Развитие речи шестилетнего ребенка
Речь теснейшим образом связана с мышлением ребенка. 6 лет — период дрезвычайно интенсивногоееразвития.
Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В процессе разыгрывания ситуаций и ролей владение функциями и формами речи становится для него очень важным. При этом физическая сторона речевой действительности отходит на задний план, заслоняется задачей усвоения многообразных функций речи и форм их выражения. Акцент перемещается на семантическую (смысловую) сторону речи.
Значительное расширение круга общения ребенка к 6 годам ведет к развитию его свободной речи. К моменту поступления в школу он практически овладевает всеми сторонами родного языка: словарем, звуковым составом, грамматическим строем.
Так, согласно исследованию В. Логиновой, уже в словаре трехлетнего современного ребенка насчитывается 1200 слов, активный словарь шестилетнего возрастает почти в 3 раза (3000—3500 слов). По данным Ж. Е. Кон-диян, словарный запас армянских детей 6—7 лет достигает 4000—5000 слов.
Однако части речи в словаре детей шестилетнего возраста представлены неодинаково. Так, по данным Л./А. Калмыковой, существительные составляют 38% всех частей речи, глаголы—32%, местоимения—10%, наречия—7% и лишь 2% — прилагательные. В числе характерных особенностей речи детей, поступающих в
школу, отмечают ее глагольность. Наиболее часто ими используются глаголы, связанные с движением (ходит, бегает, прыгает, едет) и деятельностью (рисует, лепит).
Овладение понятиями и их значениями позволяег шестилетнему ребенку применять обобщение в речи и развивает его мышление.
Достаточно развитой к 6 годам является и грамматическая сторона речи ребенка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования, учатся строить более сложные предложения.
В этом возрасте (и даже чуть раньше) дети уже подмечают значения, носителями которых в составе слова являются те или иные грамматические элементы (морфемы). В основе этого явления лежит ориентировка ребенка на звуковую форму слова, на звучание грамматических форм. Однако выделить эти морфемы из слова дети затрудняются, а иногда и не могут. К 6 годам у детей уже сложилась первичная, неполная абстракция, доступная им без специального обучения. Специалисты отмечают чуткость детей к языковым явлениям, которая проявляется в их способйости понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Педагогу, работающему с шестилетками, важно использовать это «чутье языка», не дать ему «притупиться» в ходе овладения родным языком.
К 6 годам совершенствуется и синтаксическая сторона речи ребенка. Если еще в среднем дошкольном возрасте в речи преобладают простые предложения, то в 5—6 лет возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается -объем простых и сложных предложений. Поступая в первый класс, дети уже владеют, как правило, почти всеми союзами и приставками. По данных Л. А. Калмыковой, 55% их речевых высказываний составляют простые предложения, примерно 45% —сложные (из них сложносочиненные с союзами, а, и, но—21%, сложноподчиненные с подчинительными союзами что, когда, потому что, чтобы, где— 19%, бессоюзные—5%). Значительно увеличивается в 6—7 лет количество обобщающих слов и рост придаточных предложений, что свидетельствует о •развитии у детей словесно-логического мышления.
Уровень овладения шестилетним ребенком грамматикой относительно высок, но поскольку русский язык имеет сложную систему грамматических правил и множество исключений из них, многочисленные случаи переноса ударения, то ребенок все же допускает еще ошибки.
На шестом году своей жизни ребенок переживает новый этап в овладении грамматикой родного языка. До поступления в школу ребенок усваивал правила грамматики практически. Здесь же он должен усвоить грамматику начиная с ее основных правил и понятий (о составе слова, предложения и т. п.). Это предполагает осознанное отношение к речи, к ее словарному составу, грамматическому строю. Способен ли шестилетний ребенок к этому?
Учителям, уже имеющим опыт работы с шестилетками, хорошо известно, что даже дети, достигшие высокого уровня практического использования речи, затрудняются, если перед ними ставится задача сделать слово и словесные отношения предметом своего сознания. Есть ли средства для преодоления этого рода трудностей?
