Диагностика познавательных процессов
Следует отметить, что одним из важнейших аспектов целенаправленного процесса развития когнитивной сферы подростков и юношей является психодиагностика их способностей. Своевременное и качественное проведение психодиагностических мероприятий позволяет не только оценить уровень интеллектуального развития подростков и юношей, но и своевременно внести коррективы в образовательный процесс. Какими особенностями обладают методы психодиагностики психических познавательных процессов в данном возрасте?
332 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
бежать | кричать | фипьм | опера | ель | стол |
стоять | а. молчать | экран | а.театр | дуб | а.мебель |
б. шептать | б.артист | б.шкаф | |||
в.шуметь | в.пение | в.гарнитур | |||
г.звать | г.сцена | г. ваза | |||
Д-- | д- | Д-- | |||
паровоз | конь | рожь | яблоня | сод | жизнь |
вагоны | а. конюх | поле | а. сажать | весна | а. радость |
б.лошадь | б.яблоки | б.учеба | |||
в.ехать | в.урожай | в.юность | |||
г.конюшня | г.сад | г.любовь | |||
Д-- | Д.- | Д-- | |||
ieaip | библиотека | сора | дерево | глава | квартира |
зритель | а.полки | пещера | а. корень | роман | а. кухня |
б.книги | б.дупло | б.комната | |||
в.читатель | в.крона | в.дверь | |||
г.букинист | г.ствол | Г.ДОМ | |||
д- | Д-- | д- | |||
жапезо | дерево | ДОМ | пестница | голод | 1РУД |
кузнец | а. доски | этажи | а.перила | тощий | а.добрый |
б.пила | б.лифт | б.пища | |||
в.лесник | в.подъем | в.усталый | |||
г.столяр | г.ступени | г. работа | |||
д- | Д-- | д- | |||
пароход | поеад | МИЕДО | СЛОВР | среда | воскресенье |
пристань | а.депо | цифры | а.фраза | пятница | а.четверг |
б. вокзал | б.буквы | б.суббота | |||
в.рельсы | в.читатель | в.вторник | |||
г.шпалы | г. рассказ | г.понедельник | |||
Д-- | Д-- | Д-- | |||
машина | яхта | болезнь | поломка | день | зима |
мотор | а.мачта | лечение | а.мастер | ночь | а. мороз |
б.киль | б.ремонт | б.январь | |||
в.корма | в.деталь | в.снег | |||
г.парус | г.смазка | г.лето | |||
Д.- | Д-- | д- | |||
носа | шааа | прохлада | голубой | шар | куб |
КОСТЫЛЬ | а.зрение | мороз | а вечер | круг | а.тело |
б.очки | б.небо | б.фигура | |||
в.слезы | в.теплый | в.конус | |||
г.веки | г.синий | г. квадрат | |||
д- | д- | д- | |||
иша | бритва | ерах | рынок | пожар | apaci |
острие | а.сталь | недруг | а.площадь | поджог | а.суд |
б.металл | б.торговец | б. кража | |||
в.лезвие | в.базар | в.камера | |||
г. резать | г.магазин | г.юрист | |||
Д.- | д.- | Д-- | |||
музыка | пение | малина | физика | коза | хлеб |
оркестр | а.хор | ягода | а.ученик | животное | а.обед |
б.солист | б.вакуум | б.пища | |||
в.сцена | в.колба | в.батон | |||
г. певец | г.закон | г.тарелка | |||
д. - | Д.- | Д-- | |||
коровы | ноши | растение | утка | лицо | гвлос |
стадо | а. лес | семя | а. мясо | зеркало | а.микрофон |
б.охота | б.перо | б.диктор | |||
в.нора | в.лететь | в.запись | |||
г. шерсть | г.яйцо | г.эхо | |||
Д-- | Д-- | д.- |
Бланки к методикам психологического обследования. Стимульный бланк к методике 1 «Аналогии»
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 333
А_____________ Б_____________ В_____________ Г_____________ Д
Методика исследования распределения и устойчивости внимания. 25-значные одноцветные цифровые таблицы
Чаще всего для оценки внимания, памяти, воображенияи речиподростков и юношей предлагается использовать те же методы, что и для оценки их развития в предшествующем возрасте. Однако критерии уровня развития изучаемых психических процессов, конечно, будут другие.
Вместе с тем в подростковом и юношеском возрасте необходимо оценивать те качества, развитие которых является специфической чертой данного возраста. К таким качествам относятся: логическое мышлениеи некоторые особенности внимания.
Для оценки уровня логического мышлениячасто используют методику «Логико-количественных отношений» или методику «Аналогии». На с. 327 приведена методика «Аналогии», суть которой состоит в установлении логических отношений между понятиями по заданному образцу. Необходимо подобрать пару к заданному слову, сочетание которых было бы близко к смыслу сочетаний пары слов, приведенной в качестве образца (примера). В процессе выполнения методики оценивается функция вербального логического (понятийного) мышления. Испытуемому необходимо выполнить правильно как можно большее количество заданий за определенное время.
В исследовании вниманияподростков и юношей основной акцент делается прежде всего на распределение и устойчивость внимания.
Для оценки этих качеств может быть использована методика исследования распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Испытуемый, поочередно просматривая таблицы, должен найти в порядке возрастания (от 1 до 25) все цифры. При вынесении заключения о развитии внимания подростка учитывается общее время работы (или среднее значение по выполнению заданий пяти таблиц).
Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Распределение внимания — способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Устойчивость внимания — способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. |
Следует отметить, что уровень интеллектуального развития в подростковом и юношеском возрасте достигает весьма высоких показателей. Кроме того, его характеризует также и неповторимая индивидуальность мышления, что предполагает необходимость оценки интересовподростка и определения общей направленности его мышления.
Решение данной психодиагностической задачи в дальнейшем может быть использовано в интересах прогнозирования профессионального выбора подростка, а также успешности деятельности по выбранной им профессии.
334 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
РЕЗЮМЕ
В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становясь более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.
Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны — количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, ! чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает). Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.
В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.
Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей.
ГЛАВА 2
АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА
— отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Аффективная сфера — совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.