Рациональное — доступно разуму, иррациональное — разуму недоступно.

— А в чем разница между рационалами и иррационалами?

Рациональные типы личности ориентируются на закономерное — поэтому они взаимодействуют с окружающей средой последовательно, планомерно, наблюдая закономерности и основываясь на выводах.Отличаются стремлением заранее продумывать свои действия, заранее проигрывать ситуацию, в которую они попадут, а главное — продумывать выход из нее.

Иррациональный типотличается непредсказуемостью,спонтанностьюповедения, он лучше себя чувствует в импровизированной ситуации, больше ориентируется на случайности,а не на закономерности.

Разумеется, каждый человек в своей жизни сталкивается и с закономерными и с непредсказуемыми явлениями, именно поэтому в его психике и присутствуют как рациональные, так и иррациональные функции.

Соответственно, и в жизни любой человек может поступать и планомерно, и спонтанно: все зависит от того, какое поведение является для него более удобным и естественным.

Внешне рационалы отличаются четкой координированностью и рациональностью движений: жест рационала — это всегда кратчайшее расстояние между двумя точками, это всегда сдержанная, иногда симметричная жестикуляция (чаще жестикулируют левой рукой). Движения рационалов изящны, четко фиксированы (в танце — всегда адекватны ритму музыки). У рационалов иногда бывает тяжелая, иногда подпрыгивающая, а иногда шаркающая походка от того, что они при ходьбе минимально сгибают колени.

Походка иррационалов легкая, движения пластичные, иногда как бы автоматизированные. Жесты округлые (кисть руки как бы выдвигается вперед). Такая плавность и медлительность движений иррационала объясняется его свойством постоянно прислушиваться к своим ощущениям (пришла уже его рука в нужное положение или еще нет?) Отсюда — некоторая несоразмерность или некоординированность движений. Иррационал широко и сумбурно жестикулирует, причем правой рукой активнее, чем левой.

— А есть еще какие-нибудь различия в поведении рационалов и иррационалов?

—Есть:

— Рационал старается любое действие выполнить без промедления и обязательно довести до конца.

— Иррационал действует под влиянием ситуации, обстоятельств, сиюминутных ощущения и настроения.

— У рационала всегда есть план, но не всегда имеется конкретная цель или идея.

— У иррационала всегда есть цель, идея или намерение, но не всегда имеется конкретный план или метод их достижения.

Казалось бы, теперь для полного дополнения нужно присоединить рационала к иррационалу и все будет замечательно! ан нет! Именно этого как раз делать нельзя!Иначе вместо дополняющего партнера — дуала — мы получаем наихудший вариант совместимости — конфликтера,а этого и врагу не пожелаешь. Дуалы, дополняющие друг друга партнеры, оба непременно должны быть либо рационалами, либо иррационалами — обязательно "по одну сторону баррикад": в противном случае у них не будет адекватности во взаимодействии и взаимоотношениях.

— Почему?

—Дело в том, что рационал реагирует адекватно заданному сигналу или аспекту, стараясь при этом придерживаться намеченного плана своего поведения.

Иррационал реагирует адекватно своим ощущениям, состоянию, целям и задачам.

— Ну и почему же их нельзя объединить для взаимного дополнения?

— Да потому, что иррационал — гибкий и изворотливый, в отличие от прямого и последовательного рационала. В результате — полная неадекватность взаимодействия в процессе общения. И как следствие — психологический дискомфорт.

Рационалу стоит огромных трудов приспосабливаться к постоянно меняющейся "тактике" иррационала, поэтому, как правило, в "сиюминутных", ситуативных отношениях "выигрывает" иррационал...

— А рационал?.

— Чувствует, что остался в проигрыше, старается проанализировать ситуацию, чтобы впредь уже не допускать таких ошибок...

— И ему это удается?

—Не всегда. Всех случайностей ситуации заранее не просчитаешь, а маневрировать ему очень трудно — он слишком планомерен, спонтанность ему несвойственна и даже неприятна...

— Даже в форме приятных сюрпризов?

—Даже так. Не исключено, что какому-нибудь импровизированному празднику он и не очень обрадуется. Более того, это его может даже раздражать, поскольку из-за этого у него срываются какие-то намеченные дела, но вот если сорвется уже запланированное им развлечение, будет очень расстроен и обижен.

— Так, может он неприятные сюрпризы легче переносит?