Действительность речи осознается очень смутно и слабо дифференцируется в том случае, если перед ребенком ставится задача вычленения слов из предложения, но не организуется ориентировка на существенные признаки слова. В то же время С. Н. Карповой доказана принципиальная возможность формирования у детей шестилетнего возраста умения вычленять из речи слова всех категорий на основе даваемых им в доступной форме критериев слова: 1) слово представляет собой звуковую совокупность, 2) слово всегда имеет определенное значение.
Вместе с тем, понятийных критериев речи при обучении детей элементарному членению речи на. слова можно и избежать. Для этого слову дается не словесное определение, а остенсивное — путем наглядного показа, демонстрации, примеров его использования и т. п.
Специалисты в области обучения грамоте рекомендуют с этой целью широкое использование упражнений и игр, в которых бы особое внимание обращалось на слово «слово».
Гладко, плавно лился
стих, Вдруг споткнулся
и притих, Ждет он и вздыхает, Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый
путь Стих потек, как
речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко.
От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит
(тень).
Говорю я брату: Ох, С неба сыплется
горох! — Вот чудак, —
смеется брат,— Твой горох ведь это (град).
(Е. Серова. «Подскажи словечко»)
Ребята «подсказывают» нужное словечко. В другом случае им читается стихотворение, но не до конца, и дается задание—придумать, как закончить стихотворение.
Такого рода упражнения приводят к тому, что дети на основе остенсивных определений усваивают элементарное, пока еще очень приблизительное значение слова «слово». Однако даже это уже облегчает педагогу проведение словарной работы, так как упрощает «деловое общение» с детьми, повышает действенность методических приемов, позволяет более точно формулировать задания, направленные на ознакомление дошкольников с речью как языковой действительностью, со словом как единицей речи (77).
В исследовании Г. П. Беляковой остенсивное определение слова осуществлялось с помощью специально разработанного моделирования словесного состава предложения. Детям предлагалась игра «Живые слова». Вызванные педагогом дети «превращались» в слова— играли роли слов («Ты будешь словом «самолет», а ты «летит» и т. д.). Из таких «слов» составляли предложения, слова «меняются местами — переходят из одного предложения в другое». Такое моделирование направляет внимание детей непосредственно на речевую действительность, отделяя ее от предметной действительности. Оно позволяет ребенку выделить главные всеобщие свойства речи—последовательность речевых единиц (линейность) и членораздельность (дискретность). Этот метод следует широко применять в работе с шестилетками, так как он отвечает их возрастным особенностям.
Что характерно для звуковой стороны речи шестилетнего ребенка? Насколько овладел он к этому возрасту правильным произношением? Как развит его фонематический слух?
Развитие голосового аппарата шестилетнего ребенка дает ему возможности правильно произносить все звуки родного языка. Но в классе встречаются дети с дефектами в речи, не произносящие отдельные звуки, например Л, Р, Ш, Ж и т. д. Причина — в недостаточной подвижности мускулатуры артикуляционного аппарата, неправильном произношении членов семьи и т. п. Педагог, обнаружив дефекты в речи детей, должен сразу направить их к логопеду. Не следует это оттягивать. Ведь неправильное произношение будет затруднять ребенку и овладение грамотой.
Хотя основная группа детей-шестилеток верно произносят все фонемы, все же работать в области звуковой стороны речи в этом возрасте есть над чем. Разве всегда мы довольны тем, как дети читают стихи? Выразительностью их речи в повседневном общении с нами и с товарищами? Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма педагоги с успехом используют скороговорки, потешки, пословицы, чтение по ролям, драматизацию, слушание сказок, стихов в исполнении мастеров слова. И все же ничто не заменит богатой, выразительной речи самого педагога. Ведь она своего рода эталон для ребенка.
Особое значение в шестилетнем возрасте приобретает развитие фонематического слуха—способности воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. К 6 годам на основе формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов и отдельных звуков ребенок начинает осваивать нормы произношения, заботиться о его правильности.
В 6 лет перед поступившим в школу ребенком встает новая задача—задача звукового анализа слова. Положительные результаты дает здесь использование метода поэтапного формирования умственных действий, предложенного известным советским психологом П. Я. Гальпериным.
Согласно этому подходу интеллектуальное действие в ходе своего формирования проходит ряд этапов, в хо де которых принимает обобщенный и сокращенный вид
Не так уж просто шестилетнему ребенку сразу в уме
определить, сколько звуков в слове «рак», «щука», «морж». Нелегко разобраться в том, почему квадратики, нарисованные под картинкой в «Букваре», означают «мак», «аист». Их рассматривание быстро надоедает. Нельзя ли здесь помочь чем-то ребенку?
Ведь можно обучение проводить так: на первом этапе дать ребенку карточку с изображением предмета, под рисунком—схему звукового состава названия этого предмета. В схеме должно быть столько точек, сколько звуков в слове. Кроме карточки, пусть ребенок получиг и фишки. Далее ребенок, последовательно вычленяя с помощью педагога один звук за другим, ставит фишки в первую, вторую и т. д. клеточки схемы, пока не проанализирует "все слово и не заполнит соответственно все клетки. Так анализировать звуковой состав ему значительно легче. На следующих этапах будем постепенно убирать сначала схему звукового анализа (конечно, так выполнить задание труднее, но легче, чем в умственном плане) и, наконец, уберем фишки. В ходе такого обучения максимально материализованное практическое действие становится свернутым, интериоризованным, умственным. Ребенок постепенно переходит от громкого про-говаривания слова к его прошептыванию и, наконец, к действию в уме.
Исследование, проведенное Л. Е. Журовой под руководством Д. Б. Эльконина, показало, что при таком методе формирование звукового анализа слова проходит значительно успешнее, чем при обычном способе обучения. При этом у детей скорее развивается фонематический слух—важнейшая основа для обучения грамоте.
К концу обучения дети усваивают звуковой анализ слова любой сложности в умственном плане. Дети научаются различать гласные, твердые и мягкие звуки, находить ударение и переносить его с одного гласного звука на другой, усваивают их различительные свойства.
Важнейшая функция речи — функция общения. Шестилетний ребенок, общаясь со взрослыми и сверстниками, применяет ситуативную, контекстную, объяснительную формы речи.
Ситуативная речь, характеризующаяся сверну-тостыо, недосказанностью, жестко связана с конкретной ситуацией и наиболее типична для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Но и шестилетний ребенок прибегает к ней. Однако в целом ситуативная речь к 6 годам свертывается, уступая место контекстной
речи, сообщению о ситуациях и явлениях, которых нет в данный момент. Ее развитие вызвано расширением кругозора ребенка, его самостоятельности, развитием потребности быть понятым вне зависимости от ситуации. Чтобы быть понятым людьми, которые не были в той ситуации, о которой ребенок хочет рассказать, его речь должна быть связной, развернутой, логичной. Отличительная ее черта—произвольность.
Вместе с тем, контекстная речь к 6 годам не вытесняет полностью ситуативную. Ребенок прибегает то к одной, то к другой форме речи, в зависимости от характера общения, его содержания. Когда речь идет о быте, он обычно прибегает к ситуативной речи, но при пересказе, например, прочитанного ему рассказа спонтанность речи снижается.
К 6 годам формируется и такая форма речи, как объяснительная (рассуждение, объяснение способа действия, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.). Здесь уже требуется точная лексика, описывающая свойства и качества предметов, указывающая на время и место происходящих или минувших событий. Этот вид речи отличается от простого рассказа, так как не допускает произвольного изложения содержания, требует определенной последовательности соподчиненных звеньев. Этот вид речи достаточно сложен, и его развитие к 6 годам еще не завершается.
Наряду с функцией общения речь шестилетнего ребенка выполняет и планирующую функцию. Ее берет на себя внутренняя речь, появление которой относят к пя-ти-шестилетнему возрасту.
Усвоение грамоты в первом классе осуществляется на основе принципов, разработанных Д. Б. Элькониным. Обучение грамоте включает в себя обучение первоначальному чтению, письму, работу по развитию речи.
