Совместимость стилей педагогического общения учителя и воспитателя

В классе шестилеток с ребятами общаются два пе­дагога—учитель и воспитатель. Их деятельность раз­лична и может породить определенную односторонность в стиле общения с классом. Учитель, который привык объяснять материал всему классу, адресовать свои тре­бования, замечания ко всем детям сразу, нередко усваи­вает прежде всего фронтальный тип общения, который, кстати сказать, по отношению к маленьким детям часто оказывается малоэффективным. Известно, что даже де­ти 7 лет, которые были отнесены к категории «неподго­товленных к школе», характеризуются тем, что они как раз не относят к себе обращения, адресованные ко все­му классу.

Учительница. Ребята, откройте книги.

Петя с любопытством озирается вокруг и не выпол­няет указания учителя.

Учительница. Тебе что, нужно отдельное пригла­шение?

Учительница думает, что своей иронией «сразила» ученика. А на самом деле, сама того не замечая, она высказала здравую мысль. Да, к шестилеткам нужно как можно чаще относиться лично, т. е., иными словами, им нужпо "иадическое общение,

' О развитии этих способностей см.7, 36, 43. — Прим.ред.

Что касается воспитателя, то, как показывают наши наблюдения, он чаще использует именно диадический стиль общения, который связан с необходимостью орга­низовывать деятельность небольших групп детей или от­дельного ребенка. Кстати сказать, эти различия в усло­виях детского сада и школы затрудняют адаптацию ре­бенка к последней.

Однако владение формами фронтального и диадиче-ского общения зависит не только от характера педаго­гической деятельности, но и от особенностей личности педагога.

Преде гавим себе положение шестилетних детей, ко­торым не повезло—и учтель и воспитательница оказа­лись предсэавителями фронтального, делового стиля об­щения. Но, с другой стороны, склонность обеих к диа-дическому общению может затруднить выработку опре­деленных учебных навыков и умений, усвоение правил поведения и т. д.

Конечно, было бы идеально, если бы у педагогов был гармонический, разносторонний стиль общения, дающий возможность с одинаковой успешностью общаться и фронтально и диадически. Однако надеяться на это пока трудно. Но тогда перед руководством школы стоит за­дача как подобрать учителя и воспитателя для конкрет­ного класса. Как учитывать психологическую совмести­мость педагогов?

В исследованиях семьи показано, что психологиче­ская совместимость супругов может быть достигнута двумя путями: либо по принципу подобия, сходства ха­рактеров супругов, либо по принципу взаимного допол­нения, когда недостатки одного компенсируются досто­инствами другого. Нам кажется, что в педагогической диаде достигать совместимости следует именно по прин­ципу взаимодополняемости. При этом имеется в виду взаимодополняемость не только по преобладающему ти­пу общения (фронтальное—диадическое), но и по тем­пераменту, способностям, увлечениям, направленности на определенный вид детской деятельности и т. д. Со­блюдение этого принципа при составлении педагогиче­ской диады представляется важным не только для соз­дания благоприятного психологического климата, но и в целях обеспечения условий для гармонического разви­тия каждого ребенка, проявления его индивидуальности, способностей.

Впрочем, когда мы говорим о совместимости участ-

ников педагогической диады, то здесь необходимо иметь в виду, что они оба должны исходить из принципа доб­рожелательности к детям. В противном случае недостат­ки и следствия неприемлемого в работе с шестилетними детьми типа общения (в частности, авторитарного) бу­дут не только отрицательно влиять на развитие личнос­ти детей, но и существенно снижать эффективность пе­дагогического общения воспитателя-напарника.

Выявлено, что воспитатели-«демократы», работаю­щие в паре с педагогом ярко выраженного авторитарно­го стиля общения, испытывают особые трудности в ор­ганизации общения с детьми. «Категорически не устраи­вает тип воспитателя (авторитарный), которого придер­живается моя напарница, так как дети устают от ее «железной» дисциплины и в мою смену «наверстывают упущенное», становятся возбужденными, шумными. Мне очень трудно работать после нее... дети возбужде­ны, непослушны, на них трудно воздействовать» (9).

Итак, педагогическое общение с детьми тогда эффек­тивно. когда оно осуществляется с позиции доброжела­тельности, любви к детям, когда формы, средства обще­ния обоих педагогов учитывают природу ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности.

Прекрасны плоды такого общения! Как подметил Януш Корчак, «воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашива­ет, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут...». Не будем лишать себя этой радости,

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы XXVII съезда КПСС.—М., 1986.