—Ну, это его вообще выбивает из колеи. Кстати сказать, и между двумя рационалами (или иррационалами)не все происходит гладко даже при том, что они дополняют друг друга по логике-этике и сенсорике-интуиции. Необходимо совпадение еще и по четвертой шкале...

Экстраверсия — интроверсия.

— Что это такое?

Экстраверсия и интроверсия — это определенные позиции мировосприятия, которые диктуют и соответствующие способы взаимодействия с окружающим миром. Эти позиции в первую очередь определяются системой первостепенных и второстепенных ценностей.

Экстраверсия — это такая позиция мировосприятия, при которой первостепенная значимость придается качественной характеристике людей (или объектов),в то время как взаимоотношения между людьми (или объектами) являются уже второстепенной (подчиненной) ценностью. По экстравертной установке отношения меняются в соответствии с изменением собственного качества объекта,которые представляют для экстраверта значительно больший интерес, чем его взаимоотношения с самим объектом. Экстраверт будет в первую очередь оценивать личные качества своего партнера — его качественные способности, его качественные навыки, его внешние качества — т. е. все то, что развито в процессе постоянной работы над собой. Но только в последнюю очередь экстраверт обратит внимание на стремление партнера поддерживать с ним хорошие взаимоотношения, на его способность предугадывать все желания, на его умение улаживать спорные вопросы и т. д... Короче, как говорил Михаил Жванецкий: "Любят как раз не за это, к этому привыкли..."

Интроверсия — это такая позиция мировосприятия, при которой важнейшей и доминирующей ценностью являются именно взаимоотношения между объектами,а уже второстепенной ценностью — качества самих объектов. Здесь интерес направлен именно на систему взаимоотношений,а качественные характеристики объектов уже меняются в зависимости от нее. Здесь уже объект подчиняется системе отношений, а оценивается по умению поддерживать заданные отношения.Система отношений в рамках интровертного восприятия — это нечто изначальное, незыблемое и именно то, с чем необходимо считаться в первую очередь. А поскольку субъект (или объект) занимает в этой системе ценностей подчиненное положение, то именно на него в первую очередь и оказывается влияние; а присущие этому субъекту качества оцениваются с точки зрения их соответствия или несоответствия заданной системе отношений. (Муж-интроверт,к примеру, оценит в первую очередь именно те качества партнерши, которые создают ему самые благоприятные условия существования: чуткость, уступчивость, покладистость, терпимость, верность, преданность и т. д. — т. е. все те, что проявляются в процессе взаимодействия;а субъективные ее качества — проницательность, практичность, умение петь, плясать и вышивать крестиком будут оценены в самую последнюю очередь. А иначе, какая радость интроверту от ее пения и вышивания, если она с ним по каждому поводу спорит и всю его систему ценностей ни в грош не ставит.)

Таким образом, получается, что экстра- и интроверсия — это не только позиция мировосприятия, но и форма взаимодействия с окружающим миром, а следовательно, и направление воздействия на него.

— Если экстраверту свойственно воздействовать на систему отношений, заботясь о качественном потенциале субъекта (или объекта),

тоинтроверту свойственно влиять именно на качества субъектов (или объектов), подчиняя их определенной системе взаимоотношений.

— Источник вдохновения для экстраверта, а также предмет его наблюдений, изучения и анализа — это все существующие в мире объекты, а также их свойства и функции. Экстраверт растрачивает себя на окружающую его действительность, он как бы живет вширь, стремясь охватить все окружающие его сущности, понять и постичь их первооснову.

— Интроверт живет как бы вглубь, "глазами вовнутрь", рассматривая и себя, и все окружающие его объекты и сущности как часть общей системы мироздания, в которой все подчиняется самым различным системам соотношений.

— Если для экстраверта естественно, подчиняясь какому-либо внешнему импульсу, проявлять свою индивидуальность и поощрять это же качество у других, то интроверт как раз посчитает большим достоинством умение считаться с другими, не выскакивать, не высовываться, не выпячивать своих достоинств.

— Для экстраверта естественно жить жадно, насыщенно, обогащать свою жизнь новыми впечатлениями, новыми событиями, новыми отношениями, новой информацией. Ему удобнее придерживаться общепринятой точки зрения и высказывать общее мнение, оставляя для себя возможность действовать по собственному усмотрению, так чтобы его поведение не зависело от окружающих взаимоотношений, что выражается в некотором индивидуализме, гиперактивности, возможной экспансии.На систему взаимоотношений экстраверт чаще всего оглядывается в случае каких-то помех, препятствий или просчетов своего поведения.

— Для интроверта естественно увязывать в определенные системы отношений уже прежде увиденное, понятое, прочувствованное. Размышлять о собственных сложившихся взаимоотношениях, анализировать системы взаимоотношений, обогащать их новой информацией. И именно поэтому интроверт в первую очередь больше доверяет своему собственному мнению, чем мнению окружающих, поскольку сбор новой информации для интроверта в первую очередь определяется интересами его системы отношений. По этой причине интроверт не так открыт для всего нового, как экстраверт. Всякую новую информацию он воспринимает "порциями": воспринял, определил свое к ней отношение, нашел ей место в своей системе взглядов и только после этого готов к дальнейшему восприятию.

— Если экстраверт может подолгу не отводить взгляд, то интроверт просто не в состоянии смотреть не отрываясь, ему необходима хотя бы доля секунды для того, чтобы отвести взгляд и "переварить" увиденное, для того, чтобы обработать полученную информацию, адаптировать ее к своей системе отношений.

— Экстраверт активно взаимодействует с окружающим миром, проявляет инициативу, решает свои проблемы посредством влияния на окружающих, расширяет сферу своего воздействия, а следовательно, и круг своих знакомств.

— Интроверт занимает менее активную, более наблюдательную позицию, поскольку рассматривает себя как следствие каких-то взаимодействий; больше интересуется качеством этих взаимодействий, т. е. качеством собственных отношений, стараясь самостоятельно и без посторонней помощи во всем разобраться. Заботясь в первую очередь о качестве своей психологической среды, интроверт очень избирательно расширяет круг своих знакомств, стараясь избавить себя от возможно неприятных внешних воздействий и от обременительных отношений.

Экстравертность и интровертность — важнейшие условия психологического дополнения —если один как бы больше "излучает", то другой — "поглощает"; один больше говорит, другой больше слушает, один предпочитает воздействовать, другой предпочитает приспосабливаться и т. д.

Оценивая в первую очередь качественный потенциал объектов и по мироощущению определяя себя объектом среди объектов, экстраверт сориентирован на собственное качественное развитие,иименно поэтому он критично относится к претензиям, высказанным в его адрес. Экстраверт менее всего желает меняться, он предпочитает, чтобы его воспринимали только таким, какой он есть.

По мироощущению человек интровертной установки рассматривает себя как объект воздействия в системе взаимоотношений, поэтому интроверт сориентирован на развитие тех качеств, которые необходимы ему для усовершенствования его системы взаимоотношений.

Критические замечания ему тоже неприятны, но уже по другой причине — потому что интроверт постоянно сам приспосабливается к существующей системе взаимоотношений, постоянно воздействует на себя ради системы отношений, поскольку рассматривает себя как ее часть.Сказатьинтроверту: "Ты работаешь в коллективе, ты обязан со всеми считаться!" — значит очень жестоко его обидеть, значит все его старания приспособиться к коллективу оказались напрасными, поскольку остались незамеченными. Сказать экстраверту: "Давай-ка меняйся в лучшую сторону!" — тоже обидно, поскольку он считает, что только этим и занимается.

И экстраверт, и интроверт будут неохотно подчиняться требованиям чуждой им системы отношений. Поэтому для полного дополнения между экстравертом и интровертом должно быть соответствие между системой взаимоотношений и качеством объекта, должно быть соответствие между объективными и субъективными ценностями.Например, экстраверт с доминирующей деловой логикой старается не иметь дело с теми, кто привык "играть не по правилам", следовательно, такому экстраверту самым подходящим партнером будет интроверт, для которого первостепенную ценность имеют нравственные этические отношения: именно в этом случае произойдет совместимость и качеств и отношений.

Теперь мы видим, что экстраверсия и интроверсия — это не только позиция мироощущения, но это еще и качественные характеристики важнейших аспектов мировосприятия,(т. е. то, с чего мы начали изучение соционики).

Из соотношений экстравертных и интровертных аспектов как раз и выстраиваются целостные системы взглядов, жизненных принципов и психологических ценностей. Именно совпадение этих соотношений и является важнейшим условием психологического дополнения.

— То есть?.