Чтение рассматривается Д. Б. Элькониным как процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели. В процессе обучения чтению ребенок должен пройти три взаимосвязанных этапа:
I. Формирование звукового анализа слов и общей ориентировки в звуковой системе языка.
II. Освоение системы гласных фонем, их обозначение буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы.
III. Освоение системы согласных фонем, их обозначение буквами и формирование механизма чтения.
Как воплотить эту систему в работе с шестилетками? Учителю, много лет проработавшему в начальной школе, может показаться, что проблем здесь нет. Но это только на первый взгляд, до первой встречи с шестилетними детьми. Всего год отличает их от прежних первоклассников, но успешно используемые обычно методы здесь, с шестилетками, часто не работают.
Специфические формы и методы обучения грамоте шестилетних детей на основе метода Д. Б. Эльконина разработаны Л. Е. Журовой (42). (О некоторых из них мы уже говорили выше.) Особое внимание в них обращается не на достижение плавного чтения, а на овладение детьми звуковой стороной слова, их свободное ориентирование в словесном составе предложений.
В методике Л. Е. Журовой учитель найдет способ обучения шестилетних детей слоговому чтению. В настоящее время углубленно изучается механизм перехода от чтения целым словом к чтению предложением и разрабатывается методика овладения им. Так, Н. С. Стар-жинской выделены следующие ступени овладения начальным связным чтением:
1) выработка внимания к грамматическим признакам читаемых слов и их роли в связи слов в предложении;
2) слитное чтение слова, редуцирование безударных гласных;
3) слитное чтение фонетического слова (знаменательного слова с примыкающими служебными или частицами и редуцирование последних);
4) формирование умения читать предложения с ударением в каждом слове;
5) объединение знаменательных (фонетических) слов в словосочетания, считывание их без двойного про-читывания;
6) .актуальное членение считываемого предложения и его последующее выразительное связное чтение.
Первые пять ступеней служат формированию у детей умения слитного чтения слова и плавного чтения предложения. Шестая ступень—выработке смыслового анализа предложения. В совокупности эти умения составляют связное сознательное чтение. .
В исследовании Н. С. Воронцовой были выявлены оптимальные сроки обучения грамоте. Установлено, что дети дошкольного возраста обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте: дети 5 лет особенно восприимчивы к звуковой стороне речи, шести-
летние дети — к чтению. Итак, педагогам и родителям важно не упустить оптимальный срок обучения звуковому анализу—5 лет, для обучения чтению наиболее благоприятный (сензитивный) период—6 лет.
Письмом шестилетние дети овладевают медленнее, чем семилетние первоклассники. Ведь овладение письмом требует определенной физической готовности, а у шестилетнего ребенка еще отсутствует точная и тонкая координация движений, необходимая при письме, слабо развиты мелкие мышцы кисти рук, да и позвоночник еще слаб. Специалисты предостерегают: поспешность на этом этапе, слепое применение привычной методики могут пагубно отразиться на здоровье детей, привести к координационному неврозу, писчему спазму, ухудшению зрения, искривлению позвоночника.
«Хорошее начало равно победе»—гласит мудрость. Поэтому начальный этап в обучении шестилетних письму требует немало времени и длится около двух месяцев. Собственно обучения грамоте здесь еще нет, основное внимание педагога обращено на формирование правильной позы при письме; детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать.
На первом этапе важно развитие движений руки, их координации с глазом. Здесь помогают не только специальные упражнения, но и такие, которые как будто бы к письму прямого отношения не имеют, но помогают подготовить руку к письму (застегивание и расстегива-ние пуговиц, плетение, завинчивание деталей конструктора и т. д.). Существенную помощь в подготовке руки и глаза к письму оказывают и занятия изобразительной деятельностью (о чем мы уже писали). Обучая детей письму, не следует торопить детей, требовать безотрывного письма, важнее, по мнению специалистов, правильное восприятие каждого элемента буквы, ритмичность движений.
В классе обычно бывает несколько левшей. Как быть с ними? Их не следует переучивать писать правой рукой, как и требовать от них наклонного письма. Таких детей лучше посадить вместе либо по одному. Забота учителя здесь будет еще и в другом—важно, чтобы дети не восприняли эти свои особенности как что-то плохое, постыдное, чтобы их товарищи так же правильно, как и учитель, относились к ним. Важно обеспечить каждому ребенку эмоциональное благополучие в классе.
Заказ 85
ГЛАВА XI. ВООБРАЖЕНИЕ РЕБЕНКА ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА