Совместимость стилей педагогического общения учителя и воспитателя
В классе шестилеток с ребятами общаются два педагога—учитель и воспитатель. Их деятельность различна и может породить определенную односторонность в стиле общения с классом. Учитель, который привык объяснять материал всему классу, адресовать свои требования, замечания ко всем детям сразу, нередко усваивает прежде всего фронтальный тип общения, который, кстати сказать, по отношению к маленьким детям часто оказывается малоэффективным. Известно, что даже дети 7 лет, которые были отнесены к категории «неподготовленных к школе», характеризуются тем, что они как раз не относят к себе обращения, адресованные ко всему классу.
Учительница. Ребята, откройте книги.
Петя с любопытством озирается вокруг и не выполняет указания учителя.
Учительница. Тебе что, нужно отдельное приглашение?
Учительница думает, что своей иронией «сразила» ученика. А на самом деле, сама того не замечая, она высказала здравую мысль. Да, к шестилеткам нужно как можно чаще относиться лично, т. е., иными словами, им нужпо "иадическое общение,
' О развитии этих способностей см.7, 36, 43. — Прим.ред.
Что касается воспитателя, то, как показывают наши наблюдения, он чаще использует именно диадический стиль общения, который связан с необходимостью организовывать деятельность небольших групп детей или отдельного ребенка. Кстати сказать, эти различия в условиях детского сада и школы затрудняют адаптацию ребенка к последней.
Однако владение формами фронтального и диадиче-ского общения зависит не только от характера педагогической деятельности, но и от особенностей личности педагога.
Преде гавим себе положение шестилетних детей, которым не повезло—и учтель и воспитательница оказались предсэавителями фронтального, делового стиля общения. Но, с другой стороны, склонность обеих к диа-дическому общению может затруднить выработку определенных учебных навыков и умений, усвоение правил поведения и т. д.
Конечно, было бы идеально, если бы у педагогов был гармонический, разносторонний стиль общения, дающий возможность с одинаковой успешностью общаться и фронтально и диадически. Однако надеяться на это пока трудно. Но тогда перед руководством школы стоит задача как подобрать учителя и воспитателя для конкретного класса. Как учитывать психологическую совместимость педагогов?
В исследованиях семьи показано, что психологическая совместимость супругов может быть достигнута двумя путями: либо по принципу подобия, сходства характеров супругов, либо по принципу взаимного дополнения, когда недостатки одного компенсируются достоинствами другого. Нам кажется, что в педагогической диаде достигать совместимости следует именно по принципу взаимодополняемости. При этом имеется в виду взаимодополняемость не только по преобладающему типу общения (фронтальное—диадическое), но и по темпераменту, способностям, увлечениям, направленности на определенный вид детской деятельности и т. д. Соблюдение этого принципа при составлении педагогической диады представляется важным не только для создания благоприятного психологического климата, но и в целях обеспечения условий для гармонического развития каждого ребенка, проявления его индивидуальности, способностей.
Впрочем, когда мы говорим о совместимости участ-
ников педагогической диады, то здесь необходимо иметь в виду, что они оба должны исходить из принципа доброжелательности к детям. В противном случае недостатки и следствия неприемлемого в работе с шестилетними детьми типа общения (в частности, авторитарного) будут не только отрицательно влиять на развитие личности детей, но и существенно снижать эффективность педагогического общения воспитателя-напарника.
Выявлено, что воспитатели-«демократы», работающие в паре с педагогом ярко выраженного авторитарного стиля общения, испытывают особые трудности в организации общения с детьми. «Категорически не устраивает тип воспитателя (авторитарный), которого придерживается моя напарница, так как дети устают от ее «железной» дисциплины и в мою смену «наверстывают упущенное», становятся возбужденными, шумными. Мне очень трудно работать после нее... дети возбуждены, непослушны, на них трудно воздействовать» (9).
Итак, педагогическое общение с детьми тогда эффективно. когда оно осуществляется с позиции доброжелательности, любви к детям, когда формы, средства общения обоих педагогов учитывают природу ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности.
Прекрасны плоды такого общения! Как подметил Януш Корчак, «воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут...». Не будем лишать себя этой радости,
ЛИТЕРАТУРА
1. Материалы XXVII съезда КПСС.—М., 1986.
2. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов.—М., 1984.
3. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция.—М., 1986.
4. КрупскаяН. К,. Дети—наше будущее. — М,, 1975.
5. Амонашвили Ш. А. В школу—с шести лет.—М., 1986.
6. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!—М., 1983.
7. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.—М., 1987.
8. Аеринская И. И., Зверева М. В., Кумарина Г. Ф. и др. Опыт исследования результатов обучения шестилетних детей в подготовительных классах и группах детского сада//Вопросы психологии. — 1984. — № 4.
8а, Басов М. Я. Методика психологических наблюденийзадетьми/Избранные психологические произведения.—М., 1975.
9. Башлакова Л. Н. Исследование факторов, влияющихнаорганизацию общения воспитателя с детьми//Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. — Минск, 1985.
10. Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учигель и детский коллектив. — Минск, 1975.
11. Богоявленская О. Б. Пути к творчеству.—М., 1981.
12. Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребенка.— Минск, 1974.
13. Буре Р. С„ Година Г. Н. Учите детей трудиться.—М., 1983.
14. БуреР. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети.—М., 1985.
15. Буянов М. И Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра.—М. 1988.
16. Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к систем а гическому обучению (стерший дошкольный возраст)//До» школьное воспитание.—1985.—№ 7.
17. Венеер Л. А. Педагогика способностей. — М., 1973.
18. Венгер Л. А. Психологическая готовность ребенка к шко-ле//Вопросы психологии.—1984.—№ 4.
19. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.—М.; 1983.
<20.'^ Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М ВТТамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик.—М., 1984.
21. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников.— М., 1981.
22. Воспитание дошкольников в труде/Под ред. В. Г. Нечаевой,—М., 1980.
23. Воспитание детей в игре/Сост. А. Е. Бондаренко, А. И. Ма-тусик.—М., 1983.
24. Воспитание и обучение в детском саду/Под ред. А. В. Запорожца и Т. А. Марковой.—М., 1976,
25. Выготский Л. С. Детская психслогия//Собр. соч.: В 6 т.— М.. 1984.—Т. 4.
26. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.—М„ 1967.
27. Выготский Л, С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии.—1966.—№ 6.
28. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном воз-расте//Избр. психологические исследования.—М., 1956.
29. Выготский Л. С. Педология псдроси<а//Собр. соч. — М., 1984.—Т. 4.
30. Выготский Л. С. Проблемы развития психики//Собр. соч. — М., 1983.—Т. 3.
31. Глоцер В. Л. Дети пишут стихи. Книга о детском литературном творчестве. — М., 1964.
32. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М., 1976.
33. Давыдов В. В. Проблемы разривающегося обучения. — М., 1986.
34. Детская психология: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Ко-ломинского и Е. А. Панько. — Минск, 1981.—Ч. 1.
35. Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте в детском саду: Метод. рекомендацьи/Сост. Н. С. Старжинская, Л. И. Смагина.—Минск, 1982.
36. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.
37. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ.—М., 1985.
38 Дошкольная педагогика. Учебное пособие/Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина.—М., 1985.
39. Дошкольная педагогика/Под, ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.—М., 1983.
40. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. — М., 1985.
41. Жуковская Р. И. Игра иее педагогическое значение.— М„ 1975.
42. Жугова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду.—М., 1974.
43. Жутикова Н. В. Учтелю о практике психологической помощи.—М., 1988.
43а. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности/Принцип развития в психологии.-М., 1978.
44 Запорожец А. В. Избранные психологические труды.—М., 1986.—Т. 1.
45. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка,—М., 1986.
46. Игры и упражнения в обучении шестилеток/Под ред. Н. В. Седж.—Минск, 1985.
47. Карпова С. Н., Лысюк А. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.—М„ 1986.
48. Каруле А. Я. Обучение шестилетних детей в школе: Из опыта работы подготовительных классов.—М., 1984.
49УКовальчук Я. И. Индиввдуалшый подход в воспитательной работе. — М„ 1985.
50. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. — Минск, 1984.
51. Коломинский Я. Л. Человек; психология: Кн. для старшеклассников. — М., 1986.
52. Кондратьева С. В. Учитель—ученик.—М., 1984,
81. Усова А. П. Обучение в детском саду.—М., 1981.
82. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка?: Пер с польск. — М„ 1978.
83. Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отнгшений//Вопросы психологии. — 1986.—№ 4.
84. Чуковский К. И. От двух до пяти.— Минск, 1983.
85. Эльконин Д. Б. Психология игры.—М,, 1978.
86. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.—М., 1974.
87. Эстетическое воспитание в детском саду/Под ред. Н. А. Ветлугиной.— М„ 1985.
88. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей,—М., 1984,
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов .............. 3
I раздел. Готовность к школе и методы изученияпсихикиребенка
Глава I. Психологическая готовность к школе . . . 5
§ 1. Интеллектуальная готовность ...... 7
§ 2. Личностная и социально-психологическая готовность . . . ............. 10
§ 3. Волевая готовность...... 14
§ 4. Адаптация ребенка к школе ........ 16
Глава II. Как изучать психику детей ...... 21
§ 1. Принципы изучения психики ребенка ... 22
§ 2. Основные стратегии изучения психики детей 24
§ 3. Построение исследования ......... 26
§ 4. Конкретные методы исследования ...... 28
§ 5. Методы изучения взаимоотношений между детьми в школе ....... 40
II раздел. Деятельность шестилетнего ребенка
Глава ПК Психологические особенности игровой деятельности детей шестилетнего возраста .... 51
§ 1. Ролевая игра и ее развитие ........
§ 2. Взаимоотношения между детьми в игре .... 54
§ 3. Игры с правилами ........ 57
§ 4. Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей.......... 61
§ 5. Значение игры для психического развития ребенка 63
§ 6. Роль игры в становлении трудовой деятельности 65
Глава IV. Особенности учебной деятельности шестилетних детей ................. 70
§ 1. Учебная деятельность и ее мотивы ..... —
§ 2. Способы выполнения учебных действий ... 74
§ 3. Познавательная активность ребенка и его общение с педагогом...... 76
§ 4. Как обучать шестилеток...... 78
§ 5. Какие умения особенно нужны педагогам . . 82
Глава V. Особенности художественной деятельности детей
шестилетнего возраста ........ 83
§ 1. Художественно-речевая деятельность ..... 84
§ 2. Музыкальная деятельность ......... 86
§ 3. Изобразительная деятельность ....... 87
III раздел. Психология личности и межличностных отношений детей шестилетнего возраста
Глава VI. Личность ребенка шестилетнего возраста ... 97
§ 1. Социально-психологические предпосылки и условия развития личности ребенка шестилетнего возраста ................. —
§ 2. Развитие самосознания и самооценки ребенка . 104
§ 3. Развитие мотивационный сферы ...... 107
Глава VII. Индивидуальные особенности шестилетних детей................. 114
§ 1. Темперамент шестилетних детей ...... —
§ 2. Способности шестилетних детей... 122
IV раздел. Познавательная сфера шестилетнего ребенка
Глава VIII. Психология чувственного познания . . 128
§ 1. Развитие основных видов чувствительности . 129
§ 2. Восприятие пространства . . . . , : 1 130
§ 3. Ориентировка во времени . ...... 131
§ 4. Восприятие художественных произведений. , . 133
§ 5. Восприятие человека ...... ... 135
Глава IX. Память шестилетнего ребенка ....... 138
§ 1. Непроизвольная и произвольная память ребенка —
§ 2. Формирование элементов логической и иных видов памяти ..... . . . ; ; 140
Глава X. Мышление и речь шестилетнего ребенка . , , . 143
§ 1. Знания и виды мышления ребенка ....,..—
§ 2. Формы мыслительной деятельности . . . , , .,^-Нб^
§ 3. Как развивать мышление ......... Г5<К\
§ 4. Развитие речи шестилетнего ребенка ..... 153
Глава XI. Воображение ребенка шестилетнего возраста . 162
§ 1. Характеристика образов воображения ребенка .
§ 2. Развитие и формирование воображения ...164
Глава XII. Внимание шестилетнего ребенка ...... 167
§ 1. Характеристика видов внимания шестилетних детей .................
§ 2. Свойства внимания детей шестилетнего возраста 171
Глава XIII. Учитель и дети ............. 173
§ 1. Типы педагогического отношения учителя к детям .............174
§ 2 Педагогическое воздействие в ходе педагогического общения .......... 177
§ 3. Совместимость стилей педагогического общения учителя и воспитателя .. 181
Литература ............................. 184