—Ну вот, к примеру, каждый человек навязывает свою "программную" систему ценностей. Экстраверт делает это смелее и активнее, т. е. как бы меньше стесняется. Интроверт, в свою очередь, либо "включается" в предлагаемую систему ценностей (это в том случае, если она не противоречит его "программной" системе взаимоотношений),либо чувствует, что она ему грубо навязывается — и тогда он ее отвергает, даже не пытаясь хоть как-то подыграть. Если рассматривать всю систему взаимоотношений только в экстра — интровертном плане, то все это, по сути, будет выглядеть примерно так. По крайней мере, именно так завязываются (или не завязываются ) отношения на далекой дистанции. Если отношения не состыковываются, экстраверт меняет аудиторию, причем делает это с легкостью, в то время как интроверту ничего другого не остается, как только ждать, что появится кто-то, чья система ценностей не будет его раздражать, а именно: органично впишется в его систему ценностей, в его систему отношений. Поэтому мы и говорим, что интроверт более избирателен в своем окружении, а экстраверт общается легче и далеко не так разборчив, потому и живет более открыто, более широко, чаще меняет впечатления... И хотя иногда и замечает, что живет, быть может, слишком поверхностно, ему трудно что-либо изменить, поскольку он не может изменить свою систему ценностей...

— А в каких случаях интроверт чувствует, что система ценностей ему грубо навязывается, в каких случаях он отдаляется?

—Когда заявленные экстравертом ценности не находят отклика в подсознании интроверта.Каждый интроверт изначально "запрограммирован" на воссоединение с дополняющим его экстравертом,и этого воссоединения он подсознательно ждет в процессе общения со всеми окружающими его людьми...

— Ну и это воссоединение когда-нибудь происходит?

—Когда дополняющий интроверта экстраверт начинает общаться с ним на достаточно близкой дистанции, интроверт начинает замечать, что никакого раздражения он не испытывает. Наоборот, он чувствует, что у него появляются симпатия и интерес к собеседнику, ему сразу же хочется продолжить общение...

— Ну, такое часто бывает: сначала хочется общаться, а потом это общение оборачивается для нас неприятностями.

—В случае полного психологического дополнения этого, как правило, не происходит, если, конечно, нет других объективных причин, влияющих на наши взаимоотношения.

— Вот вы все говорите — отношения, взаимоотношения. А как же чувства? Ведь они приходят и уходят?.

— Браво, Читатель! Вы даже не представляете, насколько серьезно то, о чем вы спрашиваете! Но в том-то и дело, что здесь мы уже вплотную подходим к вопросу овлиянии системы ценностей на развитие взаимоотношениймежду людьми.

Извечный вопрос: что важнее — чувстваили отношения?Если бы мы на эту тему развернули дискуссию, мнения бы разделились поровну. Почему? Потому, что по системе жизненных ценностей всех людей можно условно разделить еще на две группы — тех, кто к числу первостепенных ценностей относит эмоции и чувства человека (аспект "Этики эмоций"), и тех, кому намного важнее понять характер взаимоотношений, кто в первую очередь ценит стабильность и слаженность отношений, а чувства для него — это второстепенная ценность именно потому, что они, как вы говорите, приходят и уходят. И вот уже с этой точки можно предложить разделение типов людей по принципу наибольшей психологической комфортности.

— Но вы ведь как-то уже говорили, что по признаку психологической комфортности люди разделяются не на две группы, а на четыре — на "квадры"?..

— Квадры группируются по признаку максимальнойпсихологической комфортности: в квадре идет совпадение не по одному какому-то аспекту, а сразу по нескольким — по целостной системе взглядов и мировоззрений. Именно поэтому полностью дополняющего партнера можно встретить только в рамках своей квадры.

— Дa где же его встретишь? Нас ведь никто с момента рождения по квадрам не сортирует?

—В жизни это происходит случайно. Это все равно, что сорвать самый крупный лотерейный выигрыш, но в соционике такое сочетание можно спрогнозировать, поскольку оно складывается в результате полного дополнения по всем четырем шкалам (но это мы уже будем рассматривать на каждом конкретном примере всех 16 типов личности). Поскольку именно механизмом дополнения определяется и психологический профиль каждой из 16 моделей социона.

— А вот, кстати, откуда взялось это число — 16? — спрашивает Читатель и сам же догадывается. — это потому, что мы добавили четвертую шкалу к предыдущим трем, и поэтому нам нужно те восемь комбинаций умножить на два, чтобы у нас получилось восемь экстравертов и восемь интровертов? Я прав?

—Абсолютно! Поэтому теперь все эти 16 комбинаций мы можем представить так:

Рационалы:

Логико-сенсорный экстраверт

Наши рекомендации