2. О реформе общеобразовательной и профессиональной шко­лы: Сб. документов и материалов.—М., 1984.

3. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция.—М., 1986.

4. КрупскаяН. К,. Дети—наше будущее. — М,, 1975.

5. Амонашвили Ш. А. В школу—с шести лет.—М., 1986.

6. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!—М., 1983.

7. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.—М., 1987.

8. Аеринская И. И., Зверева М. В., Кумарина Г. Ф. и др. Опыт исследования результатов обучения шестилетних детей в подготовительных классах и группах детского сада//Вопросы пси­хологии. — 1984. — № 4.

8а, Басов М. Я. Методика психологических наблюденийзадетьми/Избранные психологические произведения.—М., 1975.

9. Башлакова Л. Н. Исследование факторов, влияющихнаорганизацию общения воспитателя с детьми//Пути совершенство­вания педагогического процесса в старших группах детского сада. — Минск, 1985.

10. Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учигель и детский кол­лектив. — Минск, 1975.

11. Богоявленская О. Б. Пути к творчеству.—М., 1981.

12. Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребенка.— Минск, 1974.

13. Буре Р. С„ Година Г. Н. Учите детей трудиться.—М., 1983.

14. БуреР. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети.—М., 1985.

15. Буянов М. И Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра.—М. 1988.

16. Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к си­стем а гическому обучению (стерший дошкольный возраст)//До» школьное воспитание.—1985.—№ 7.

17. Венеер Л. А. Педагогика способностей. — М., 1973.

18. Венгер Л. А. Психологическая готовность ребенка к шко-ле//Вопросы психологии.—1984.—№ 4.

19. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музы­кального воспитания в детском саду.—М.; 1983.

<20.'^ Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М ВТТамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик.—М., 1984.

21. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников.— М., 1981.

22. Воспитание дошкольников в труде/Под ред. В. Г. Нечае­вой,—М., 1980.

23. Воспитание детей в игре/Сост. А. Е. Бондаренко, А. И. Ма-тусик.—М., 1983.

24. Воспитание и обучение в детском саду/Под ред. А. В. За­порожца и Т. А. Марковой.—М., 1976,

25. Выготский Л. С. Детская психслогия//Собр. соч.: В 6 т.— М.. 1984.—Т. 4.

26. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском воз­расте.—М„ 1967.

27. Выготский Л, С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии.—1966.—№ 6.

28. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном воз-расте//Избр. психологические исследования.—М., 1956.

29. Выготский Л. С. Педология псдроси<а//Собр. соч. — М., 1984.—Т. 4.

30. Выготский Л. С. Проблемы развития психики//Собр. соч. — М., 1983.—Т. 3.

31. Глоцер В. Л. Дети пишут стихи. Книга о детском литера­турном творчестве. — М., 1964.

32. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М., 1976.

33. Давыдов В. В. Проблемы разривающегося обучения. — М., 1986.

34. Детская психология: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Ко-ломинского и Е. А. Панько. — Минск, 1981.—Ч. 1.

35. Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте в дет­ском саду: Метод. рекомендацьи/Сост. Н. С. Старжинская, Л. И. Смагина.—Минск, 1982.

36. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.

37. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ.—М., 1985.

38 Дошкольная педагогика. Учебное пособие/Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина.—М., 1985.

39. Дошкольная педагогика/Под, ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.—М., 1983.

40. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. — М., 1985.

41. Жуковская Р. И. Игра иее педагогическое значение.— М„ 1975.

42. Жугова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду.—М., 1974.

43. Жутикова Н. В. Учтелю о практике психологической по­мощи.—М., 1988.

43а. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности/Принцип развития в психоло­гии.-М., 1978.

44 Запорожец А. В. Избранные психологические труды.—М., 1986.—Т. 1.

45. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка,—М., 1986.

46. Игры и упражнения в обучении шестилеток/Под ред. Н. В. Седж.—Минск, 1985.

47. Карпова С. Н., Лысюк А. Г. Игра и нравственное разви­тие дошкольников.—М„ 1986.

48. Каруле А. Я. Обучение шестилетних детей в школе: Из опыта работы подготовительных классов.—М., 1984.

49УКовальчук Я. И. Индиввдуалшый подход в воспитательной работе. — М„ 1985.

50. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. — Минск, 1984.

51. Коломинский Я. Л. Человек; психология: Кн. для старше­классников. — М., 1986.

52. Кондратьева С. В. Учитель—ученик.—М., 1984,

81. Усова А. П. Обучение в детском саду.—М., 1981.

82. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка?: Пер с польск. — М„ 1978.

83. Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отнгшений//Вопросы психологии. — 1986.—№ 4.

84. Чуковский К. И. От двух до пяти.— Минск, 1983.

85. Эльконин Д. Б. Психология игры.—М,, 1978.

86. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьни­ка.—М., 1974.

87. Эстетическое воспитание в детском саду/Под ред. Н. А. Ветлугиной.— М„ 1985.

88. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического раз­вития детей,—М., 1984,

ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов .............. 3

I раздел. Готовность к школе и методы изученияпсихикиребенка

Глава I. Психологическая готовность к школе . . . 5

§ 1. Интеллектуальная готовность ...... 7

§ 2. Личностная и социально-психологическая готов­ность . . . ............. 10

§ 3. Волевая готовность...... 14

§ 4. Адаптация ребенка к школе ........ 16

Глава II. Как изучать психику детей ...... 21

§ 1. Принципы изучения психики ребенка ... 22

§ 2. Основные стратегии изучения психики детей 24

§ 3. Построение исследования ......... 26

§ 4. Конкретные методы исследования ...... 28

§ 5. Методы изучения взаимоотношений между деть­ми в школе ....... 40

II раздел. Деятельность шестилетнего ребенка

Глава ПК Психологические особенности игровой деятель­ности детей шестилетнего возраста .... 51

§ 1. Ролевая игра и ее развитие ........

§ 2. Взаимоотношения между детьми в игре .... 54

§ 3. Игры с правилами ........ 57

§ 4. Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей.......... 61

§ 5. Значение игры для психического развития ребенка 63

§ 6. Роль игры в становлении трудовой деятельности 65

Глава IV. Особенности учебной деятельности шестилетних детей ................. 70

§ 1. Учебная деятельность и ее мотивы ..... —

§ 2. Способы выполнения учебных действий ... 74

§ 3. Познавательная активность ребенка и его обще­ние с педагогом...... 76

§ 4. Как обучать шестилеток...... 78

§ 5. Какие умения особенно нужны педагогам . . 82

Глава V. Особенности художественной деятельности детей

шестилетнего возраста ........ 83

§ 1. Художественно-речевая деятельность ..... 84

§ 2. Музыкальная деятельность ......... 86

§ 3. Изобразительная деятельность ....... 87

III раздел. Психология личности и межличностных отноше­ний детей шестилетнего возраста

Глава VI. Личность ребенка шестилетнего возраста ... 97

§ 1. Социально-психологические предпосылки и усло­вия развития личности ребенка шестилетнего воз­раста ................. —

§ 2. Развитие самосознания и самооценки ребенка . 104

§ 3. Развитие мотивационный сферы ...... 107

Глава VII. Индивидуальные особенности шестилетних де­тей................. 114

§ 1. Темперамент шестилетних детей ...... —

§ 2. Способности шестилетних детей... 122

IV раздел. Познавательная сфера шестилетнего ребенка

Глава VIII. Психология чувственного познания . . 128

§ 1. Развитие основных видов чувствительности . 129

§ 2. Восприятие пространства . . . . , : 1 130

§ 3. Ориентировка во времени . ...... 131

§ 4. Восприятие художественных произведений. , . 133

§ 5. Восприятие человека ...... ... 135

Глава IX. Память шестилетнего ребенка ....... 138

§ 1. Непроизвольная и произвольная память ребенка —

§ 2. Формирование элементов логической и иных ви­дов памяти ..... . . . ; ; 140

Глава X. Мышление и речь шестилетнего ребенка . , , . 143

§ 1. Знания и виды мышления ребенка ....,..—

§ 2. Формы мыслительной деятельности . . . , , .,^-Нб^

§ 3. Как развивать мышление ......... Г5<К\

§ 4. Развитие речи шестилетнего ребенка ..... 153

Глава XI. Воображение ребенка шестилетнего возраста . 162

§ 1. Характеристика образов воображения ребенка .

§ 2. Развитие и формирование воображения ...164

Глава XII. Внимание шестилетнего ребенка ...... 167

§ 1. Характеристика видов внимания шестилетних детей .................

§ 2. Свойства внимания детей шестилетнего возраста 171

Глава XIII. Учитель и дети ............. 173

§ 1. Типы педагогического отношения учителя к детям .............174

§ 2 Педагогическое воздействие в ходе педагогиче­ского общения .......... 177

§ 3. Совместимость стилей педагогического общения учителя и воспитателя .. 181

Литература ............................. 184

Наши рекомендации