Дополнительные аспекты городской жизни

Некоторые черты городской жизни не укладываются в приведенную выше аналитическую систему, но от этого их значимость не становится меньше. Вещи, о которых пойдет речь дальше, не имеют количественных параметров, специальных терминов для них еще не придумано, а фактический, материал по ним только-только собирается. Но тем не менее я нахожу нужным обрисовать их хотя бы в самых общих чертах. Моя цель — обозначить феномен (такой, как например, «атмосфера большого города») и показать возможные способы «измерительных» подходов к нему для получения количественных показателей.

«Атмосфера» больших городов

Контраст между поведенческими манерами «горожан» и «селян» весьма притягателен для социологов, но достаточно ярко выраженная дифференциация существует и между городами-громадами, ибо каждому из них присуща своя «атмосфера». Тон, темп и своеобразие социальных коллизий отличают Нью-Йорк, например, от Лондона. Многие люди готовы идти на существенные финансовые затраты, чтобы обрести пристанище в какой-нибудь из известных всему миру столиц, один воздух которых кому-то кажется возбуждающим, а кому-то, наоборот, успокоительно-благотворным. Поэтому следующим перспективным шагом в изучении жизни большого города представляется задача с возможной точностью определить, что означает само понятие «атмосфера» и какие факторы подпитывают ее.

Может показаться, что пресловутая «атмосфера» — чересчур неустойчивая субстанция, чтобы быть уловленной в некие «измерительные» рамки, но мне думается, об этом не стоит судить, не сделав попыток достичь результата. Очевидно, что любая из этих попыток должна опираться на сопоставимые величины. Нельзя заявить, что Нью-Йорк охвачен «безумием» и «лихорадкой», не держа в уме для сравнения какой-то другой мегаполис.

На занятиях своего семинара, который я вел несколько лет назад в Гарвардском университете, Нью-Йорк, Лондон и Париж были избраны эталонами для проведения эксперимента. Поначалу мы задались простым вопросом: «Существует ли единодушное мнение о каждом из этих городов?» Ответ, во-первых, стали искать в туристических справочниках, а также в произведениях художественной литературы и периодике, но этим не ограничились и, во-вторых, подключили к делу испытанный метод опроса. Людям, которые долгое время жили или часто бывали в Лондоне, Париже или Нью-Йорке, предлагалось охарактеризовать эти города (в образных выражениях и с оценкой типичных черт обстановки). В объявлениях, помешенных в «Нью-Йорк Тайме» и «Гарвард Кримсон», мы просили читателей поделиться с нами своими впечатлениями о перечисленных городах и описать события, эти впечатления подкрепляющие. Лицам, хорошо знакомым хотя бы с двумя из трех интересующих нас мегаполисов, были разосланы развернутые анкеты.

Вырисовались определенные закономерности. В описаниях Нью-Йорка, например, на передний план выступили такие его характеристики, как гигантский масштаб, сумасшедший темп жизни, великое множество увеселительных заведений, разнородность и резкая сегментация («геттоизация») населения. Нью-Йорк прежде всего поражал респондентов физическими параметрами, ускоренным темпом жизни, он эмоционально «встряхивал» человека больше, чем Лондон или Париж (факт, отмечающий, что именно эти аспекты особенно значимы для нью-йоркской среды).

Лондон предстал перед нами совершенно в ином свете. Описывая его, люди больше говорили об отношениях с его обитателями, чем о материальных вещах, практически единодушно подчеркивая вежливость и терпимость жителей английской столицы. Вот выдержка из одного рассказа:

Когда мне было 12 лет, дед стал водить меня в Британский му гей... Однажды в метро он принялся вслух декламировать мне латинские стихи из "Энеиды". Дед был глух и потому говорил очень громко. Я стращно смутился и сгорал ог стыда, пока йе сообразил, что никто не обращает на нас никакого внимания. Жители Лондона -~ очень воспитанные и тактичные люди...

Для контраста приведу выдержку из письма человека, которому Нью-Йорк показался равнодушным, холодным городом с жестокими и грубыми обитателями, где инциденты, подобные нижеописанном)^ случаются на каждом шагу:

Я видел юношу лет девятнадцати, раздававшего антивоенные листовки прохожим. Юноша остановился на углу, и к нему быстрой походкой приблизился хорошо одетый мужчина. Ои ударил юношу по рукам, листовки разлетелись по мостовой, а мужчина пошел дальше как ни в чем не бывало.

Нам необходимо накопить.как можно большее количество подобных впечатлении, тщательно отбирая данные. После обработки полученных материалов посред-СТв°м факторного анализа каждый город может быть охарактеризован соответствующим образом.

Отзывы, касающиеся Парижа, распадаются примерно на две равные части, одна Из которых оценивает Достоинства его обитателей, другая характеризует его материальные достопримечательности и создаваемый ими эмоциональный настрой.


Часть I. Человек в большом городе

46

Городская жизнь как психологический опыт 47

Часто отмечается, что кафе и парки Парижа порождают в этом городе атмосферу дружелюбия и уюта. Однако многие респонденты сетуют, что парижане негостеприимны, недружелюбны и очень черствы.

