Половые различия в изменении системы ценностей
Наиболее заметны возрастные изменения в системе ценностей мужчин и женщин. Если у мужчин в 20—23 годана первом месте стоят творчество и работа, то в 30—33 года— семья, здоровье и материальная обеспеченность. Для женщин 20—23 летхарактерна ценностная ориентация на любовь и создание семьи, а для 30—33-летних— семья, уверенность в себе и творчество (см. таблицу).
Десять невротических потребностей (по К. Хорни) | |||
МУЖЧИНЫ | ЖЕНШ | ины | |
20-23 года | 30-33года | 20-23 года | 30-33 года |
1. Творчество | 1. Семья | 1. Любовь | 1. Семья |
2. Интересная работа | 2. Здоровье | 2. Семья | 2. Уверенность в себе |
3. Любовь | 3. Материальная обеспеченность | 3. Хорошие друзья | 3. Творчество |
4. Семья | 4. Продуктивная жизнь | 4. Интересная работа | 4. Чуткость и терпимость |
5. Хорошие друзья | 5. Твердая воля | 5. Творчество | 5. Хорошие друзья |
6. Свобода | 6. Жизнерадостность | 6. Познание | 6. Широта взглядов, образованность |
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 439
Некоторые возрастные изменения в системе ценностных ориентации людей оказываются связанными с уровнем материальной обеспеченности
(Леонтьев Д. А., Калашникова О. Э., Калашников М. О., 1993). В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь; и снижается — таких, как материальная обеспеченность, терпимость, аккуратность, готовность помочь, чуткость.
Анализ возрастных изменений ценностных ориентации позволяет утверждать, что с возрастом на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Человек начинает реальнее смотреть на жизнь, жить настоящими событиями и достижениями. Уверенность в собственных силах и осознание собственной компетентности, с одной стороны, а также признание ограничений и установление адекватного уровня притязаний на основе жизненного опыта, с другой стороны, обеспечивают ощущение целостности и удовлетворенности. Человек перестает верить в чудо и его действия во всех сферах деятельности, касается ли это семейной жизни или работы, и мотивирует это разумной установкой: «Мой успех напрямую связан с тем, сколько сил я готов затратить на его достижение» (Gould R., 1978). В то же время отсутствие этих изменений в мотивационной системе, нежелание найти приемлемое соотношение между желаемым и достигнутым к 40 годам приводит к ощущению пустоты и бессмысленности своего существования.
РЕЗЮМЕ
Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения.
Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено по крайней мере 5 основными мотивами. Это — любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений.
Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.
К 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний.
ГЛАВА 4
-концепция — это обобщенное пред- |
ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ
ставление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности.
Самоактуализация — стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т. п. Самоактуализация (в концепциях гуманистически ориентированных психологов) занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей.