Глава вторая. садханапада, или о духовном ученичестве
1. Аскетизм, изучение священных текстов и посвящение поступковИшваре составляют йоговскую дисциплину. 2. Йоговская дисциплина практикуется с целью достижения самадхи иустранения причин страданий (клеши). 3. Пять причин страданий - это невежество, эгоизм, привязанность,отвращение, и желание жизни. 4. Невежество (авидья) - питательная среда для всех других -спящих или ослабленных, чередующихся или действующих в полную силу. 5. Невежество (авидья) - это принятие невечного, нечистого,злого, не-Атмана, за вечное, чистое, доброе, Атман. 6. Эгоизм есть отождествление способности познания с инструментомпознания. 7. Привязанность (рага) - это влечение к тому, что приноситудовольствие. 8. Отвращение - это стремление избежать то, что приноситнесчастье. 9. Бесконечная жажда жизни обладает такой силой, что усваиваетсядаже мудрыми. 10. Эти тонкие (причины страданий) должны быть устранены путемразвития их противоположностей. 11. Активные (причины страданий) должны быть уничтоженымедитацией. 12. Последствия поступков (кармы) коренятся в этих причинахстраданий и должны быть изжиты в нынешнем и будущем рождениях. 13. Пока существует корень (в форме кармы), он приносит плоды ввиде рождения, жизни и опыта. 14. Они (рождение, жизнь и опыт) имеют своим плодом наслаждениеили боль в соответствии с тем, что было причиной - добродетель илипорок. 15. Для мудреца все является несчастьем вследствие страдания,вызываемого изменениями, тревогами и самскарами (вызванными качествамиприроды, гунами). 16. Избегайте того горя, которое еще не пришло. 17. Причиной горя, которого можно избежать, является соединениевнешнего мира с миром невидимым, зрящего со зримым. 18. Видимый объективный мир состоит из элементов и чувств, имеетприроду познания, действия и покоя и служит целям опыта и осознания(освобождения). 19. Ступени гун обособлены и не обособлены, разделены и неразделены. 20. Видящий (Пуруша) есть только сознание зрения, которое, хотя иявляется чистым, видит посредством изменений разума. 21 Само существование видимого - ради видящего. 22. Хотя это (пракрити) уничтожается для того, кто достиг цели,оно не уничтожается полностью в виду того, что присуще другим. 23. Связь видящего с видимым - основа для познания природывидимых вещей и природы Видящего. 24. Причиной этого является неведение (авидья). 25. Кайвалья, освобождение видящего есть результат разделениявидящего и видимого в следствие устранения неведения. 26. Постоянная практика различения (вивека) есть средстводостижения свободы. 27. Его постоянная мудрость праджна семерична на заключительнойстадии. 28. При устранении нечистоты путем неустанной практики ступенеййоги свет мудрости (джнаны) ведет к познанию различения (вивеки). 29. Яма (самоконтроль), нияма (строгое соблюдение требований),асаны (йогические позы), пранаяма (регулирование дыхания), пратьяхара(регулирование и отвлечение органов чувств), дхарана (концентрациявнимания), дхьяна (созерцание), самадхи (осознанное сосредоточение) -все это восемь средств йоги. 30. Яма (самоконтроль и сдержанность) включает в себя ахимса(ненасилие), сатья (правдивость), астея (неприсвоение чужого),брахмачарья (безбрачие и целомудрие), и апариграха (непринятие даров). 31. Эти пять обетов, неограниченных положением человека, местом,временем или обстоятельствами, образуют великий обет (махавратам). 32. Нияма (или соблюдение требований) - это чистоплотность,удовлетворенность, аскетичность, изучение писаний и стойкаяпреданность Ишваре. 33. Когда неподобающие мысли тревожат ум надо сосредотачиватьсяна том, что противоположно им (пратипакша-бхавана). 34. Поскольку неподобающие мысли и чувства, так же как и насилие,когда исполняются, подготавливаются или обдумываются, когдапроявляются в желании, страхе или обмане, будь то в мягкой, умереннойили сильной форме, имеют результатом бесконечную боль и несчастье,следует размышлять над тем, что противоположно. 35. Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебностьослабевает в его присутствии. 36. Когда человек утвердился в правдивости, последствия егопоступков подвластны ему. 37. Все сокровища приходят к тому, кто утвердился в честности. 38. К тому, кто утвердился в брахмачарье, приходит сила. 39. Тот, кто утвердился в необладании собственностью, приобретаетзнание о том, каковы были и будут перерождения. 40. За очищением следует выход из тела, а так же прекращениеконтактов с другими. 41. Результатом удовлетворения являются чистота ума,однонаправленность, контроль чувств и способность видения Атмана. 42. Высшее счастье достигается через удовлетворение (сантоша). 43. Посредством тапаса (очистительных действий), вследствиеустранения нечистоты возрастают силы в теле и чувствах. 44. Благодаря изучению возникают общность с Богом, проявляющегосяв той форме, которая вам больше подходит. 45. Самадхи (осознание) можно достичь, если сделать Господа цельювсех действий. 46. Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной. 47. Это достигается ослаблением усилий и размышлением оБесконечном. 48. После этого уже не тревожат двойственности. 49. Когда это осуществлено, следует пранаяма (регулирование вдохаи выдоха). 50. Пранаяма бывает внешняя, внутренняя, неподвижная,регулируется пространством, временем и числом и становится долгой иликороткой. 51. Пранаяма выходящая за пределы сферы внешнего и внутреннего,есть четвертая. 52. Таким образом, ум становится пригодным для дхараны(сосредоточения). 53. Таким образом уничтожается то влияние тела на ум, котороезакрывает свет. 54. Отключение (пратьяхара) есть то, благодаря чему чувства невходят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума. 55. Это ведет к полному господству над чувствами (индриями).