются "вытесненными" (или "подчиненными") ценностями. По отношению к аспектам уровня ЭГОони являются как бы "оппозиционными".
Итак, что же происходит, если мы начинаем усердно развивать наш нормативный аспект? Понятно, что уделяя ему много сил и внимания, мы стремимся также продемонстрировать результаты наших усилий, что особенно часто происходит, когда мы попадаем в новый круг общения. Именно здесь нам важнее всего произвести благоприятное впечатление (пока нас еще мало знают), поэтому мы и преподносим себя именно с позиций нормативного аспекта, т. е. показываем, что здесь мы тоже "не лыком шиты". Иными словами, общаясь, "разыгрываем" некую "роль". Отсюда нормативная функцияполучает еще два названия: "контактная функция",или "ролевая".
Увлекаясь развитием нормативного аспекта, мы так радуемся нашим успехам, что иногда ошибочно считаем себя в этой области высокими профессионалами, хотя на самом-то деле мы здесь не более, чем "подтянувшиеся отстающие". По этой же причине часто происходят ошибки в тестировании: человек настолько завышенно оценивает свои слабые аспекты, что в результате причисляет себя к совершенно противоположному типу личности. Кроме того, чрезмерно развивая нормативную функцию, мы рискуем ослабить нашу "программную", хотя бы уже потому, что оба аспекта этих функций находятся на одной шкале и, следовательно, взаимоисключают друг друга.
Поскольку наша деятельность на уровне СУПЕРЭГО сопряжена с дополнительными усилиями, мы здесь особенно остро чувствуем ограниченность наших возможностей и зависимость их от каких-то внешних обстоятельств.
— Как же мы справляемся с этой проблемой на уровне СУПЕРЭГО?
—Здесь нас опять же выручает наша нормативная функция,обладающая такими "личными" качествами, как аналитичность иманевренность.Поэтому с ее помощью мы можем попытаться проанализировать неудобные для нас обстоятельства и приспособиться к ним.
Ну а поскольку усилий одной нормативной функции бывает недостаточно (тем более, что ее основная задача не столько действовать, сколько "рассуждать"), в работу включается функция, расположенная на 4-й позиции нашего "департамента", которая имеет много названий и заслуживает, чтобы о ней рассказали особо.
— Чем же она это заслуживает?
Тем, что в простонародье она называется "комплексом". А также тем, что интенсивное развитие современной психологии, по сути, началось именно с изучения этой функции Зигмундом Фрейдом — этой болезненной точки нашей психики, впоследствии получившей название "комплекса неполноценности", комплекса, который в той или иной мере присутствует в каждом из нас.
Мобилизационная функция ("зона страха").
Так, какое же "ведомство" занимает четвертый кабинет нашего "департамента"? По большому счету, туда даже страшно заглядывать: все наши химеры, все наши страхи, сомнения, подозрения сосредотачиваются именно в этой области. Потому-то еще иногда 4-я функциональная позиция нашей психики называется "зоной страха".
Есть и другое название — "мобилизационная функция".И оно тоже понятно: когда человеку страшно, когда он чувствует себя слабым и беспомощным, он мобилизует все свои силы для того, чтобы сопротивляться обстоятельствам и защитить себя. Но в том-то и проблема, что сил у него на этой позиции накапливается очень немного, а следовательно, и сопротивление здесь создается очень небольшое — отсюда и название: "точка наименьшего сопротивления" (или сокращенно "т.н.с.").
(В наших психологических описаниях она называется "напряженной функцией",поскольку это название, по мнению автора, полностью соответствует всем ее предыдущим характеристикам.)
На долю мобилизационной функции выпала самая незавидная роль — она обязана творчески работать в самых неудобных условиях (на уровне СУПЕРЭГО)и самыми запрещенными методами. Поскольку ее собственный аспект противоречит аспекту творческой функции,следовательно, противоречит средствам реализации программы,т. е. в чем-то она против самой верховной власти идет, причем идет осознанно!И действительно, иногда по отношению к программной функции мобилизационная выглядит чуть ли не диссидентом — настолько она противоречит ее качественной сущности!И разумеется, чем активнее противоречит, тем большими неприятностями это для нее оборачивается, как же тут не быть страхам?!
Теперь посмотрим, с каким материалом работает эта функция: она реализует аналитическую информацию, полученную ею от нормативной функции.[11]
Нормативнаяже функция, как уже говорилось, воспринимает информацию медленно и затрудненно. Да еще будучи функцией гибкой и маневренной, она к тому же эту информацию частенько искажает.
