Программа развития профессионального самосознания преподавателя как фактора повышения успешности его профессиональной деятельности
В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента нами был сделан вывод о необходимости развития профессионального самосознания преподавателя как фактора повышения успешности его профессиональной деятельности. С этой целью была разработана программа тренинга, которая внедрена в экспериментальной группе на формирующем этапе эксперимента.
Цель программы: развитие профессионального самосознания преподавателя как фактора повышения успешности его профессиональной деятельности.
Основной задачей тренинга являлось развитие всех подструктур профессионального самосознания – когнитивной (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего «Я-образа» как личности и профессионала), аффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной «Я-концепции» в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции).
Дополнительные задачи программы:
1. развитие профессионального самосознания у педагогов;
2. активизация процесса самопознания у педагогов;
3. формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
4. содействие развитию и совершенствованию личности педагога через формирование адекватной самооценки;
5. развитие коммуникативных навыков, групповой сплочённости.
6. осознание своей жизненной позиции;
7. обучение навыкам конструктивного выхода из конфликта.
Данный тренинг-марафон состоит из 3 занятий, которые проводились 1 раз в неделю по субботам в течение 6 часов, с 10 и 30 минутными перерывами.
Первое занятие посвящено осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. На этом этапе ведущий ставит перед собой задачу создать в тренинге такие условия и такие ситуации, которые могли бы обеспечить каждому человеку возможность наиболее ярко, отчетливо увидеть себя в зеркале собственных представлений и самооценок, и в зеркале мнений других людей – участников группы, оценить свои личные качества, прислушаться к своим переживаниям. Этому в огромной степени способствует необходимость постоянной вербализованной рефлексии своих мыслей и переживаний, которая тут же обогащается процессами обратной связи от других участников группы. Уже в этот период начинают разрушаться привычные стереотипы неадекватного самовосприятия, ставятся под сомнение укоренившиеся системы оценок и самооценок, открываются неожиданные стороны человеческого «Я».
Второе занятие направлено на осознание участниками себя в системе профессионального и личностного общения и оптимизацию межличностных, отношений с коллегами, администрацией и членами семьи. Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, ее социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии. Большое значение на этом занятии придается системе приемов невербальной коммуникации, тренингу сензитивности, отработке навыков оптимального общения. Участники группы знакомятся с приемами налаживания делового взаимодействия и общения с коллегами на работе, с администрацией. Этим целям служит использование большого количества невербальных техник, а также ролевых и организационно-деятельностных игр. Участники группы знакомятся со способами психологической «пристройки» к партнеру по общению и методиками эффективного использования метамодели в языках общения, применяемыми в нейролингвистическом программировании.
Третье занятие ориентировано на осознание участниками себя в системе профессиональной деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этом этапе основной упор делается на закрепление новых поведенческих паттернов, отработку умений самоанализа профессиональной деятельности, а также способы высвобождения своего творческого потенциала.
В ходе проведения тренинга мы опирались на следующие принципы:
1. Единая форма обращения друг к другу (по имени). Для создания климата доверия в группе, мы предложили обращаться друг к другу на «ты», включая тренера. Это психологически уравнивает всех независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, способствует раскрепощению участников тренинга.
2. Общение по принципу здесь и сейчас. Во время тренинга все говорили только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждали то, что происходило с ними в группе.
3. Конфиденциальность всего происходящего. Всё что происходило во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашалось и не обсуждалось вне тренинга. Это помогало участникам быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогли доверять друг другу и группе в целом.
4. Персонификация высказываний. Безличные фразы типа «большинство людей считают…», «некоторые из нас…» заменяли на «я считаю», «я думаю», т.е. говорили только от своего имени и только лично кому-то.
5. Искренность в общении. Во время тренинга говорили только то, что думали и чувствовали, т.е. искренность заменяла тактичное поведение.
6. Уважение к говорящему. Когда кто-то говорил, то его внимательно слушали и не перебивали, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задавали вопросы и высказывали свою точку зрения.
Рассмотрим краткое содержание программы тренинга «Развитие профессионального самосознания педагогов», которое представлено нами ниже.
Краткое содержание программы тренинга
«Развитие профессионального самосознания педагога»
День 1
Тема: «Приоритеты и ценности»
Цель: сформировать приоритетные ценности у педагогов.
Задачи:
1. знакомство с участниками тренинга (развитие представлений о себе и своих взглядах, убеждениях и ценностях);
2. уточнение понятий «мировоззрение», «убеждение», ценность.
Ход темы
Вступительное слово.
Упражнение «Знакомство».
Упражнение «Список».
Теоретическая часть: «Мировоззрение, убеждения, ценности»
Проведение методики для знакомства с самим собой «Я — Другой, Карьера — Дело».
Упражнение «Девиз».
Завершение темы.
Перерыв на 30 минут
Тема: «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения»
Цель: формирование позитивной самооценки.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием самооценки и её видами.
2. Определить актуальную самооценку педагогов.
3. Развивать интерес педагога к собственному «Я».
4. Способствовать коррекции эмоционального самоотношения.
Ход темы
Теоретическая часть «Самооценка и ее влияние на формирование личности».
Упражнение «Моя самооценка».
Упражнение «Конфликтная ситуация».
Упражнение «Прошлое».
Упражнение «Любящий взгляд».
Упражнение «Комплимент». Упражнение: «Букет настроения».
Домашнее задание.
День 2
Тема: «Мотивы и потребности»
Цель: активизация процесса самопознания у педагогов.
Задачи:
1. знакомство с различными теориями мотивации;
2. уточнение представлений о своих мотивах и потребностях на основе самодиагностики.
Ход темы
Проверка домашнего задания.
Вступительное слово.
Методика «За двумя зайцами» (по мотивам методики Е.А. Головахи).
Упражнение «Актуальные потребности».
Теоретическая часть «Развитие представлений о мотивации»
Упражнение «Перекрестный допрос».
Упражнение «Коллективный счет».
Домашнее задание.
День 3
Тема: «Профессионально-важные качества учителя»
Цель: формирование профессионально-важных качеств
Задачи:
1. уточнение представлений о профессионально важных качествах учителя;
2. отработка эффективных моделей педагогического общения, развитие профессионально важных качеств.
Ход темы
Проверка домашнего задания.
Упражнение «Я — реальный, Я — идеальный».
Упражнение «Разбор полетов»
Упражнение «Конфликтная ситуация».
Рассмотрим два документа, регламентирующих межличностное общение, и дадим им оценку.
Упражнение «Идеальный учитель».
Перерыв на 30 минут
Тема: «Профессиональное самосознание учителя»
Цель: формирование профессионального самосознания учителя.
Задачи:
1. Дать понятие о кризисах профессионального роста и педагогических деформациях;
2. отработка эффективных моделей педагогического общения,
3. развитие профессионально важных качеств.
Ход темы
Анкета самоопределения.
Теоретическая часть «Уровни профессионального самосознания учителя»
Упражнение «Профессиональные риски и пути их преодоления».