Конечно, мы не можем точно судить, до какой степени эти отзывы отражают реальное положение дел и в какой мере на них влияют распространенные предубеждения. Существует по крайней мере три фактора, способных отдалить от реальности любую из подобных субъективных характеристик.

1. Мнение человека о каком-либо городе очень зависит от того, с чем он (возможно, даже безотчетно) пытается его сравнивать. Житель Нью-Йорка вполне может охарактеризовать Париж как спокойный, размеренный городок, в то время как уроженцу Ричмонда, штат Вирджиния, покажется, что столицу Франции «чуток лихорадит». При таких опросах было бы нелишним иметь в виду не только сам город, о котором выносится суждение, но также и родной город опрашиваемого, который служит для него некоей точкой отсчета, скажем, провести перекрестный сбор информации, чтобы, например, выяснить, что думают жители Нью-Йорка о жителях Лондона, и наоборот, что думают жители Лондона о жителях Нью-Йорка.

2. На отклике респондента сильно сказывается также и то, является ли он тури
стом, переселенцем или же с детских лет проживает в городе, о котором захо
дит речь. Во-первых, турист воспринимает город иначе, чем его старожил.
Во-вторых, человек, долго живущий в каком-либо мегаполисе, неминуемо под
вергается адаптационным процессам, вследствие чего выталкивает из созна
ния чересчур яркую информацию, которая интригует досужего визитера или
новосела-переселенца. Экономя свою психическую энергию, житель большо
го города в конце концов приучается не замечать ничего необычного в брос
ких характеристиках окружающей обстановки.

Если уговорить старожила и новичка отправиться в неспешную прогулку по определенным кварталам какого-либо из мегаполисов, а затем попросить их (каждого в отдельности) поделиться своими впечатлениями, можно составить некое мнение о специфике воздействия адаптивных механизмов на восприятие человека и даже попробовать изучить это явление, если таких добровольцев (и с той и с другой стороны) наберется достаточное количество. Можно добавить, что многих нью-йоркцев, вернувшихся домой после длительного пребывания за границей, родной город на первых порах просто ошеломляет своей «ужасной уродливостью» (Science, Vol. 165, 1969, p. 853). Этот период обостренного восприятия длится в течение нескольких часов и даже дней и заслуживает самого пристального внимания исследователя, изучающего атмосферу города. Ибо по прошествии некоторого времени детали, поражающие вернувшегося путешественника, постепенно тускнеют, сливаются воедино, становятся фоном, хотя и придающим особый колорит всему окружающему, но уже не поддающимся аналитическому членению.

3. Расхожие легенды и связанный сними холодок (или горячку) предвкушения,
с каковым каждый турист прибывает в облюбованный им населенный пункт,
также накладывают свой отпечаток на его первые впечатления. Он жаждет
увидеть город не таким, каков он есть, а таким, каким ои ему представляется

(Strauss, 1968.) Иной раз подобное мифотворчество настолько приходится визитеру по вкусу, что он, начиная шире знакомиться с городом, лишь укрепляется в своей предвзятости, подвергая свои впечатления фильтрации, то есть принимая все, что согласуется с его представлениями о тех палестинах, к которым он так стремился, и отбрасывая все, что не стыкуется с образом, к которому он был подготовлен. Естественно, подобные предубеждения не только деформируют способность человека воспринимать реальное положение дел, но и уводят его от истины в оценочных характеристиках той или иной обстановки.

Ориентация на привычную среду обитания, зависимость остроты восприятия от срока пребывания человека в том или ином городе, предвзятость, дик-тующая отсев несовместимых ней впечатлений, — все это заставляет психолога с большим сомнением относиться к свидетельствам отдельных (особенно путешествующих) лиц. Больше того, исследователю, если он хочет получить точные и объективные сведения о социальной структуре тех иди иных городов, о ритме их жизни и о царящей в них ауре, вообще не стоит опираться исключительно на словесные описания. Ему необходимо изыскать более надежные методы экспериментального внедрения в жизнь мегаполиса, которые позволят с наибольшей степенью вероятности судить о его атмосфере.

СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ

Рой Фельдман (Journal of Personality and Social Psychology, 10, 202, 1968) провел сравнительное исследование поведения иностранцев и горожан в Париже, Афинах и Бостоне. Фельдман стремился выявить, 1) существуют ли ощутимые различия в уровнях комфортности перечисленных городов и 2) имеется ли у их обитателей склонность относиться к иностранцам иначе, чем к своим соотечественникам. В каждом из городов он исследовал пять конкретных поведенческих ситуаций, в каждой из которых наряду с группой экспериментаторов из числа местных жителей принимала участие команда американских ученых.

Моделировались следующие ситуации:

1) горожанина просят помочь сориентироваться и найти нужную улицу;

2) горожанина просят отправить по почте письмо;

3) горожанина спрашивают, не он ли только что обронил банкноту (долларовую
Или же адекватную валюте исследуемой страны).

