Диагностика познавательных процессов

Следует отметить, что одним из важнейших аспектов целенаправленного процесса развития когнитивной сферы подростков и юношей является психодиагностика их способностей. Своевременное и качественное проведение психодиагностических мероприятий позволяет не только оценить уровень интеллектуального развития подростков и юношей, но и своевременно внести коррективы в образовательный процесс. Какими особенностями обладают методы психодиагностики психических познавательных процессов в данном возрасте?

332 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)

бежать кричать фипьм опера ель стол
стоять а. молчать экран а.театр дуб а.мебель
б. шептать б.артист б.шкаф
  в.шуметь   в.пение   в.гарнитур
  г.звать   г.сцена   г. ваза
  Д--   д-   Д--
паровоз конь рожь яблоня сод жизнь
вагоны а. конюх поле а. сажать весна а. радость
б.лошадь б.яблоки б.учеба
  в.ехать   в.урожай   в.юность
  г.конюшня   г.сад   г.любовь
  Д--   Д.-   Д--
ieaip библиотека сора дерево глава квартира
зритель а.полки пещера а. корень роман а. кухня
б.книги б.дупло б.комната
  в.читатель   в.крона   в.дверь
  г.букинист   г.ствол   Г.ДОМ
  д-   Д--   д-
жапезо дерево ДОМ пестница голод 1РУД
кузнец а. доски этажи а.перила тощий а.добрый
б.пила б.лифт б.пища
  в.лесник   в.подъем   в.усталый
  г.столяр   г.ступени   г. работа
  д-   Д--   д-
пароход поеад МИЕДО СЛОВР среда воскресенье
пристань а.депо цифры а.фраза пятница а.четверг
б. вокзал б.буквы б.суббота
  в.рельсы   в.читатель   в.вторник
  г.шпалы   г. рассказ   г.понедельник
  Д--   Д--   Д--
машина яхта болезнь поломка день зима
мотор а.мачта лечение а.мастер ночь а. мороз
б.киль б.ремонт б.январь
  в.корма   в.деталь   в.снег
  г.парус   г.смазка   г.лето
  Д.-   Д--   д-
носа шааа прохлада голубой шар куб
КОСТЫЛЬ а.зрение мороз а вечер круг а.тело
б.очки б.небо б.фигура
  в.слезы   в.теплый   в.конус
  г.веки   г.синий   г. квадрат
  д-   д-   д-
иша бритва ерах рынок пожар apaci
острие а.сталь недруг а.площадь поджог а.суд
б.металл б.торговец б. кража
  в.лезвие   в.базар   в.камера
  г. резать   г.магазин   г.юрист
  Д.-   д.-   Д--
музыка пение малина физика коза хлеб
оркестр а.хор ягода а.ученик животное а.обед
б.солист б.вакуум б.пища
  в.сцена   в.колба   в.батон
  г. певец   г.закон   г.тарелка
  д. -   Д.-   Д--
коровы ноши растение утка лицо гвлос
стадо а. лес семя а. мясо зеркало а.микрофон
б.охота б.перо б.диктор
  в.нора   в.лететь   в.запись
  г. шерсть   г.яйцо   г.эхо
  Д--   Д--   д.-

Бланки к методикам психологического обследования. Стимульный бланк к методике 1 «Аналогии»




ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 333

А_____________ Б_____________ В_____________ Г_____________ Д

Методика исследования распределения и устойчивости внимания. 25-значные одноцветные цифровые таблицы

Чаще всего для оценки внимания, памяти, воображенияи речиподростков и юношей предлагается использовать те же методы, что и для оценки их развития в предшествующем возрасте. Однако критерии уровня развития изучаемых психических процессов, конечно, будут другие.

Вместе с тем в подростковом и юношеском возрасте необходимо оценивать те качества, развитие которых является специфической чертой данного возраста. К таким качествам относятся: логическое мышлениеи некоторые особенности внимания.

Для оценки уровня логического мышлениячасто используют методику «Логико-количественных отношений» или методику «Аналогии». На с. 327 приведена методика «Аналогии», суть которой состоит в установлении логических отношений между понятиями по заданному образцу. Необходимо подобрать пару к заданному слову, сочетание которых было бы близко к смыслу сочетаний пары слов, приведенной в качестве образца (примера). В процессе выполнения методики оценивается функция вербального логического (понятийного) мышления. Испытуемому необходимо выполнить правильно как можно большее количество заданий за определенное время.

В исследовании вниманияподростков и юношей основной акцент делается прежде всего на распределение и устойчивость внимания.

Для оценки этих качеств может быть использована методика исследования распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Испытуемый, поочередно просматривая таблицы, должен найти в порядке возрастания (от 1 до 25) все цифры. При вынесении заключения о развитии внимания подростка учитывается общее время работы (или среднее значение по выполнению заданий пяти таблиц).

Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Распределение внимания — способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Устойчивость внимания — способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Следует отметить, что уровень интеллектуального развития в подростковом и юношеском возрасте достигает весьма высоких показателей. Кроме того, его характеризует также и неповторимая индивидуальность мышления, что предполагает необходимость оценки интересовподростка и определения общей направленности его мышления.

Решение данной психодиагностической задачи в дальнейшем может быть использовано в интересах прогнозирования профессионального выбора подростка, а также успешности деятельности по выбранной им профессии.

334 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)

Резюме

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становясь более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.

Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны — количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, ! чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает). Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей.


Диагностика познавательных процессов - student2.ru

Глава 2

Аффективная сфера

— отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Аффективная сфера — совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Наши рекомендации