Вот и получается, что в четвертый кабинет попадают крохи информации, да еще и искаженной.
Теперь понятно, почему четвертая функция со своим аспектом не справляется. Из двух зол ей приходится выбирать меньшее: либо работать своими "авантюрными методами" с искаженной информацией, "набивать шишки", но зато и приобретать опыт; либо вообще минимально работать по своему аспекту, что в свою очередь приводит нас к страхам и "комплексам", в результате чего человек для себя решает, что с определенной сферой деятельности он вообще больше никогда не связывается ("и не просите, и не уговаривайте"...)
"Авантюрная деятельность" нашей и без того "напряженной" функции редко заслуживает похвалу окружающих — чаще наоборот. Но если это все-таки происходит, мы ее воспринимаем не как комплимент, а как иронию: мы-то знаем, с информацией какого качества имели дело!
С другой стороны, если в нашем присутствии обсуждаются методы или средства, которые мы лично для себя уже раз и навсегда исключили, это у нас вызывает тем большее раздражение, чем активнее нам эти методы навязываются. Поскольку мы слишком хорошо понимаем следующее: то, что легко получается у других, у нас не пройдет. (Как в анекдоте: "Либо свисток не просвистит, либо акула попадется глухая".)
Именно поэтому мы недолюбливаем тех, кто легко и свободно пользуется теми методами, которые мы считаем для себя запрещенными: наша программа их нам запрещает. Потому-то мы и удивляемся, как другие могут этим пользоваться, как же им их совесть позволяет?! (Все эти размышления у нас возникают опять же на уровне СУПЕРЭГО,и не случайно поэтому этот уровень еще называют уровнем "социальной совести или социального контроля").
— Каким же образом можно избежать неприятностей по четвертой функции? — спрашивает слегка напуганный Читатель.
Иногда можно справиться и собственными усилиями: чем тщательнее обрабатывается информация нормативной функцией, тем увереннее действует (тем меньше "напрягается") мобилизационная.
— Но ведь вы сами не рекомендовали застревать на нормативной позиции? — напоминает Читатель. — Как же быть?
—Можно воспользоваться помощью партнера — при условии, что это будет психологически совместимый партнер, "дуал".
— А как нам определить, дуал он или нет? — забегает вперед Читатель.
— Вот именно этому мы сейчас и учимся. Помощь дуала обязательно подаетсянам в легкой, ненавязчивой и даже не всегда заметной для нас форме. Первый признак того, что дуал нам помогает, проявляется в том, что мы начинаем испытывать ощущение покоя, легкости, уверенности в том, что все у нас теперь будет хорошо, а иногда еще к этому добавляется ощущение легкого, приятного возбуждения, приятного теплового поля вокруг лица, ощущение легкой беззаботной радости...
— И откуда же берутся все эти ощущения?
—Они появляются тогда, когда "успокаивается" и расслабляется наша многострадальная четвертая функция. И происходит это от того, что она начинает получать по своему аспекту огромное количество информации, причем именно в той форме, в которой ей всего удобнее эту информацию воспринимать. А именно: информация партнером должна подаваться с определенного уровня его психики, с определенных позиций, определенной функцией, которая на своем уровне (так же, как и четвертая функция) работает "творческим реализатором" (а иначе, какой же получится "обмен опытом"?)
Понятно, что эта функция у партнера должна быть достаточно сильной,а иначе, как она нам поможет?! — Но не настолько, чтобы нас комплексовать, а, значит, ее методы не должны расходиться с нашей программой.
— Какой же выход?
—Выход один: наш партнер должен быть самым естественным образом сориентирован на наши программные ценности — впротивном случае его методы нашей "мобилизационной" ("напряженной") функции не подойдут, и она предложенную помощь "отвергнет" —не расслабится.
— Надо же, какая капризная! — вставляет реплику Читатель.
— Именно! Поэтому и получается, что в таком важном деле, как поиск психологически совместимого партнера, наша "проблемная" четвертая функция играет роль "Принцессы Турандот" — являясь своего рода индикатором, проверяющим, подходит нам этот партнер или нет.
— Что же это? — возмущается Читатель. — Все функции работают — и ничего, одна она такая...
—Она не одна такая.Есть в нашей психике еще один похожий индикатор, который располагается уже на следующем ее уровне. Но прежде, чем мы туда перейдем, нам необходимо еще раз оглянуться на уровни ЭГО и СУПЕРЭГО и сделать некоторые обобщения.