Также

4) при расчете за покупки в магазине производилась заведомая переплата с целью установить, укажет ли кассир покупателю на его оплошность;

5) при поездке на такси выяснялось, обсчитывают ли водители иностранцев и выбирают ли они наиболее экономный маршрут.

Результаты, полученные Фельдманом, выявили ряд интересных моментов, по-Разному характеризующих эти три города. Например, для Парижа были определены следующие поведенческие стереотипы. Парижские таксисты обсчитывали иностранцев гораздо чаще, чем своих соотечественников. Однако в ряде других момен-

4g Часть I. Человек в большом городе

тов поведение французов ничуть не соответствовало предубеждениям, существующим на их счет у американцев. Сталкиваясь с просьбой незнакомца отправить для него по почте письмо, парижане обходились с просителем значительно приветливее, нежели афиняне или бостонцы, а если им вручали конверт с уже наклеенной маркой, они обращались с иностранцами даже лучше, чем со своими согражданами.

Парижане оказались также «более честными», чем жители Афин или Бостона. Французы успешнее справлялись с искушением прикарманить чужие денежки, к тому же лишь они в этом эксперименте проявили снисхождение к иностранцам большее, нежели к своим соотечественникам.

Исследования Фельдмана не только положили начало количественному обсчету качественных характеристик больших городов, но также составили методологическую основу для дальнейших сравнительных исследований. Наиболее значительным его достижением явилось успешное внедрение эксперимента в сеть повседневных жизненных ситуаций. Он выработал модель эксперимента, которая обеспечивает изучение различных характеристик городской жизни гораздо более объективное, чем его обеспечивают замкнутые лабораторные условия.

ТЕМПОРИТМ

Важнейшим компонентом атмосферы того или иного города является присущий ему темп или ритм — особенность, отмечаемая очень часто, но при этом гораздо реже исследуемая. Как выяснить, живет город неспешной, спокойной жизнью или его «лихорадит»? Приступая к какому бы то ни было эмпирическому изучению этого вопроса, лучше всего начать с одной очень несложной вещи, а именно замерить скорость передвижения пешеходов в различных городах и затем эти данные сопоставить. Уильям Берковиц (сообщено автору в личной беседе) из колледжа Лафай-ета провел такие исследования в Филадельфии, Нью-Йорке и Бостоне, а также в нескольких небольших городках. Берковиц говорит, что «существует совершенно четкая линейная зависимость между скоростью пешехода и размерами города, хотя разброс показателей относительно абсолютной величины колеблется в пределах Десяти процентов».

Возможно, ощущение ускоренного темпа жизни того или иного города возникает у нас не столько от объективно более высокой скорости движения пешеходов, сколько от физической необходимости постоянно уклоняться и уворачиваться от столкновений в уличной толчее. (Число вынужденных отклонений пешехода от курса можно определить, отправив на прогулку по городским улицам воображаемый отряд механических манекенов, движущихся только линейно, и подсчитав количество нанесенных им толчков. Совершенно очевидно, что при большей плотности расположения манекенов на заданной площади улицы в единицу времени будет происходить большее число столкновений, или, иначе говоря, увеличение плотности населения заставляет пешехода чаще корректировать свой курс во избежание столкновений с другими прохожими).

Характер движения автотранспорта тоже сказывается на темпоритме городской жизни. Автомобильная прогулка предоставляет самую непосредственную возмож-

1 Городская жизнь как психологический опыт 49

ность перевести расплывчатое ощущение этого темпа в измеримые величины. Ритм города с особой наглядностью проявляется в скорости автомобильного потока, в манере водителей стартовать, набирать скорость, в их реакции на дорожные знаки. Темп жизни Нью-Йорка ощутим уже в манере пешеходов стоять на перекрестках у светофора. Они пританцовывают от нетерпения, то и дело соскакивают с тротуара на проезжую часть улицы и нередко начинают движение еще до того, как загорится зеленый свет.

ВИЗУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Холл (Hall E. Т., 1966) отмечал, что физические параметры города также оказывают влияние на его общую атмосферу. Регулярная планировка улиц оставляет у туриста ощущение рациональности, упорядоченности и предсказуемости, но эта упорядоченность монотонна и быстро нас утомляет.

Извилистые улочки, разветвляющиеся под неожиданными углами и образующие множество развилок (как, например, в Париже или Гринвич-Вилледже), волнуют нас своей необычностью, они эстетически привлекательны, хотя и значительно затрудняют выбор правильного пути.

Кое-кто даже склонен считать, что визуальные компоненты вообще играют решающую роль в формировании общего впечатления о городе и что «облик» Парижа или Нью-Йорка в принципе отождествим с их общей атмосферой. Для того чтобы проверить эту гипотезу, следовало бы провести ряд экспериментов, в которых участвовали бы только слепые или, по крайней мере, люди с завязанными глазами. Вне всякого сомнения, мы обнаружили бы, что каждый город обладает своей неповторимой фактурой, узнаваемой даже в том случае, когда визуальные его компоненты исключены из нашего восприятия.

Наши рекомендации