Глава третья. ВИБХУТИПАДА, ИЛИ О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ
1. Концентрация (дхарана) есть фиксация сознания на определенное. 2. Медитация (дхьяна) есть поток, сфокусированный на одно. 3. Эта же медитация, когда присутствует лишь сознание объектамедитации, но не ума, есть самадхи (осознание). 4. Три вместе (дхарана, дхьяна и самадхи) составляют самьяму(самоконтроль). 5. После овладения этим (самоконтролем) приходит (праджна (светмудрости). 6. Приложения самоконтроля (самьямы) различны на различныхстадиях. 7. Триада (сосредоточение, медитация и самадхи) - внутренниесредства и более действенны в отличие от предшествующих пяти(ненасилие, правдивость, неприсвоение чужого, безбрачие и непринятиедаров). 8. Но даже они внешние (относительно) самадхи без семени(нирбиджа). 9. Аспект поглощения есть соединение ума с моментом поглощения(ниродха), когда исходящий и поглощающий аспекты исчезают и появляютсясоответственно. 10. От очищения (самскары) исходит его успокоительный поток. 11. Созерцательная трансформация (самадхи) есть возникновение иразрушение разнонаправленности, так как и однонапрпвленности. 12. Затем снова появляется ментальная разновидностьоднонаправленности, когда исчезновение и появление объекта мысли вточности похожи. 13. Этим описываются изменения первичных признаков (дхарм),свойств и видоизменений состояний объектов и ощущений. 14. Объект есть то, что сохраняет скрытые, возникающие или ещененазванные признаки (дхармы). 15. Перемена, вызванная последовательностью, есть причина сменывидоизменения (паринамы). 16. Посредством самьямы над троичным изменением (состоянием,признаком и свойством) приходит знание (джнана) о прошлом и будущем. 17. Слово, предмет и идея проявляются как одно (самскара) иошибочно смешиваются. Путем самоконтроля над их различиями приходитзнание смысла звуков, издаваемых всеми существами. 18. Восприятие ощущений (самскар) дает знание предшествующихрождений. 19. Самьямой достигается знание других умов. 20. Посредством самьямы над формой тела и отключениявосприимчивости, когда сияние (пракаша) не достигает глаз, происходитисчезновение йога. 21. Существует карма двух видов: деятельная и пассивная. Путемсамьямы, а также через знамения, достижимо знание времени смерти. 22. Путем самьямы над дружелюбием приходит сила. 23. Осуществлением самьямы над силами можно приобрести силу слонаи т. п. 24. Знание тонкого, скрытого и удаленного достигается созерцаниемнадфизических способностей (правритти). 25. Путем осуществления самьямы над Солнцем приходит знание сфер. 26. Над Луной - достигается знание звездных сфер. 27. Над Полярной звездой - приходит знание движения звезд. 28. Над пупочным центром - достигается знание устройства тела. 29. Над точкой основания горла - происходит подчинение (нивритти)голода и жажды. 30. Над бронхами - достигается стойкость (стхайрьям). 31. Над светом (джойти) в голове дает видение совершенныхсуществ. 32. Интуиция (пратибха) дает знание всего. 33. Над сердцем - дает знание ума (читты). 34. Опыт проистекает из невозможности различать свойства саттвы ипуруши, хотя они и различны между собой. Посредством самьямы приходитистинное знание самого пуруши. 35. Отсюда идет интуитивное восприятие объектов слуха, осязания,зрения, обоняния и ощущения. 36. Это является препятствием для самадхи, но представляетсовершенство уму, направленному во вне. 37. Ум может входить в другое тело, когда ослабевают причинызакрепощения и имеется знание процесса вхождения. 38. Посредством самьямы над дыханием удана можно достичьлевитации и неприкосновения с водой, трясиной, шипами и т. д. 39. Самьямой над дыханием самана можно усилить внутренний огоньтети. 40. Посредством самьямы над отношениями между акашей испособностью слышать развивается высшая способность слышать. 41. Посредством самьямы над связью тела и акаши и размышления олегкости хлопка можно обрести способность проходить сквозь акашу(пространство). 42. Действительный выход из тела, действия за пределами теласоставляют великое надтелесное (махи-видеха). Этим уничтожается покровнад сиянием. 43. Посредством самьямы достигается впасть над пятью элементами вих грубом состоянии, тонком, всепроникающем и приносящем пользусостояниями. 44. Самьямой достигается способность уменьшаться до размера атомаи другие сипы, а также совершенство тела и непротивление дхарме. 45. Совершенство тела (кайя) состоит в красоте, грации, сипе иалмазной твердости. 46. С осуществлением самьямы над действиями, истинной формой,эгоизмом и назначением приходит владение чувствами. 47. Так приобретается быстрота, как у мысли, независимость оторганов восприятия и господство над первичной материей. 48. К тому, кто распознал различие между саттвой и пурушей,приходит всемогущество и всезнание. 49. Даже после уничтожения семени зависимости путем уничтоженияжеланий приходит абсолютная независимость (кайвапья). 50. Пусть от общения с божествами высших сфер не возникаетгордости и самодовольства, ибо все еще сохраняется возможностьсоприкосновения с нежелательным. 51. Посредством самьямы над моментами времени и ихпоследовательностью достигается мудрость, рожденная различением(вивекой). 52. Вивека дает возможность познать различие между двумя сходнымивещами, когда между ними нет различия в классе, признаке илиположении. 53 Таракам (интуиция), которая есть полное различающее знание,относящееся ко всем предметам и всем временам, не имеет последствий. 54 Кайвалья (освобождение) достигается, когда есть равенствочистоты между Пурушей и саттвой (духом и умом).