Деятельность – основа развития личности
Цели и задачи активизации познавательной
Деятельности
Основная цель учителя по активизации познавательной деятельности учеников заключается в развитии их творческих способностей, повышении эффективности приобретения учащимися новых знаний, развитии творческой активности, а также приобретением навыков коллективных действий, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Для работы учителя важно понимать это. Средством развития познавательных способностей учеников является умелое применение методов и приемов, которые обеспечивают высокую активность учеников в учебном процессе, необходимо формировать мотивы учебы, желание учеников решать познавательные задачи.
Нет другого пути развития способностей учащихся, кроме как организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и
методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.
Заботясь о развитии учащихся, нужно чаще использовать наилучшие активные методы обучения, которые будут соответствовать имеющемуся развитию учащихся. Применяя те или иные методы, нужно всегда учитывать уровень развития способностей учащихся, на данный момент. Сложные познавательные задачи допустимо давать лишь ученикам, которые имеют высокий уровень развития познавательных способностей. Задачи, которые превышают возможности ученика, уровень имеющегося у него развития, не сыграют положительную роль в обучении. Они подрывают у ученика веру в свои силы и способности.
Система работы учителя должна строиться с учетом плавного и целенаправленного достижения желаемой цели - развитие познавательных творческих способностей учащихся. Учащиеся должны научиться не только решать задачи, а также, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения является одной из главных задач современного образования.
Итак, используемые учителем приемы и методы познавательной деятельности, учащихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременное формирование у них мотивов учения.
Уровни познавательной активности
Первый уровень - воспроизводящая активность.Котораяхарактеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания. Этот уровень отличается отсутствием у учащихся вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень - интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний. Учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень - творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность - проявление упорства и настойчивости в достижении цели, широкие интересы. Активность является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
При выборе тех или иных методов обучения нужно стремится к плодотворному результату. При этом от учащегося, требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь применять их в практической деятельности, развивать.
Естественно, что познавательная деятельность учащегося не может сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Только что полученные знания он пробует тут же мысленно применить на практике. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебный процесс, тем лучше его результат.
Принцип проблемности
В качестве основного принципа лучше рассматривать принцип проблемности. С помощью усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и тогда он вынужден сам активно искать
и пополнять новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовом виде от учителя, а в результате самостоятельной активной деятельности. И самое главное, что содержание проблемного материала должно быть с учетом интересов учащихся.
Принцип взаимообучения
Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходима не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь развивать свои знания и умения.
Принцип индивидуализации
Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося, существует очень много особенностей:
1. состав класса,
2. адаптация к учебному процессу,
3. способность к восприятию нового и т.п.
Это требует применять методы обучения, которые учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося.
5.6 Принцип самообучения.
Очень важным в учебном процессе является самообучение. Этот принцип индивидуализирует деятельность каждого учащегося на основе их личного стремления к пополнению и совершенствованию своих знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
Принцип мотивации.
Активность и самостоятельной и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому особое место отводится мотивации. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и выбор методов обучения, должны выбираться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности.
Формирование мотивов учения
Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственность перед коллективом и т.д.
Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым эффективным является интерес к предмету. Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Это преподавателю необходимо учитывать уже при создании и планировке учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. Из этого, конечно, не следует, что обучать школьников нужно только тому, что им интересно. Необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но при этом нужно стремиться облегчить им процесс учения, делая его привлекательным.
Творческая учебная деятельность – это мощный стимул к познанию. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, привлекает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый интерес. [5]
Более высокая стадия интереса — это любознательность, когда учащийся проявляет собственное желание глубже разобраться в теме, понять изучаемое. В этом случае ученик обычно активный на уроках, задает учителю вопросы, с удовольствием участвует в обсуждении результатов, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, самостоятельно проводит опыты и т.д. Но материал другой темы может оказаться для него скучным и интерес к предмету пропадает.
Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором на учебе его захватывает сам процесс усвоения новых знаний, а самостоятельное решение проблем и задач доставляет удовольствие.
Состязательность также является одним из главных факторов к активной деятельности учащихся. Однако это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать количество своих знаний и умений. Состязательность особенно часто можно заметить на занятиях, проводимых в игровой форме. Она представляет собой эффективный мотивационный процесс. Любая игра побуждает её участника к действию.
Важным условием развития интереса к предмету, являются отношения между учащимися и учителем. Воспитание интереса к предмету у школьников во многом зависит и от личности учителя.
Учитель должен обладать определенными качествами, чтобы его отношения с учащимися помогали проявлению интереса, ими, прежде всего, являются:
- Эрудиция учителя, умение предъявлять к ученикам необходимые требования и последовательно усложнять познавательные задачи. Такие учителя обеспечивают в классе интеллектуальный настрой, приобщают учащихся к радости познания;
- Увлеченность предметом и любовь к работе, умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач;
- Доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия. Все это располагает к тому, что можно спокойно подумать, найти причину ошибки, порадоваться своему успеху и успеху товарища и т.д.;
- Педагогический оптимизм – вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем самым побуждать желание узнавать, учиться.
Сниженный уровень требований к деятельности учащихся, раздражительность учителя ведет к потере у учащихся интереса к предмету, к конфликту с учителем, разрушению взаимного понимания. Верный стиль отношений с учащимися – основа успеха педагогической деятельности.
Итак, учитывая перечисленные факторы, учитель может эффективно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный, вызовут интерес к урокам, посещение будет сопровождаться интересом и радостью учеников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления этого необходимо формировать мотивы. Самый значимый мотив учения, это познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с возбуждения познавательного интереса. Познавательный интерес - это прочное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Поэтому нужно отдавать предпочтение тем формам и методам, которые привлекут учащихся к активному добыванию знаний. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что надо обеспечить понимание учащимися материала. При этом следует выделить четыре аспекта:
1. Организация восприятия нового материала учащимися;
2. Использование доказательных приемов объяснения;
3. Учет методологических требований и психологических закономерностей;
4. Обучение работе с учебником.
Характерной особенностью совершенствования форм обучения является использование педагогами разнообразных видов уроков, форм, методов, приемов в системе изучения раздела или темы. Причем у наиболее опытных учителей больше возможностей, т.к. у них формируется свой методический опыт, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет этого активизировать познавательную деятельность учащихся.
Формирование познавательного интереса школьников к предмету – сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношений между учителем и учащимися.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Анофрикова С.В. Отбор демонстраций к уроку. //Физика в школе – 1978. - № 4. – с.56.
2. Грабаль М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. – М.: Педагогика, 1977. – 136 с.
3. Педагогический словарь. / под ред. Каирова И.А. – М.: АПН РСФСР, 1960. – Т. 1 – 774 с., Т. 2 – 766 с.
4. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
5. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению. //Физика в школе – 1987. - № 2 – с. 82-83.
6. [Электронный ресурс] Курганский промышленный техникум. Способы активизации деятельности обучающихся на занятии URL: http://kptkurgan.ru/subdivisions/140-2010-10-21-09-56-13/409-2011-04-08-03-39-35.html
7. Рамиля Рафисовна Абдуллина. [Электронный ресурс] Активизация познавательной деятельности учащихся. URL: 29/10/2009http://www.openclass.ru/lessons/68616
8. [Электронный ресурс] 2003-2017 Методика обучения физике в средней школе, Шведов Ф. Н. и др. URL: http://fizmet.org/ru/L11.htm
9. Т. А. Ратанова; [Электронный ресурс] Способы активизации познавательной деятельности школьников. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/905/905081.htm
Деятельность – основа развития личности
Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук об обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности. “Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности…” [3]
Богатство деятельности, как утверждают философы, неисчерпаемо. Переходя к вопросу о роли деятельности в развитии школьника, нужно выяснить, в чем происходит наиболее усиленное его развитие как личности. Более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем уже труд. В ряде своих работ крупнейший психолог В.Г. Ананьев высказывал мысль о том, что труд является не только ранней формой развития человека в филогенезе, но и самой необходимостью в онтогенезе. Не уменьшая значения игры в развитии ребенка (и не только ребенка, но и взрослого), он утверждает, что реальная жизнь уже маленького ребенка осуществляется не посредством игры, а в трудовых действиях, даже элементарных. С того времени, когда перестают кормить ребенка с ложечки (по настоянию самого же ребенка – “Я сам!”), ни одна потребность малыша не удовлетворяется без трудовой деятельности. Все действия самообслуживания: кормления, одевание, уход за собой, за своей комнатой – составляют важные стороны его повседневной жизни. Ущербом для развития ребенка и его личности, это выполнение за него действий взрослыми. В сенсомоторных действиях, в нервно-психическом и физическом напряжении, в трудовых процессах вырабатывается система навыков и умений, которые лежат в основе трудоспособности – свойства человека как субъекта труда. [4] Труд не только ранняя и главная основа жизни людей и общества, но и основной фактор развития их личности.
Следует помнить, чтобы развивать личность ребенка необходимо постоянно организовывать самые различные виды деятельности, которые способны всесторонне охватить своим влиянием развитие личности. Каждая деятельность для этого имеет богатые возможности. Игра, учение, труд, общественная, художественная, спортивная и другие виды деятельности не заменяют одна другую. Каждая из них имеет неисчерпаемое богатство для развития личности подрастающего человека.
В настоящее время известны различные подходы к определению деятельности, которые делятся на три типа: функциональный, системно-структурный и операционный. Для управления деятельностью недостаточно знать, что такое деятельность как процесс. Здесь разумно использовать анализ для выявления структуры деятельности как системы. Такой подход А.Н. Леонтьев называет общим строением деятельности: человеческая жизнь (в ее высших, опосредованных психическим отражением проявлениях), отдельные деятельности (по критерию побуждающих их мотивов), действия (процессы, подчиняющиеся сознательным целям), операции (которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели). Сейчас такой подход в понимании структуры деятельности реализован в исследованиях А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Ю.К. Бабанского, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова, А.Л. Журавлева, А.Ф. Эсаулова и других. [4]
Учебная деятельность заключается в описании наблюдаемого, в поиске ответа на поставленный вопрос и объяснение наблюдаемых фактов, а также в исполнении намеченного плана. Мы можем выделить следующие модели учебной деятельности: описание, эвристика, деятельность по предписанию (эвристическому и алгоритмическому), деятельность по алгоритму такая последовательность представляет переход от более низкого уровня описания деятельности к более высокому.
Познание любого явления начинается с описания наблюдения за ним. На основе описания находится первоначальная структура деятельности (эвристика), которая становится основой создания установки. Алгоритм можно рассматривать как более познанную структуру деятельности. Процесс усвоения знаний, умений и навыков предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, которая обеспечивает осознание структуры процесса учебного познания. На начальном этапе организации главная роль принадлежит учителю: под его руководством происходит формирование умения самостоятельно выполнять определенные задания познавательной деятельности. И только при условии формирования первоначальных познавательных умений может быть переход к формированию более сложных умений. И при этом управление процессом познания происходит на новом, более высоком уровне: на уровне самоконтроля.